<<< personalia
Л
Александр Лебедь в программах Светланы Сорокиной.
1. «Герой дня» на НТВ. (092) 1998.05.18. Победа на губернаторских выборах.
2. «Герой дня» на НТВ. (132) 1998.09.03. Дефолт и регионы.
3. «Герой дня» на НТВ. (226) 1999.01.28.
4. «Герой дня» на НТВ. (269) 1999.03.31. Югославия; послание президента
5. «Герой дня» на НТВ. (505) 2000.06.05. Переустройство власти
После гибели А.И.Лебедя в авиакатастрофе Светлана Сорокина сняла документальный фильм «Лебедь».
Фильм был показан на ТВС на сороковины и повторно - в годовщину гибели генерала.
ЛЕБЕДЬ Александр Иванович.
Родился 20 апреля 1950 г. в Новочеркасске Ростовской области.
Старший брат Алексея Лебедя.
В 1973 г. окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище имени Ленинского комсомола.
В 1981-82 гг. был командиром батальона в Афганистане.
В 1985 г. окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе и был назначен заместителем командира парашютно-десантного полка в Рязани. В дальнейшем служил на различных должностях в Костроме и Пскове. С марта 1988 г. - командир Тульской воздушно-десантной дивизии.
Принимал участие в операциях в "горячих точках" на территории СССР - армяно-азербайджанский конфликт в Баку (конец 1988-начало 1989 гг.), столкновения в Тбилиси (апрель 1989 г.), волнения в Баку и ряде других городов Азербайджана (начало 1990 г.)
В 1990 г. Лебедь стал делегатом 28-го съезда КПСС и учредительного съезда Российской компартии. Был избран членом ЦК РКП.
В феврале 1991 г. назначен заместителем командующего ВДВ по боевой подготовке и вузам.
В августе 1991 г. во время неудавшейся попытки государственного переворота участвовал в организации охраны здания Верховного Совета РСФСР в Москве ("Белого Дома").
23 июня 1992 г. прибыл в Тирасполь для ликвидации вооруженного конфликта в регионе. Вскоре назначен командующим 14-й гвардейской общевойсковой армией в Приднестровье.
В июне 1995 г. уволен в запас указом президента России.
17 декабря 1995 г. избран депутатом Госдумы от Тульского избирательного округа.
В начале января 1996 г. инициативная группа выдвинула Александра Лебедя кандидатом в президенты России.
19 апреля 1996 года бывший командующий 14-й армией был зарегистрирован Центризбиркомом кандидатом на пост президента России.
Инициативная группа собрала в поддержку кандидатуры Лебедя 1 млн 919 тыс. 913 подписей в 72 регионах России и двух зарубежных странах - Молдове и Эстонии.
ЦИК было зачтено 1 млн 896 тыс.445 подписей в поддержку Лебедя.
16 июня 1996 г. состоялись выборы президента России. Набрал 14,7 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании и, заняв третье место по итогам голосования, выбыл из предвыборной борьбы.
18 июня 1996 г. указом президента РФ Бориса Ельцина Александр Лебедь назначен секретарем Совета безопасности и помощником президента РФ по национальной безопасности.
25 июня 1996 г. назначен председателем Комиссии по высшим воинским должностям, высшим воинским и высшим специальным званиям Совета по кадровой политике при президенте.
В ночь с 11 на 12 августа 1996 г. встретился в чеченском селе Старые Атаги с начальником штаба вооруженных формирований оппозиции Асланом Масхадовым и обсудил с ним свой план урегулирования ситуации в Чечне, вслед за чем был 31 августа был подписан знаменитый Хасавюртский договор.
====================================================================================
Хасавюртские соглашения от 31 августа 1996
СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Мы, нижеподписавшиеся, учитывая достигнутый прогресс в реализации соглашений о прекращении военных действий, стремясь создать взаимоприемлемые предпосылки для политического урегулирования вооруженного конфликта, признавая недопустимость применения вооруженной силы или угрозы ее применения при решении спорных вопросов, исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, укрепления межнационального согласия и безопасности народов, изъявляя волю к безусловной защите прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий, пресечению актов насилия в отношении политических оппонентов, исходя при этом из Всеобщей декларации прав человека 1949 года и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, cовместно разработали Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, на основе которых будет строиться дальнейший переговорный процесс.
А.Лебедь, С.Харламов
А.Масхадов, С.Абумуслимов
Дата 31.08.1996 года. Место подписания Хасавюрт
В присутствии Главы Группы Содействия ОБСЕ в Чеченской Республике. Т.Гульдиманн
--------------------------------------------------------------------------------
ПРИНЦИПЫ
определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой
1. Соглашение об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, определяемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, должно быть достигнуто до 31 декабря 2001 года.
2. Не позднее 1 октября 1996 года формируется Объединенная комиссия из представителей органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики, задачами которой являются:
осуществление контроля за исполнением Указа Президента Российской Федерации от 25 июня 1996 года N 985 и подготовка предложений по завершению вывода войск;
подготовка согласованных мероприятий по борьбе с преступностью, терроризмом и проявлениями национальной и религиозной вражды и контроль за их исполнением;
подготовка предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных взаимоотношений;
подготовка и внесение в правительство Российской Федерации программ восстановления социально-экономического комплекса Чеченской Республики;
контроль за согласованным взаимодействием органов государственной власти и иных заинтересованных организаций при обеспечении населения продовольствием и медикаментами.
3. Законодательство Чеченской Республики основывается на соблюдении прав человека и гражданина, праве народов на самоопределение, принципах равноправия народов, обеспечения гражданского мира, межнационального согласия и безопасности проживающих на территории Чеченской Республики граждан независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и иных различий.
4. Объединенная комиссия завершает свою работу по взаимной договоренности.
Опубликовано: Независимая газета, N163, 3 сентября 1996.
====================================================================================
17 октября 1996 г. освобождён от обязанностей секретаря Совета безопасности РФ и помощника президента по национальной безопасности.
27 декабря 1996 г. прошла учредительная конференция Народно-республиканской партии России (НРПР). Лидер - Александр Лебедь. Основная членская база партии - движение "Честь и Родина".
17 мая 1998 года во втором туре выборов был избран губернатором Красноярского края (набрал 59% голосов, в то время как его соперник, бывший губернатор В.Зубов - 39%); официально вступил в должность 5 июня 1998 года. После избрания губернатором оставил официальные посты в руководстве РНРП и движения "Честь и Родина", продолжая быть их неофициальным лидером. 31 июля 1998 г. на III съезде РНРП вновь был избран лидером этой партии.
С июня 1998 года является организатором и руководителем миротворческой миссии на Северном Кавказе (организация учреждена в Пятигорске, а ее члены помогают получать сведения о заложниках и освобождать их).
К началу 2001 года «Миссия Лебедя» освободила 168 российских военнослужащих.
28 апреля 2002 трагически погиб в результате катастрофы вертолета Ми-8.
Был награжден орденами и медалями, в том числе Орденом Красной Звезды за участие в боевых действиях в Афганистане; почетный гражданин г. Тулы; женат, имел двоих сыновей и дочь.
Из досье на stringer.ru:
Выступал с резкой критикой политики президента и правительства, считая их повинными в подрыве государственности и развале экономики, остром социальном кризисе.
Об угрозах России высказывался, в частности, так: "Новое, ползучее, липкое, тлетворное иго, надвигающееся на нашу землю со всех сторон, направлено против души народа. Враг страшен тем, что он невидим. С ним нельзя скрестить меч. Его нельзя достать пулей. Но он есть. Он разрушает основополагающие моральные устои, завещанные нам предками, и заменяет их импортным суррогатом чуждых нам идей. Он плодит всевозможные секты, партии, общественные организации мутной направленности и проповедует Православной России православие на английском языке. Он создает политический, экономический хаос, стравливает народы, организуя для них себе на забаву всевозможные вооруженные конфликты и гражданские войны. Он поощряет разгул преступности и препятствует борьбе с ним. Он организует "утечку мозгов" и тем уничтожает интеллектуальный потенциал государства Росийского. Он делает все для того, чтобы процес разрушения Державы стал необратим, и уже во многом преуспел". ("Подмосковье", 24 июня 1995 г.).
Систему своих воззрений А.Лебедь изложил в подробном интервью "Новой газете" (№ 4, 27 января - 2 февраля 1997 г.).
Одной из первостепенных проблем он считает распределение власти, полномочий и ответственности. Отстроенная в стране "авторитарная пирамида власти", по его словам, еще как-то функционирует, только пока президент, все подобравший под себя, здоров и стоит на ее вершине. Однако даже работая по 24 часа в сутки, он не в состоянии закрыть собой все проблемы, подчеркивает А.Лебедь. "Надо просто разумно разделить между президентом, правительством, Советом Федерации, Думой, Конституционным Судом, Верховным Судом полномочия и функции и работать цивилизованно". По мнению А.Лебедя, в стране нет системы принятия государственных решений. "До тех пор, пока она не будет создана, страна будет идти вразнос. Война в Чечне была, а автор этой авантюры — он никому не известен. Есть десятки примеров того, как принимаются самые дикие решения, которые противны всякой логике, всякому здравому смыслу, в том числе и интересам государства". "Надо начинать с отлаживания системы управления и системы принятия высших государственных решений" - утверждал А.Лебедь.
В конце 1996 г. Лебедь публично декларировал необходимость и своё видение конституционной реформы: "Суть конституционной реформы, пояснил он, состоит в том, чтобы превратить Россию из суперпрезидентской республики, коей она сегодня является, в президентско-парламентскую. Каждому должны быть положены такие полномочия, с которыми он мог бы справиться во благо страны. Передел собственности не грозит, просто критерии будут изменены". Основополагающим критерием, по словам А.Лебедя будет "эффективный собственник". То есть "человек, который создает рабочие места, закрывает социальную сферу и исправно платит налоги". Экономическую ситуацию в стране можно улучшить, по мнению А.Лебедя, прежде всего убрав препоны на пути возврата отечественных капиталов в страну, расчистив пути для инвестиций, изменив нынешнюю "совершенно абсурдную" налоговую и таможенную политику, наконец, создав правила игры, систему залогов и систему страхований — всего того, что способствует притоку капитала в страну.
С конца 1996 г. А.Лебедь - практически единственный из ведущих российских политиков, открыто заявляющий о своей подготовке к новым президентским выборам. Он высказывал мнение и о необходимости досрочного их проведения. Наблюдатели, впрочем, достаточно критически оценивали его потенциал как кандидата в президенты. По мнению газеты "Московские новости", "Очевидным слабым местом генерала является отсутствие у него не только собственной команды, но даже и политических союзников... Хотя генерал не устает заявлять о многочисленных приверженцах и неистощимых финансовых ресурсах, оснований доверять этому пока нет. Конгресс русских общин и Демократическая партия России сочли Лебедя чрезмерно амбициозным и предпочли налаживать контакты с Юрием Лужковым. Сегодня в его распоряжении осталась лишь Российская народно-республиканская партия, создаваемая на основе движения "Честь и Родина"... (в 1998 г. численность РНРП составляла примерно 30 тыс. человек, в основном инженеры, в том числе безработные, офицеры в отставке, представители малого и среднего бизнеса). Что же касается финансового положения потенциального кандидата в президенты, то достаточно сказать, что сбор подписей за выдвижение Лебедя на пост тульского губернатора был произведен на средства Александра Коржакова".
В отношении перспектив решения "чеченского вопроса" через год после подписания Хасавюртовских соглашений А.Лебедь в интервью "Независимой газете" (29.08.97) заявил, что "Президент лично вычеркнул из преамбулы договора о мире с Чечней упоминание Хасавюртовских соглашений и избавил чеченцев от данного ими слова решать проблему на холодную голову". Oтношения России и Чечни, по оценке А.Лебедя, зашли в тупик, у двух сторон нет основы для дальнейшего разговора. Вместе с тем, он подчеркивал, что "суверенной независимой Чечни не может быть не только потому, что Россия не желает ее отпустить. Прецедент страшен. Отпусти завтра Чечню - и послезавтра взовьются Северная Ирландия, Страна басков, Курдистан, Карабах, Абхазия, Приднестровье". По убеждению А.Лебедя, нужна "принятая на холодную голову дипломатическая формула, которая устроила бы обе стороны", время для поиска которой давали именно дискредитированные Хасавюртовские соглашения.
В июне 1998 г. на Учредительной конференции межрегиональной общественной организации "Миротворческая миссия на Северном Кавказе", в которой приняли участие делегации девяти северокавказских субъектов РФ, включая Чечню, А.Лебедь критически оценил политику Москвы на Северном Кавказе, как чреватую большой войной, резко отозвался о персональных амбициях республиканских лидеров, а, обосновывая своё стремление "послужить делу мира" в беспокойном регионе, заявил, что профессионально чувствует истоки войны, знает, как убить её в зародыше и попытается сделать это. Лебедь выступил на этой конференции с неожиданным предложением: объединить все республики и края региона в один северокавказский край, что позволит забыть о перекройке административных границ, суверенизации, непомерных амбициях устоявшихся политических элит. Это предложение не вызвало энтузиазма у участников учредительной конференции. Были сформулированы основные задачи Миротворческой миссии: посредничество в урегулировании межэтнических конфликтов, содействие освобождению заложников, возврату беженцев, участие в разработке программ экономического и социального развития.
В числе первых шагов А.Лебедя на посту губернатора Красноярского края было опубликование законопроекта "Об отзыве губернатора" в качестве ответа утверждениям оппонентов о том, что его губернаторство лишь трамплин к президентским выборам 2000 года. "Я себе сжигаю мосты, заявил Лебедь. - Если вдруг граждане увидят, что я пришел сюда готовиться к выборам, грабить регион, то вот вам механизм: зарвавшегося губернатора - отозвать". Вместе с тем Лебедь не отрицал возможности своего участия в выборах президента, если в крае "все начнет расцветать, все начнут жить, увидят, что пошел процесс если не бурного, но подъёма, если все убедятся, что стоят на правильной дороге" ("КоммерсантЪ", 19 мая 1998 г.). В августе 1998 г. на встрече с журналистами в Красноярске губернатор Лебедь признал, что экономическое положение края со времени его победы на выборах никоим образом в лучшую сторону не изменилось, более того, стало ещё хуже. По мнению Лебедя, основная причина сложившейся ситуации - отсутствие финансовой поддержки со стороны федерального центра, вынуждающего регион выживать за счёт внебюджетных ресурсов. Именно поэтому, по словам губернатора, отношения края с Кремлем обострились до такой степени, что он не исключает возможности конфликта. "У меня есть опыт миротворчества, но есть и опыт давления", - заявил генерал Лебедь. 14 августа 1998 г. А.Лебедь заявил об отказе получать свою губернаторскую зарплату до тех пор, пока не будут выплачены все долги бюджетникам и ситуация с зарплатой в крае не нормализуется ("Сегодня", 15 августа 1998 г.). Одновременно губернатор подписал постановление о создании в крае чрезвычайного кризисного штаба по решению вопросов с зарплатой.
С использованием материалов
<<< на главную # <<< personalia # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. # карта сайта