МАРГАРЕТ
ТЭТЧЕР сказала: «Если мужчина проявляет характер, про него говорят: "А
он хороший парень". Если характер проявляет женщина, про неё говорят:
"Вредная баба"».
Телезвезда Светлана Сорокина,
без сомнения, баба вредная, потому что ее жёсткий характер стал легендой и
определил всю её судьбу. Ходят слухи, что она дралась со своим начальником
Александром Нехорошевым и незаметно для зрителя прямо в программе
"передавала приветы" Олегу Попцову, когда конфликтовала с ним перед
эфиром. Ходят слухи, что, если недолюбливала корреспондента, тот мог хоть
интервью с лох-несским чудовищем привезти — её отношение не менялось. Да что
слухи! Вспомните: почему Путин пригласил журналистов НТВ в Кремль? Просто
Светлана психанула да и обратилась к президенту в прямом эфире, на манер
того, как в "Поле чудес" желают здоровья дедушке из Житомира... По
её биографии можно изучать историю отечественного телевидения. По ее
характеру — вымирающий феномен эмоциональной журналистики.
Питер
|
УЧИТЕЛЬНИЦА математики в школе
N 500 вспоминает: «Светлана просто горела на общественной работе: от активной
пионерки быстро перешла к должности комсорга класса. Если класс собирает
макулатуру — Сорокина всех организовывает, подоспеет смотр строя и песни —
она там в первых рядах. Как-то перед городской контрольной она собрала
полкласса, они пришли к учительнице, занимались дополнительно несколько
часов, но сдали на "отлично"...»
На питерское телевидение
Сорокину, выучившуюся в Институте лесного хозяйства на ландшафтного
архитектора, позвали всё за тот же "макулатурный блеск" в глазах.
Невзоров пригласил её в свои знаменитые "600 секунд", и — шасси
убрали, взлёт начался. Поначалу зрители её не воспринимали — слишком силён
был контраст женской говорливости с жёсткостью и немногословностью самого
Невзорова. А потом — подсели, как на иглу. Светлана стала всесильной звездой.
Блестящую карьеру в Питере Сорокина поломала судьбоносной ссорой N 1,
разругавшись в пух и прах с Невзоровым. Он оскорбил её в прямом эфире и до
сих пор отзывается с неприязнью, называя "не умеющей работать в
эфире". А Сорокину позвали в Москву.
Москва
В "Вестях" Сорокину накрыла
вторая волна общероссийской популярности. В окружении мужчин-ведущих —
Владислава Флярковского, Юрия Роста и влюблённого в нее Александра Гурнова
она быстро сформировала свой фирменный стиль (кстати, довольно жёсткий —
храбрилась перед Москвой, в которой первое время жила в гостинице). Имя ему —
подчеркнуто авторское ведение программ, собственная оценка событий и, в
качестве апогея, знаменитые сорокинские "прощалки". Это когда
вместо сухого "будьте здоровы, увидимся завтра (послезавтра, через
месяц, через год)" ведущая новостей заканчивала программу пятиминутным
философствованием "за жизнь". Если повезёт, даже на тему дня. В
92-м году её лирические отступления стали настолько непредсказуемыми, что
Олегу Попцову "сверху" неоднократно рекомендовали её убрать.
Доставалось и Эдуарду Сагалаеву, возглавлявшему ВГТРК в 1996 году: "За
то, что она отзывалась с иронической интонацией о танцах Ельцина на концерте
у Евгения Осина, по голове получал я. Меня спрашивали: "Почему ты не
можешь управлять Сорокиной?" А я отвечал: "Я не хочу ею
управлять". Потому что со Светой надо быть либо честным, либо вообще не
общаться. Я мог задавить, уволить, убрать её из эфира, но на все мои попытки
как-то запугать или наехать Сорокина никогда не поддавалась. Ей за бескомпромиссность
и любовь к справедливости у нас даже кличку дали — Родина-мать".
Претензии предъявил Николай Сванидзе, назначенный руководителем ВГТРК в 97-м
году (несмотря на то, что когда-то делил со Светланой кабинет на двоих).
Сванидзе решил изменить концепцию "Вестей" и сделать её
"сугубо новостной". Сорокина сопротивлялась. Её отстранили от
ведения "Вестей", предложив несколько заведомо обречённых проектов.
Вспыхнула знаменитая ссора N 2. В то время персона Сорокиной настолько
"разрослась", что производственный конфликт раздулся до размеров
национальной катастрофы. Евгений Киселёв назвал увольнение Сорокиной из
"Вестей" новостью недели. Сергей Доренко посвятил большой сюжет в
своей дорогостоящей (в смысле проплаченной) программе. Сорокину позвали на ОРТ
и НТВ. Она выбрала "четвёртую кнопку". Дальше — вы уже хорошо
помните. "Герой дня", "Глас народа", борьба за свободу
слова. ТВ-6, снова новости. И вот теперь заявление о том, что она уйдёт из
тележурналистики, если ТВ-6 окончательно прикроют.
Конец эмоциям
КУДА она уйдёт? Опредёленно не
работать по вузовской специальности, в озеленении городов разочаровалась ещё
в Институте лесного хозяйства. Ныне покойный Сергей Благоволин, бывший
гендиректор ОРТ, говорил: "После телевидения можно управлять чем угодно,
даже государством". Может случиться и такое — характер заведёт Сорокину
в политику, учитывая её востребованное нынче питерское происхождение.
Она
амбициозна и скандальна. Но одарённому коню в зубы не заглядывают. А
Сорокина, несомненно, талантлива. Потому что один из признаков таланта —
когда человек знает, чего он хочет. Светлана всегда знала это, как таблицу
умножения. Не всегда получалось — часто её "прощалки" смотрелись
пессимистично и уныло. Еще чаще её пафос раздражал. Кроме того, сорокинские
эмоции почти всегда мешали восприятию собственно новостей. Но всё это было
пусть и чрезмерным, но ярким. Как у примы в театре, которая просто обязана
быть стервой, чтобы обострять драматургию. Присмотритесь — россыпь новых
теледевочек напоминает бледную группку статисток. Миленькие такие куколки,
бровки выщипаны, говорят тоненькими голосками. Новости стерильны, как детские
соски. Такая она, эпоха "фактологической журналистики". А у
Светланы Сорокиной дома всегда была небьющаяся посуда, чтобы после особенно
эмоциональных эфиров метать в стенку стаканы...
|