<<< personalia
А
Александр Адамский в программах Светланы Сорокиной.
1. «Основной инстинкт» на 1-м канале (4) 2003.03.11. Усыновление "за границу" (Отдавать ли детей?)
2. «Основной инстинкт» на 1-м канале (4) 2003.05.29. Экзамен для министра (Реформа системы образования)
3. «Основной инстинкт» на 1-м канале (48) 2003.11.14. Сигнал тревоги (Нужна ли в школе обязательная НВП?)
4. «Основной инстинкт» на 1-м канале (74) 2004.07.02. Чужая родня (власть и дети-сироты).
А.Адамский опубликовал статью Единая школа - по итогам выпуска ОИ 11 марта 2003 г.
АДАМСКИЙ Александр Изотович
Президент Образовательного центра (ректор Института образовательной политики) "Эврика", председатель Совета по управлению Федеральными экспериментальными площадками, обозреватель, член редколлегии газеты "Первое сентября", главный редактор газеты "Управление школой".
Родился 28 ноября 1955 года.
В 1972 году закончил среднюю школу в селе Прядивка, на Украине. Папа был ее директором, мама - моим классным руководителем. Филфак или физфак университета были закрыты для еврейского абитуриента, родители решили, что самый лучший вариант - сельскохозяйственный институт ("работа на воздухе и с людьми"). Но через два года терпение лопнуло и я променял инженерную карьеру на педагогическую.
1974 год - Учитель физики, классный руководитель 9 класса Бузовской средней школы, Магдалиновского района, Днепропетровской области. Встреча с Леонидом Владимировичем Занковым.
1977 - 1982 - учеба в Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина на физическом факультете, никаких ярких педагогических воспоминаний.
1985 год - создание дидактического театра в 31 московской школе. Встреча с Людмилой Ивановной Новиковой.
1986 год - сотрудник "Учительской газеты". Встреча с Симоном Львовичем Соловейчиком и Владимиром Федоровичем Матвеевым.
1988 год - фестиваль-конкурс "Авторская школа" и движение клубов "Эврика". Встреча с Василием Васильевичем Давыдовым.
1989 год - начало деятельности образовательного центра "Эврика" и программы "Свободный университет "Эврика".
Партнеры: Б. Эльконин, П. Щедровицкий, Т. Ковалева, И. Фрумин, С. Курганов, Э. Шепель, В. Левин, А. Аронов, В. Редюхин.
Участие в разработке и реализации программ развития образования в регионах России и за рубежом.
1995 год - Встреча с Феликсом Трофимовичем Михайловым.
1996 год - разработка и реализация проекта "Образовательная политика" в газете "ПС" и "УШ". Встреча с Александром Моисеевичем Пятигорским.
1998 - создание Совета по управлению Федеральными экспериментальными площадками.
Приоритетом российского образования считает общественное, гражданское образование. Не только как выражение общественных интересов и потребностей, а прежде всего как становление особого общественного содержания образования. Это те отношения, в которых система образования находится с человеком, обществом и государством. Как она устроена, на каком языке разговаривает, как финансируется. Не в смысле "сколько денег", а в смысле кто, за что, как платит. Кто и как управляет. Способы управления (школой, районом, всей системой) становятся содержанием образования. Это и есть общественное содержание образования. Дети от этого приобретают гораздо больше, чем от уроков.
Философские, научные, методологические интересы: управленческая деятельность, развивающее управление, предметность образования, моделирование образовательных систем, гуманитарное проектирование. Образовательная политика.
Из интервью
- Ваши учителя и ученики?
- Учителей я назвал, а учеников - пусть сами назовутся. Такая опасная вещь - ученики. Я сто раз спрашивал Симон Львовича, теперь Феликса Михайлова все время спрашиваю: "Можно я буду считаться вашим учеником?". Давыдов мог сказать: "Я - ученик Выготского". Хотя никогда с Выготским не встречался.
Если бы я встретил Ф. Михайлова 25 лет тому назад - не было бы никакой журналистики в моей жизни и никакой общественной линии, была бы только наука, только философия. Я думаю, что для каждого есть разные предметности, на которых он или она могут стать учениками. Мне близки Соловейчик и Давыдов не как писатель и психолог, а как мудрецы, и в этом смысле - философы. Не могу сказать:" Я ученик Соловейчика- журналиста и писателя." Я пишу не так многопланово, и языком владею еще слабо. Но я ученик Соловейчика в том, как он понимал Свободу, я ученик Давыдова в том, как он понимал Развитие. Я готов работать на этом поле, я знаю, как сделать, чтобы эти ценности, эти смыслы не пропали. Я готов работать в границах их Учений. То есть для меня быть учеником - это ограничения. Ну, образно говоря, за левую руку меня держит Соловейчик, за правую - Давыдов. В те моменты, когда я ощущаю эти ограничения, и делаю что- то (или не делаю чего- то) в соответствии с этим ощущением - вот в эти моменты я их ученик. Кстати моим товарищам: Борису Эльконину и Петру Щедровицкому, в этой ситуации и сложнее, и проще. Они - генетические ученики Д.Б. и Г.П. У них не было выбора. Петр очень хорошо сказал как- то: "Я с детства, от отца знал какие книжки надо читать". А нам, сельским жителям, откуда было знать какие книжки читать?
- Публикации о Вас, содержащие ответы на эти вопросы (в периодической печати, в Интернете)?
- До сих пор помню статью Оли Мариничевой в "Комсомольской правде", по- моему за 1985 год. Оля назвала меня "педагогическим импрессионистом". Я очень гордился (и до сих пор горжусь), но завуч школы, в которой я тогда работал, подумала, что это слово означает высшую степень сионизма. Что, как потом оказалось, тоже ничего страшного. Но в тот момент это сильно осложнило жизнь.
- Что, на Ваш взгляд, сейчас происходит в российском образовании и каковы его перспективы?
- Две вещи намечу, но не буду подробно расписывать. Первое. Закончилось осевое время фундаментальных теоретических сдвигов. Со смертью В.В. Давыдова закончилась эпоха гигантов- теоретиков в образовании. Теперь практикующие педагоги будут на основе громадного теоретического материала создавать прикладные модели новых технологий. Потому я свою задачу вижу в максимальной поддержке практических культурно- образовательных инициатив. Одна из форм - Федеральные экспериментальные площадки.
Второе. Началась реставрация консервативных ценностей в образовании. Романтический настрой образовательных управленцев, связанный с инновационным движением, закончился и начался обратный процесс. Кто тут виноват и почему так случилось - отдельна тема. Но дело и в объективных вещах, маятник качается, а в последнее время просто стремительно. Да и то сказать, целых десять лет можно было безнаказанно заниматься новациями, экспериментами.
Да и само инновационное движение, то есть движение учителей и директоров, в тяжелом кризисе. Советские методы соорганизации не работают, а перейти к более современным - не удается. Здесь есть и моя вина, но уж очень мне не хотелось заниматься организацией форм инновационного движения, не будучи практикующим школьным педагогом. Тут есть большая доля искусственности. А практикующие педагоги не смогли создать эффективно действующую общественную инновационную организацию.
Оказалось, что быть гениальным педагогом и такого же уровня организатором и лидером общественного движения - это разное. Но в результате этого - оформленного, институализированного общественного инновационного движения в России нет. Зато возникают очень мощные консервативные (ничего плохого в этом слове для меня нет), общественные объединения - образовательный парламент, общественный совет при комитете Госдумы по науке и образованию, Ассоциация администраторов образования, Совет руководителей при министерстве. Единственной действующей общественно ассоциацией инновационного толка осталась АРО - Давыдовская Ассоциация Развивающего обучения. Во многом теперь от развития событий внутри этой ассоциации зависит, как будут обстоять дела с общественной линией в образовании.
Так что образование, как и другие сферы, проходит путь к гражданскому обществу. От ведомственного корпуса чиновников, к сообществу, корпорации профессионалов. Рождается этос, язык, корпоративная мораль.
... Во время отпуска, моя дочь спросила, не надоело ли мне заниматься только образованием.
- До сих пор интересно?
- Я стал думать и решил, что это единственная область, где можно заниматься только содержанием. Деньги, политика, искусство - интересно, но во многом сиюминутно. Образование, как область размышлений, более надежно.
С использованием материалов
<<< на главную # <<< personalia # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. # карта сайта