Реклама
Тур агентства хабаровск на сайте http://www.megapolis27.ru.. продажа гранита хабаровск, g382.

<<< personalia
П
Григорий Померанц в программах Светланы Сорокиной.


1. «Основной инстинкт» на 1-м канале (95) 2005.04.08. Завтрашний день христианского мира.

ПОМЕРАНЦ Григорий Соломонович

Родился в Вильнюсе 13 марта 1918 г., в 1925 семья переехала в Москву. Учился в школе № 59.
В 1935–1940 учился на философском факультете ИФЛИ. После роспуска философского факультета перешёл на литературный (отделение русской литературы). В марте 1938 был престован его отец, выслан в Актюбинскую область, в г. Темир. Сын приезжал к отцу, из его рассказов узнал о пытках.
Изучал творчество Ф.М. Достоевского. Руководителем дипломной работы «Бальзак и Достоевский» был В.Р. Гриб.
Окончил Институт истории, философии и литературы (1940); не был допущен в аспирантуру из-за "антимарксистского" доклада о Достоевском.
Окончил литературное отделение МИФЛИ в 1940 году.
В 1940–1941 читал лекции в Тульском педагогическом институте.
В 1941–1946 участвовал в боевых действиях. После ранения и госпиталя работал в дивизионной газете.
В 1943 году вступил в ВКП(б). Был исключён из партии в 1946 г. «за антипартийные высказывания».
В 1946–1948 гг. в Москве работал техником в тресте «Союзэнергомонтаж», продавцом в книжном магазине, корректором, киоскёром «Союзпечати».
30 сентября 1949 был арестован и затем осужден за "антисоветскую агитацию" (по ст. 58-10/1), освобожден по амнистии 1953 году (до июня 1950 — в Лубянской и Бутырской тюрьмах, с июня 1950 до апреля 1953 - в Каргопольлаге, в Архангельской области). Работал в Отделе интендантского снабжения. Освобождён по амнистии в апреле 1953, реабилитирован в 1956 году (по др. источникаи в 1958).
В 1953-1956 работал учителем в кубанской станице Шкуринская.
Вернувшись в Москву, работал библиографом в Библиотеке иностранной литературы, в Фундаментальной библиотеке общественных наук. Переписывался с Солженицыным (с конца 1960-х гг.). Встречался с П.Г. Григоренко. Участвовал в диссидентском движении. Выступал против попыток реабилитации Сталина. Высказывал критическое отношение к действительности в машинописных текстах, подхваченных самиздатом; писал о Достоевском. Печатал статьи по культурологии в советских научных журналах (есть переводы на английский и французский языки в журнале "Diogenes", №№ 92, 96, 107) и философские эссе в антисоветском зарубежье.
В 60-х философские и литературные эссе Померанца стали активно распространяться в Самиздате. Произнесенная им в декабре 1965 года в Институте философии речь о культе личности и сталинизме широко разошлась в машинописных копиях под названием "О роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива" (или "О нравственном облике исторической личности") и имела сильнейший резонанс среди российской интеллигенции. Большое значение имели и его философские эссе: "Незавершенность" (1964-66), "Квадрильон" (1962-63), "Человек ниоткуда" (1967-69) (в первых редакциях "Человек воздуха", "Человек без прилагательного" (с таким названием эссе было напчатано в ж. "Грани", №77, 1970)).
С 1976 года по 1988 год имя Померанца было запрещено упоминать в советской прессе. В 1984 году "предупрежден об ответственности по ст. 190" (за "клевету на советскую действительность"). Книги выходили в Мюнхене - "Неопубликованное" (тексты самиздата 60-х гг.), 1972; в Париже - "Сны земли" (эссе о русской истории, культуре и замечательных современниках; критика философии истории Солженицына), 1984; в Нью-Йорке - "Открытость бездне. Этюды о Достоевским", 1989.
«Неопубликованное». Франкфурт-на-Майне, “Посев”, 1972;
«Открытость бездне. Этюды о Достоевском». Нью-Йорк, "Либерти",1989.
Печатался в эмигрантских изданиях: «Грани», «Континент», «Синтаксис», «22», «Страна и мир».
С 1990 года печатается в России:
«Открытость бездне. Встречи с Достоевским». М., «Совет. Писатель», 1990;
«Собирание себя» (цикл эссе о становлении личности), М., 1993;
«Лекции по философии истории», 1993;
Авторский сборник эссе в обложке журнала «Русское богатство», М., 1994, №2;
«Выход из транса» (большая книга философских эссе), М., «Юрист», 1995;
«Великие религии мира». М., «Рипол», 1995 (в соавторстве с З.А.Миркиной);
«Опыты философии и культурологии». М., 1995;
«Страстная односторонность и бесстрастие духа». М.-СПб, 1998 и др.
Опубликовал мемуары: «Записки гадкого утенка», «Еще одна жизнь».
Печаталтся в «ЛГ», в журналах и альманахах: «Новое время», «Синтаксис», «Стрелец», «Достоевский и мировая культура», «Культура и свобода», «Континент», «Октябрь», «Знамя», «Нева», «Знание-сила» и др.
В 2000 составил 1-й том и затем был 0членом редколлегии книжной серии «Антология выстаивания и преображения».
Многие произведения переведены и опубликованы на европейских языках.
Член Русского ПЕН-Центра. Премия фонда "Знамя" (1993).

О философских воззрениях Г.С.Померанца: «Рассматривая уровни бытия - рационального (особи) и бессознательного (рода), - Померанц ставит вопрос о возможности сохранения целого вне фиксированных традиций и зримых знаков. Необходимый разговор, в котором может быть найдено единство, - это разговор о иерархии. Подлинная свобода - это свобода иерархически высшего, свобода бесконечного, "необусловленного" внутри нас, это Божья воля, ставшая внутренней волей. Нет разрыва верха и низа в культуре, но лишь ступени иерархии, отображающиеся в структуре личности. Возрастание сложности, по Померанцу, опрокидывает классическую эстетику, сложность не уравновешена поиском самотождественности, нравственной и эстетической простоты, безусловных норм в текучей жизни. Общий план истории, ранее измерявшийся вечностью, заменен прогрессом - развитием, которое не гарантирует добра и угрожает целому. Восстановлением чувства целого были мировые религии. Все великие религии вдохновлены единым импульсом и внутренне равноценны, обособленное существование различных культур проблематично в едином информационном пространстве. Отсюда следует не требование унификации языка культур, а обращение к диалогу. Диалог реален в мире отношений, необходимо личных, необходимо перекликающихся друг с другом, складывающихся в хоровод структурой, в которой явленные, положительные образы вращаются вокруг незримого центра. Целостность хоровода - образ незримого единства, когда "все во мне и я во всем" и на миг нет разницы между уровнями духовности; иерархия потом рождается заново изнутри и становится неопровержимым личным опытом. Прошлому принадлежит конкретная форма примитивного диалога внутри культур, диалог между культурами начинается с формирования субэкумен (аналог "культурных кругов" Шпенглера, "цивилизаций" Тойнби, "коалиций культур" Леви-Стросса, но с акцентированием преемственности). Субэкумена - завершенная попытка наднациональной культуры, устойчивой коалиции культур, выработавшей самостоятельную философию или мировую религию (средиземноморской, индийской и китайской). Каждая субэкумена рассматривается Померанцем как социальный организм со своими особенностями социальной стратификации, иерархии статусов и символической реальности. Теория субэкумен сосредотачивается на процессе накопления знания, передаваемого от цивилизации к цивилизации, и на процессах культурного обучения. Время, которое называют "посленовым" (postmodern), оказалось временем общего кризиса субэкумен. Процесс синтеза культурных начал продолжается в стыковых культурах (Восток, Африка, Россия), различающихся по преобладанию стабильности и динамизма.» (Новейший философский словарь, Минск - 1999 г.).

С использованием материалов sakharov-center.ru и др.


<<< на главную # <<< personalia # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. # карта сайта



Hosted by uCoz