|
<<< на главную # к другим публикациям # карта сайта |
Новые программы на общероссийских телеканалах. Радио Свобода, программа "Смотрим телевизор" от 10 марта 2003. Ведущая Анна Качкаева
Слушатель: Что он вмешивается в те дебри, которые... Он сам воспаляет народ против 1937-го года... Анна Качкаева: Давайте про 1937-й год говорить пока не будем. Вы считаете, что ведущий вот таких программ не имеет права вмешиваться в процесс или ход дискуссии? Слушатель: Деликатность должна быть. Анна Качкаева: Спасибо, коллеги, как вы прокомментируете? Елена Афанасьева: Деликатность, разумеется, должна быть. Вопрос, может или не может ведущий высказывать в ток-шоу свою точку зрения, вообще очень интересен. Наверное, только собственно личность ведущего может определить, дано ему это право зрителем или нет, потому что сказать, да, или нет, невозможно. А мы видели неоднократно, как подводит какой-то итог, резюме в своих программах Познер, причем не только во "Временах", но и в прежних ток шоу как-то деликатно обычно сделано. Несколько раз вот уже в новой программе Светлана Сорокина высказывала свою точку зрения, но она, заметим, сделала так, что заметила, что "свою точку зрения я скажу потом в конце", она ее высказала, имеет право как гражданин, но, не навязывая ход дискуссии, мне кажется. А что касается Соловьева, у меня лично ощущение, что его стало слишком много на канале ТВС, и постоянно ежедневное "Смотрите, кто пришел", и "Поединок", который, в общем-то, при всей внешней броскости формы вот этого ринга, он ведь ничем не отличается от того, что несколько лет назад делал... Анна Качкаева: И, кстати, слушатель прав в том смысле, что если говорить о драматургии, то рефери не имеют права вмешиваться. Елена Афанасьева: Да, если ты избрал вот эту форму с бабочкой, то вот уже и стой и считай, говори "брейк". А форма-то та же, что когда-то была, два противника, один человек между ними, как когда-то, где соком поливали в программе у Любимова, два выборных цикла назад. Анна Качкаева: Да, "Один на один" называлось. Елена Афанасьева: "Один на один"... Программы эти невольно, сколько мы бы ни говорили, рождаются перед выборами, в основном. Это яркая, удобная формула показать разные точки зрения, но тогда, наверное, слушатель прав, навязывать невозможно. Тогда ― выбирай другой жанр, веди авторскую программу и высказывай свою точку зрения. Анна Качкаева: У нас еще один слушатель в эфире, добрый день, представьтесь пожалуйста. Татьяна: Здравствуйте. Меня зовут Татьяна, я хотела бы задать сначала вопрос, вот, может быть, мне ответят: почему Сорокина, какая была причина, что она ушла с ТВС на "Первый канал" и создала новую программу, и я хотела бы сказать, что лично я и многие мои знакомые, интеллигентные люди, смотрят ТВС, особенно нам нравится программа "Итоги", и после Итогов ― "Кремлевский концерт", и, конечно, "Культуру". А я считаю, что первая программа и пятая программа ― ну, фильмы можно там смотреть, но все остальное слабое. Елена Афанасьева: Пятая ― это "Культура" обычно, и бывает... Просто у зрительницы, наверное, другое расположение кнопок. Татьяна: Да, РТР и первая. Елена Афанасьева: РТР, это вторая обычно идет, "Россия". Татьяна: Да, это у меня так. Елена Афанасьева: Что касается Светланы, то, наверное, вопрос больше к ней, но ответ на поверхности: трудно работать без аудитории, аудитория ТВС минимальна. Люди, которые привыкли смотреть эту команду на НТВ, они очень честно и дружно "ушли" вместе с командой, ждали их появления на "ТВ-6", хотя заметили все, что рефлекс включения телевизора с четвертой кнопки ― переучить себя на шестую было достаточно сложно. Потом они были вынуждены уйти из эфира еще раз, сложности с каналом бесконечные, и то, что называется "контекст канала". Ведь контекст нынешнего ТВС ― это не то, что некогда было у старого НТВ, согласитесь. Анна Качкаева: Да, конечно. Елена Афанасьева: И в этом контексте любые программы, которые были фирменными программами, тот же Шендерович, "Тушите свет", они выглядят совсем не так, как смотрелись когда-то на НТВ, как бы это ни было грустно и больно. Они, в общем-то, многие "твсовцы", даже обижаются, что их каких-то очень интересных премьер сейчас не замечают зрители и критики, а они тонут в каких-то программах проходных, не очень интересных, плохо сверстанных, плохо поставленных в эфир. Мне кажется, Светлана, в общем, имела право выбрать канал, который дает широту аудитории и обратную связь, потому что все телевизионщики знают, что работа без обратной связи, без той энергетики, которую тебе зритель отдает, это неуловимое что-то, но если тебя смотрят в прямом эфире, это чувствуется кончиками пальцев, наверное, как реагирует зритель. Анна Качкаева: Да, я вот сожалею, что мы не спросили у слушательницы, она на первом-то канале Сорокину смотрит... А, вы еще с нами на связи. Татьяна: Я видела ее один раз. Анна Качкаева: То есть, вам не понравилось. Татьяна: Нет. Анна Качкаева: А почему, можно узнать? Татьяна: Ну, может, как-то была не так интересна, как были раньше ее программы. Анна Качкаева: Вам не хватило остроты, или чего? Татьяна: Да, да, точно. Анна Качкаева: Саша? Александр Мельман: Мне кажется, что, кроме всего прочего, нужно принять во внимание то, что называется человеческий фактор. Кризис такой внутренний творческий кризис Светланы, мы, наверное, не будем отрицать, что он был, и будем надеяться, что это уже в прошлом. Надо же понимать, что мало того, что Света, как мы знаем, очень эмоциональный, принимающий все близко к сердцу человек, и поэтому тот кризис, причем второй, который она пережила вместе с коллективом, надо как-то экстраполировать это. Это тоже люди. Их просто, в общем-то, так получилось, что их сначала загнали на один канал, они были вынуждены как-то защищаться, то есть, это все очень сильно влияет на эмоции, просто даже на психику, и это тоже нужно понять, то есть, некий кризис, я думаю, что он у Светланы тоже исходит из ее человеческого отношения, такого внутреннего, эмоционального, к тому, что происходило, и в чем она не была виновата. И насчет того, что она делает сейчас ― вы знаете, вот Лена сказала по поводу вторника, а я скажу по поводу среды: вот конфликт внутрисемейный, вы знаете, вроде не выигрышная тема, это тема для "Принципа домино", по- моему, Света ее сделала просто блестяще, и было видно, что это ее, она просто получала, это было эмоционально, это было искренне, она получала просто, что называется, кайф от этого прямого эфира. По-моему, у нее очень хорошо получилась эта программа, и она мне говорила, что, к сожалению, были не очень высокие рейтинги, потому что не было предварительных анонсов. Надо с этим поработать, но я вижу, что Света выходит из этого кризиса, и, надеюсь, будет Опрой Уинфри нашего телевидения. Анна Качкаева: Мы продолжаем разговор о премьерах на общероссийских телеканалах. Коллеги, мы с вами обсудили, по большому счету, две программы ― "Основной инстинкт" и приблизились к программе "Страна и мир". И из этого разговора я так поняла, что именно эти программы вы считаете основными, если их выбирать и говорить о тенденциях, или о некоей новой телевизионной моде. Это действительно так? Это новая тенденция в телевидении, или это еще не очевидно? Елена Афанасьева: Мне кажется, что в других премьерах, мы уже сказали, Киселева, или программе Шустера "Влияние" нет какой-то новой телевизионной формы, потому что форма все равно на телевидении от содержания неотделима. Если сейчас хочешь привлечь зрителя, то очевидно, как мы уже сказали в первой части, привлечь новыми героями трудно, нет у нас в нашей политической и общественной жизни сейчас новых героев. Привлечь новыми какими-то другими идеями пока не получается, жизнь достаточно стабильна, стагнирует немножко. Значит, нужны формальные какие-то поводы ― растормошить зрителя и растормошить своих героев. Анна Качкаева: Вы согласны с этим, Саша? Александр Мельман: Ну, я не знаю, форм-то всего, как и, скажем, сюжетов, как и нот, всего семь нот, сюжетов тоже ограниченное количество, и здесь можно уже копать вглубь и больше говорить о содержании. Что касается формы, кстати, так замечаешь, насколько форма зависит от формата канала, и насколько человек, который, скажем, работал на одном канале, переходя на другой, видоизменяется именно из-за того, что формат канала на него очень сильно давит. Например, это, правда, уже хрестоматийный пример: Дмитрий Дибров, чем отличается "Антропология" от "Апологии", не только тем, что две буквы убрать, а именно совершенно другой Дибров, об этом уже много сказано, я не буду повторяться, а потому что он должен подстраиваться под тот формат первого общедоступного канала, который существует. И действительно, многие говорят, что это смотреть трудно. Елена Афанасьева: Та же Сорокина показала пример, что она Сорокина на любом канале. Вопрос, какую аудиторию собирает канал, но она в формате подачи материала, и она вряд ли изменилась из-за того, что она сменила "Шестерку" на "Первый канал". Александр Мельман: Лена, пока еще рано говорить, я тоже очень хорошо отношусь к ней и желаю, но пока еще рано говорить, потому что, повторяю, так как и сама программа, это название, и эта рекламная подача этой программы, по-моему, совершенно не соответствуют внутреннему содержанию Сорокиной. Такого не было на НТВ, когда она, по-моему, тогда контролировала и анонсы программ, сейчас, по-моему, этого нет, как мне кажется, и надо подождать, насколько она будет соответствовать новому формату. Анна Качкаева: У нас в эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста. Ирина Мамушина: Я хотела бы сказать о программе Сорокиной "Основной инстинкт". Во-первых, что бы значило, что она перешла на государственное телевидение? Она же переходила на телевидении пять раз, от Невзорова, от бабушки, от дедушки, от всего, от Сванидзе к Киселеву, и снова от Киселева на государственный канал ― это непонятно. Это, во-первых. Анна Качкаева: А она менялась, по-вашему, когда переходила с канала на канал? Ирина Мамушина: По-моему, совершенно не менялась, на мой взгляд, она, может быть, только менялась в начале, в самом начале, когда она еще не была ведущей, а просто читала новости у Сванидзе. Анна Качкаева: Так, наверное, это неплохо, или это плохо?: Ирина Мамушина: Что она не менялась? Понимаете, я скажу свое мнение о ней: вот эту программу, "Основной инстинкт", она ведет очень агрессивно. Она с аудиторией, если ее мнение другое, то этих высказывающихся она все время обрывает, очень агрессивно, как бы навязывая свое мнение. Так же было и в "Гласе народа". Совсем по-другому ведет Савик Шустер, ведет корректно, выслушивает обе стороны. Именно назначение журналиста ― выслушать, а оценить должны зрители, она зрителю буквально навязывает свое мнение. Поэтому я считаю, что ничего, в общем-то, интересного в ее программах, нового, не прибавилось. И потом непонятно, почему она вдруг перешла на государственный канал ― что-то в этом есть. Может, ее приближает Путин, может, она имеет какие-то другие амбиции на этом канале, во всяком случае, я ее не поклонница ― Светланы Сорокиной. Елена Афанасьева: Путин ее приближал, когда приглашал отдельно, отделив от остальных журналистов НТВ, не думаю, что это причина. О причинах перехода мы в первой части немножко говорили, наверное, зрительница не слышала. Александр Мельман: Я думаю, да, наверное, уже столько мы говорим о Сорокиной, я думаю, нужно все-таки поговорить и о других программах, которые были заявлены. Анна Качкаева: Я тоже думаю. Мы можем поговорить, например, о "Стране и мире". Елена Афанасьева: Новизна была все-таки в "Стране и мире". Александр Мельман: И о Дмитрии Киселеве, и "Влияние" мы тоже затронули. Анна Качкаева: Я просто, может, хочу подвести некоторый итог в связи с "Основным инстинктом". Я тоже не сторонница того, чтобы делать быстрые выводы, но мне кажется, что в этом формате ― можно по-разному относиться к манере Сорокиной, к темам, отсутствию, в общем, как мне кажется, пока, действительно плотной режиссуры и хорошей драматургии, такой неопределенности с темами, что это все-таки там, политика, социалка, хотя это все может быть, но мне кажется, что этот формат тяготеет к такому народному вече, если это получится, к разговору всех со всеми без очевидных экспертов и политиков. Это такой очень новый формат для "Первого канала", который существует рядом с "Большой стиркой". Поэтому посмотрим, не будем опережать события. Александр Мельман: Аня, просто вот этот формат можно сказать: "А, поговорить". Зритель как это может воспринимать? Вот идет просто разговор, и зритель говорит: "Ну что, просто болтать, ничего не меняется", ― поэтому насколько воспримет зритель ― давайте действительно подождем. Елена Афанасьева: Единого восприятия у зрителя нет и быть не может, по определению. Александр Мельман: И слава Богу! Анна Качкаева: У нас в эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста. Александр Северов: Добрый день, Александр Северов. Я хотел по поводу первой передачи и сейчас, по поводу якобы агрессивности ряда ведущих, в том числе и Соловьева, и Сорокиной, я хотел сказать, что это не агрессивность, это естественный отпор агрессивности определенной части выступающих на этих программах. Мягкотелость приводит к тому, к чему привело такое смирение Шустера во время известной передачи, когда Жириновский оскорбил, оплевал всех, устроил там дебош, и в таких случаях, я считаю, обязательно активное, такой активный ответ нормального ведущего, чтобы поставить на место, потому что всегда в этих случаях инициатива принадлежит выступающим коммунистам, этим патриотам, горлопанам, и они не дают возможности говорить другим. Анна Качкаева: Александр, а вы программу "Влияние" смотрите? Там агрессии нет, но совершенно другие люди и разговоры другие, вам они интересны? Александр Северов: Интересно. Это, конечно, зависит во многом еще от того, кого приглашают. В общем, я за новые вот эти программы, но Сорокина всегда была как раз хороша тем, что она была неравнодушна, активна, и да, она в определенных ситуациях показывала свое отношение к выступающим, тем более, когда это не только граничит, а прямо фашистские выступления, того же Проханова в "Поединке", я говорил о Жириновском, Митрофанов, когда бывает ― это, я считаю, абсолютно закономерно. Александр Мельман: Кстати, наш слушатель назвал три фамилии политиков ― Проханов, Жириновский, Митрофанов ― в общем, это те люди, из обоймы, которых приглашают практически на все программы, и не случайно, потому что они действительно дают рейтинг, кассовость и так далее. Анна Качкаева: Да, тут на пейджер нам пришло сообщение от нашего слушателя: "Хочется видеть и слышать честных людей, таких, как генерал Николаев и Владимир Рыжков. Надоели оборотни ― Митрофанов, Ястржембский. Они ― наглые". Александр Мельман: Для того, чтобы слушать "честных людей", включайте канал "Культура", там Владимир Рыжков довольно часто выступает в программе Третьякова "Что делать". Я, например, с удовольствием смотрю эту программу. Ну а этот канал "Культура" ― рейтинг как бы не на первом месте, потому что там нет рекламы, финансируется все от ВГТРК, а вот там, где нужны рейтинги, приглашаются эти харизматические люди, и, кстати, если говорить о Соловьеве, то последняя программа "Поединок", где был тоже Проханов, который уже становится таким тусовочным человеком, которого действительно достаточно интересно слушать, но вот о тематике, и о том, как сделана эта программа. Речь шла о Сталине и о сталинизме. Против Проханова выдвинули Никиту Михалкова, который, как оказалось, практически тоже таким сталинистом мягким и является. Анна Качкаева: Марина нам вот тоже прислала сообщение: "На канале ТВС ток-шоу Владимира Соловьева ― одно из лучших шоу в данный момент, по сравнению со всеми другими каналами". Елена Афанасьева: Что касается агрессии, то все-таки мы забываем о том, что ведущему приходится управлять аудиторией, управлять политиками, что делать очень трудно, управлять привыкшими выступать ораторами, которых очень трудно сжать в формат нескольких секунд или одной минуты, и иной раз то, что мы воспринимаем как агрессию ― это просто стремление уложить дискуссию в какие-то рамки. Иногда мне кажется, например, та же Сорокина прерывает, у нее бывает: "Я поняла", ― говорит она, ей уже понятна мысль, и она хочет как можно скорее перейти дальше. Вот это стремление повести дискуссию дальше иногда воспринимается зрителями как навязывание своего мнения. Анна Качкаева: У нас еще один звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста. Георгий Николаевич: Георгий Николаевич. Подмосковье. Спасибо большое, очень интересно, я бы продолжил об агрессивности, она в названии, ясно, что владыки меняются, владыки наших дум, новые владыки наших дум, они же и владыки каналов, они хотят, чтобы поменьше этих дум было и побольше инстинктов, это откровенная задача всей этой индустрии.
|
<<< на главную # <<< к другим публикациям # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. # карта сайта