«Основной инстинкт» 19 июня 2003 г. ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД
Новый предмет в российском образовании - сексуальное просвещение.
Будет ли он обязательным и какую почву под собой имеет?
Что это, SOS или правильное решение?
Светлана: Здравствуйте. В прямом эфире программа "Основной инстинкт". Последние 10 лет в школьных программах, как и во всей нашей жизни, появилось много нового. Что-то приветствуется, о чем-то идут бесконечные споры, но есть один предмет, который вызывает почти поголовное возмущение у родителей, особенно в российской глубинке. Предмет этот называется по-разному, но суть одна. Я веду речь о сексуальном просвещении. Экзаменов на эту тему не сдают, но за ошибки приходится, как известно, расплачиваться дорого и иногда всю жизнь. Наше общество стремительно прошло путь от пуританства до распущенности. Так считают многие. Так что же мы потеряли и обрели на этом пути? Я представляю Вам сегодняшних моих собеседников. Итак, Василий Якеменко, руководитель общероссийской общественной организации "Идущие вместе". Председатель комитета международного жюри по региональным отношениям и связям со СМИ и общественными организациями Орловского Совета народных депутатов, Александр Тихонов. Депутат Госдумы Николай Харитонов. Режиссер, главный редактор журнала "Факел" Грымов Юрий. Педиатр, детский психиатр, продюсер группы "Тату" Иван Шаповалов. Ведущий "Муз-ТВ" Оскар Кучера. И генеральный директор Российской Ассоциации планирования семьи Инга Гребешева. Я сейчас хочу предложить Вам для начала посмотреть сюжет, который подготовил мой коллега Максим Голант, из Петрозаводска.
Корр.: Опустевшие на каникулы кабинеты биологии карельских школ превратились в арену борьбы за целомудрие подрастающего поколения. Сейчас их демонстрируют проверяющим комиссиям, возмущенным родителям и озабоченным депутатам. По словам педагогов, здесь проходят уроки сексуального просвещения. По версии оппонентов - уроки растления малолетних.
Бабушка О. Сидловская: Вот эти уроки, я их называю только "В мире животных". Потому что в принципе идет речь о том, как ведут себя животные.
Мать И. Солдатова: Я категорически против таких занятий, потому что я считаю, что половое просвещение побуждает детей к раннему началу половой жизни. И отсюда все негативное: подростковая беременность, аборты.
Мать А. Шестакова: Интерес есть всегда. Не надо его подогревать и раздувать. Не надо это делать. В присутствии мальчиков девочкам рассказывают такие вещи, о которых дома-то постесняешься говорить.
Священник А. Мазаев: Русские традиции, нравственность и целомудрие, они еще сохранились. Поэтому разрушать их просто не стоит.
Корр.: Негодование родителей вызвано включением в курс биологии и ОБЖ занятий, посвященных физиологическим основам полового созревания и контрацепции. Последней каплей, заставившей их обратиться к депутатам законодательного собрания Карелии, стала промелькнувшая в местной прессе информация об экскурсии школьников в секс-шоп.
Народные избранники дружно встали на защиту общественной нравственности.
Депутат ЗАКС А.Л. Укин: Учительница, игнорируя это требование туда ведет детей, я прекрасно понимаю, что дальше вполне возможно начнутся практические занятия.
Корр.: Проверка, проведенная по депутатскому запросу республиканским Министерством образования, подтвердила скандальный факт. В магазин "Интим" действительно один раз водили учащихся 42-й школы. Но только 11-классников, добровольно, в рамках факультатива, посвященного современным средствам контрацепции.
Продавец секс-шопа: Вопросы у ребят возникали по теме презервативов. То есть основная тема была именно эта. Если бытует мнение, что показывали детям, основную продукцию нашего магазина, фаллоимитаторы, вагины, и так далее, этого не было. И по большому счету это их и не интересовало.
Корр.: Тем не менее, инициативной учительнице вынесли взыскание. Уроков "Про это" в секс-шопе больше не будет. Только в школе.
Учитель Т. Соловьева: Я не права в том, что выбрала такой скандальный объект для того, чтобы показать презервативы. Возможно, мы найдем возможность закупить более надежные презервативы и показать их в стенах нашей школы.
Корр.: Учебные планы республиканское Министерство образования менять пока не собирается. Мнение родителей, говорят, принято к сведению.
Заместитель министра образования Карелии А. Кармазин: Вот наше мнение. Мы должны тихонько, не нарушая нравственных запретов, устоев, традиций, которые сложились, в том числе в нашем северном регионе, спокойно объяснять ребятам особенности семейной жизни.
Корр.: У учителей уже готов ответ тем родителям, кто запретил своим детям посещать такие занятия.
Учитель: В следующем году я будут учить эту девочку особенностям ее репродуктивной системы. Куда мама денется? Я сначала проведу беседу с ней, что я вынесу на урок. Если она, конечно, скажет, что мне это не надо, я сопровожу девочку, или тогда вынесу на самостоятельное обучение и потом лично только с ней индивидуально побеседую.
Корр.: Что же касается самих детей, за чье нравственное здоровье так переживает карельская общественность, то, вспоминая уроки секс-просвета, ничего плохого они в них не видят.
- Рассказывали о созревании девушек и молодых людей. В каком возрасте это происходит, сколько это длится. Рассказывали, что нежелателен секс у детей.
- Нам выдавали небольшие буклетики, где это было все подробно описано. Что-то для себя подчеркнули, что-то нет. Но в целом это дело нужное. Это нужно рассказывать детям как раз с 6-7 класса.
- Все равно дети рано или поздно это узнают. И в основном рано. Лучше уж узнать из книжек в нормальном изложении.
Максим Голант, Первый канал из Карелии. Специально для "Основного инстинкта".
Светлана: Пример не единичный. На самом деле из разных областей пишут письма, тысячи подписей родителей, которые выступают против подобных уроков. Будьте любезны, ответьте мне на вопрос, взяв пультики для голосования: считаете ли Вы, что уроки сексуального просвещения развращают молодежь? Если "да", то левая кнопка, если "нет", то правая. А я пока представлю Вам еще одного нашего собеседника. Он только что появился, во время сюжета. Это Игорь Семенович Кон, профессор, доктор философских наук, академик РАН, сексолог. Итак, можем ли мы показать на экранах, кто считает уроки сексуального просвещения, развращают молодежь? 19% присутствующих здесь недовольных молодых людей считают, что развращают. А львиная доля, 81%, что это не так. А как проголосовал первый ряд, скажите мне, пожалуйста. Якеменко и Харитонов считают, что разврат это все. Остальные довольно терпимо относятся к подобному просвещению в школе. Почему же нет-то, Николай Михайлович? Почему ж вечно нет?
Харитонов: Я 5-7 лет назад, будучи в США, очень удивился. Сытые, спокойные, уверенные в себе, в своей молодежи проводили бурные митинговые собрания, и были колоссальное движение организованные за целомудрие США. За целомудрие! Я вам должен сказать, что на Руси в России об этом вслух никогда не говорили. Подрастающее поколение воспитывалось на отношениях между отцом и матерью. И сегодня искусственно вводить сексуальные, или какие-либо другие отношения в школьную программу, я считаю, что это идет против заповедей предков.
Светлана: Ну а сейчас получается, не на словах, так на ощупь, согласитесь. Надо что-то делать. Пожалуйста, Юрий.
Грымов: Вы себя когда-нибудь голым видели?
Светлана: Что-то видели?
Грымов: Голым. Вы себя голым видели когда-нибудь?
Харитонов: Когда мать меня купала в корыте. Наверное, в 7-10 лет.
Грымов: А потом Вы...
Харитонов: А потом я стыдливо одевался перед матерью.
Грымов: Нет, я имею в виду не перед кем-то, а перед собой Вы видели себя раздетым?
Харитонов: Безусловно, я себя видел. В 6-7 лет, когда я купался в корыте.
Грымов: Я просто объясню. Очень странно. Мне кажется, самая большая проблема - это ханжество, с которым мы к этому относимся. Люди, извините, писают, какают. Важно к этому относиться нормально.
Харитонов: Есть порог стыдливости, которые переступать нельзя.
Грымов: Я не понимаю. Порог стыдливости...
Светлана: Так, постойте. В чем дело? Мы же говорим именно о том, что дети, подростки, подрастающее поколение, входят во взрослую жизнь, не имея об этом никакого мнения, впечатления. Именно исходя из традиции нашей морали, родители чаще всего не могут дома провести с детьми откровенную беседу. Получается, что об этом нигде не говорится. И дальше что? Вот эти самые сведения в подворотнях, ранние аборты, и так далее и так далее.
Харитонов: Я думаю, сидящие в этом зале Чехова, Достоевского читали не раз. Там за поцелуем ходили годами. А Вы сегодня тему повернули...
Светлана: Почему родители протестуют, вроде Николая Михайловича против... Сейчас, одну секундочку. Есть какие-то другие точки зрения? Почему такой яркий протест родителей против такого просвещения в школах?
Тихонов: Есть мнение другое, если позволите.
Светлана: Хорошо, давайте.
Тихонов: Во-первых, изначально вопрос поставлен не вполне точно. Первое. Очень много зависит от того, как сформирована программа. Второе, кто будет учить.
Светлана: Программа сексуального просвещения?
Тихонов: Да. Следующее, кто будет учить, насколько этот человек подготовлен сам, насколько он тактичен, насколько он тонок, насколько он воспитан сам. Затем. Вместе девочкам и мальчикам, наверное, нет необходимости. Дело в том, что у нас в Орловской области тоже отрицают эту программу, потому что она составлена совершенно... Я проголосовал "за", но "за проблему". Да, детей надо просвещать. Во-первых, это санитария. Дети многого не знают о себе и в результате многие заболевания. Но это надо проводить очень тактично и раздельно.
Светлана: А может, вообще отдельное образование? Мальчики отдельно, девочки отдельно.
Тихонов: Уроки проводить в принципе можно. Но проводить отдельно. Вы понимаете, действительно это наше традиционное русское отношение к этим отношениям, мы все равно американцами не станем. Нам никто не сделает американцами. Ни Немцов, ни другие товарищи, они не смогут нас сделать американцами. Поэтому здесь нужна русская струя. Но просвещение должно быть обязательно. Особенно сейчас. Огромное количество заболеваний. Из-за беспорядочной половой жизни, от незнания. Среди детей вспышки СПИДа по всей стране. Вспышки сифилиса, причем среди детей 13-14 лет.
Светлана: То есть Вы за тонкий подход, но обязательно надо просвещение. Юрий.
Грымов: Мы говорим про традиции, Вы говорите про 10 дней за поцелуем...
Харитонов: Годами ходили.
Грымов: Годами, да. Но есть одна вещь. Раньше, если Вы оперируете к истории, женщина видела претендентов на свою руку, сколько людей? 2, 3, максимум 5. На сегодняшний день девушка едет в метро, или сидит здесь в зале.
Сколько претендентов у этой женщины перед глазами? То есть женились семьями, Вы помните? Она не видела никого. Сейчас у нее выбор большой. Нужно пересмотреть отношение к этому, нет? Я говорю не про целомудрие.
Харитонов: Не у нее выбор большой, а ее ли выберут. Ее ли будут выбирать.
Грымов: Стоп. Женщина выбирает.
Харитонов: Мы дружим со многими, а женимся на других.
Светлана: Это, по-моему, уже что-то из другой оперы пошло. Игорь Семенович, может, Вы скажете, почему у нас так трудно входит в жизнь некое половое просвещение?
Кон: Я хочу, прежде всего, сказать, что нужно разграничивать 2 разных вопроса. Методический вопрос, кто делает, как делает, в каких формах, с каким возрастом и так далее. И второй вопрос, нужно это вообще, или нет. Хочу начать со статистики. Сексуальность - такая же важная сфера как труд, и значительно более важная, чем политика. Во второй половине 20-го века, мировой прогресс: сексуальность всюду помолодела, всюду опыт в данной области начинается значительно раньше. И то, что происходит у нас, совпадает с тем, что происходит во всех развитых странах.
Светлана: Это какой возраст примерно?
Кон: Сейчас скажу. Вот, последние данные по Москве. Спрашивали от 20 до 45 лет. Первый вопрос, допустимы ли добрачные связи. Ответ положительный однозначно 83%. Дальше, вопрос, в каком возрасте Вы имели свой первый сексуальный опыт? 2 возрастные группы. Младшая группа - от 20 до 30, старшая - от 31 до 45. Старых нет. На мой взгляд, обе молодые. В младшей возрастной группе возраст сексуального дебюта 26,5% до 16 лет, до 18 лет начали 62%. Старшая возрастная группа до 16 начали 16,5%, и до 18 лет - 38%. Разница громадная. Если бы мы сравнили со своим поколением, я сужу по себе. Цифры сами по себе не сенсационные. Примерно тоже самое происходит во всех странах. И в восточной, и в западной Европе и так далее.
Светлана: Такая ранняя сексуальность?
Кон: Это, так сказать, сексуальность помолодела, стала предметом массовым. Ничего с этим никто сделать не может. Единственное, что придумано, дать молодым людям своевременно, до того, как они в массовом порядке вступают в сексуальные отношения, необходимое образование, которое позволит избежать не самой сексуальности, а наиболее опасных нежелательных последствий.
Светлана: То есть бороться с самой сексуальностью бессмысленно?
Кон: Бороться с самой сексуальностью невозможно.
Харитонов: О чем Вы говорите?
Кон: Позвольте продолжить цифры.
Светлана: Ой, только если очень коротко.
Кон: Очень коротко. Вот, пожалуйста, данные по абортам...
Светлана: Давайте, остановимся, пока не будем об этом.
Я хочу наши цифры узнать, те, что в зале будут. Вопрос будет простой. По-моему, он хорошо в разговор сейчас встает. Скажите мне, пожалуйста, что на ваш взгляд сегодня опаснее, отсутствие информации о сексуальных отношениях или ее избыток? Голосуйте, пожалуйста. Итак, что получилось, примерно пополам все разделились. Нет определенности в этом вопросе. Одни считают так, другие так. А что думают те, кто сидит в первом ряду? Оскар, может, Вы скажите, что для Вас, кажется, опаснее?
Кучера: Мне кажется, что не совсем корректно поставлен вопрос.
Светлана: Любимое занятие. На программе все критикуют поставленные вопросы.
Кучера: Объясню почему. Потому что избыток информации - это плохо. И отсутствие информации – плохо, если мы говорим в контексте данной программы. Ну, а если говорить вообще, то это долгий разговор.
Светлана: Может быть, действительно, школа школой, но ведь сейчас, куда ни глянь, в метро, на экранах телевизоров, в кинотеатрах столько этой информации, что кажется, уже ленивый не научится тому, что надо.
Кучера: Тут говорили на примере родителей. Вы знаете, я недавно буквально краем глаза смотрел какой-то фильм по телевизору, где маленький афро-американчик показан такой замечательный, у которого родители целуются. Он стоит, смотрит на них умилительно, и так на это приятно смотреть было. И я думаю, ну, Боже ж ты мой, они же ничего не скрывают. Да, безусловно, они не занимаются сексом при нем, Слава тебе Господи. Но при этом то, что между мужчиной и женщиной есть какие-то отношения помимо того, что они разговаривают, это показано. И в афро-американской, и в моей семье это было, Слава Богу. И, по-моему, нормальным человеком, во всяком случае, сексуально ориентированным вырос. У нас не было в школе такого предмета, как сексуальное образование, но я помню, что какой-то молодой учитель пришел и пытался с нами разговаривать на эту тему. И совершенно нормально было воспринято. Без смешков, без каких-то ужимок.
Светлана: Кстати, у меня есть семья знакомая, где 2 маленькие девчонки. Одной 4 года, другой 8. Им совсем с раннего возраста было объяснено, что, почему, как. Для них нет секрета в том, как появляются дети. И Вы знаете, это так интересно. Оказываются, они уже знают какие-то основы смолоду. И с ними как-то легко и просто. Нет тем, на которые родители перестают говорить, когда они присутствуют здесь же за столом. И в этом есть какая-то такая степень свободы. Мне кажется, это замечательно.
Якеменко: А для чего она нужна?
Светлана: Господин Якеменко спрашивает, для чего она нужна.
- А чтобы дальше не было вот этих самых потрясений и ужасов от открытия.
Якеменко: Если Вы будете любить одну женщину, одну девушку, если она станет Вашей женой, у Вас не будет никаких потрясений и открытий.
Кучера: А если двух, трех и больше, будут какие-то потрясения?
Якеменко: Значит, Вы так воспитаны. И я сомневаюсь в том, что настоящая любовь посетила Вас 2, 3 и 16 раз в жизни.
Кучера: Вполне возможно, что эта настоящая любовь, особенно в молодом возрасте.
Якеменко: Да можно сразу узнать. Если Вы не можете жить без человека...
Светлана: Вот счастливый человек. Сразу все определенно.
Кучера: Как будто все из инкубатора вышли и...
Грымов: Я Вам завидую. Не, молодцы.
Кучера: У меня есть к Вам совет. Вы попробуйте, может, Вы ошиблись.
Якеменко: Я не буду пробовать, спасибо Вам.
Харитонов: Я хотел возразить. Рекомендую проехать от Химки до Москвы и посмотреть сотни молодых девчат в возрасте от 14 до 18 лет, Белоруссия, Украина, Россия, предлагают себя. Почему? Потому что за 10 лет непродуманных экономических реформ нищета. И девчонки предлагают себя.
Грымов: Ничего общего с проблемой это не имеет.
Харитонов: Не об этом надо говорить, а о том, как занять молодежь. Культурным досугом. Любовь, она сама придет.
Грымов: Это гигиеническое средство, господа. Зубную пасту давайте запретим.
- Вы посмотрите, что происходит на экранах. Кроме секса там ничего нет. Нечего смотреть.
Харитонов: Молодец, правильно.
Грымов: Что Вы на экранах смотрите? Что Вы включили такое?
Светлана: Тихо, тихо, остановились. Одну секунду. Инга Ивановна, пожалуйста, Вы хотели что-то сказать.
Грымов: ... да. Я не смотрю "Окон", всего этого кошмара. Зачем травмировать психику?
Гребешева: Так как мне дали слово, позвольте сказать. Я думаю, что мы пытаемся как-то решить сразу все проблемы. Давайте, вернемся к предмету обсуждения. Нужно ли половое воспитание, или половое просвещение в школах? Я уверена, что Вы, уважаемый депутат, не держали ни разу те программы в руках, по которым проводятся занятия в школе.
- У меня есть тысячи писем, в которых родители просят, чтобы с детьми разговаривали, потому что имеется элементарная стыдливость в общении между родителями и детьми.
Светлана: Есть родители, которые как раз просят ввести такие уроки?
Гребешева: Социологические опросы показывают, что родителей таких большинство.
Я знаю, как подписывают эти письма родители. Их спрашивают: ты хочешь, чтобы твоего ребенка развращали в школе? Конечно, каждый родитель скажет, нет. И кто это организует, я знаю. Теперь я приведу всего несколько цифр. У нас, Вы ужаснетесь, с 90-го года по 97-й в 100 раз у детей до 14 лет увеличилась заболеваемость сифилисом. И в 80 раз в подростковой группе. Это о чем-нибудь говорит? И мы позволяем, чтобы наши дети просто гнили и ничего не знали. Почему в школе нельзя рассказать, от чего происходит заболевание, передаваемое половым путем? Чему грозят ранние сексуальные контакты? В чем суть отношений психологических между мужчиной и женщиной? А мы сейчас пытаемся говорить, сколько у нас проституток, это совсем другое дело. И проститутки, и похабщина по телевизору, которую, кстати, Вы в Думе никак с этим справиться не можете. А есть элементарррные вещи. То есть не надо создавать никаких комиссий. Надо запретить показ полового акта, это есть во многих странах, надо запретить показ обнаженных тел в порнографическом контексте, запретить секс и насилие, связанные друг с другом, потому что дети воспринимают секс, как насилие. Я за то, чтобы было половое воспитание в школах, проведенное людьми, которые умеют общаться с детьми разного возраста, потому что обо всем надо говорить по-разному. Я за то, чтобы были центры для молодежи, где молодые люди могли решать свои интимные проблемы лицом к лицу с квалифицированным психологом.
Светлана: Понятно. Спасибо, Инга Ивановна. Одну секунду Михаил Михайлович. Иван, я хочу Вас подключить к разговору. Судя по всему, даже у тех, кто считает, что половое просвещение - это необходимая составная, но, судя по всему, будь воля многих здесь присутствующих, уж Ваши подопечные точно не появились бы на экране. Это что, наше ханжество? В чем дело?
Шаповалов: Я вот смотрю на надписи. Здесь написано "Основной инстинкт", а вот слева было написано "Запретный плод". Я как-то это попытался связать. Первый пример полового воспитания был связан именно с запретным плодом. Когда сказали нельзя, а то смерть. И как бы возвращаемся ко второму. А страх смерти - это основной инстинкт. То есть все воспитание построено на страхе смерти. И я в воспитание не верю. Нет воспитания. Я понимаю, что такое дрессировка, я понимаю, что такое тренировка. Что такое воспитание? Воспитать любить? Как можно воспитать любить?
Светлана: Хорошо, образование?
Грымов: Традиции?
Шаповалов: Традиции передаются этой матрицей. Все ошибки, все проблемы передаются с воспитанием. Мы век от века едим, а когда не знаем что делать, смотрим, а что там в Библии написано? Как можно научить, как можно прочитать и научиться любви?
Стебенкова: Поэтому вы сделали содомский проект?
Шаповалов: Подождите, сейчас не об этом. Страх смерти. Воспитание построено на страхе. Дрессировка построена на страхе. Как можно?
Якеменко: Да то, что вы говорите, это ерунда.
Шаповалов: Цифры абортов, цифры заболеваний...
Светлана: Иван, я хочу понять, вы считаете, вообще ничего не надо делать? Среда образует, этот путь вечен, что делать?
Шаповалов: Нельзя ничего дать, только пример воспитывает.
Грымов: Но пример - это воспитание.
Шаповалов: Пример, когда в школах обязательно вводят предмет и называют это "половым воспитанием".
Грымов: Есть одна вещь. В моей школе, когда я учился, очень важный был предмет, как литература. На нем очень хорошо объясняли, что такое любовь. Это тот же Чехов и так далее. Вот там зарождается настоящее половое воспитание. Культура полового воспитания. На уроках литературы. Но очень сильно зависит это от педагога. Многие педагоги, когда говорят о сексе, это вообще ужас. Вы видели, как некоторые педагоги выглядят?
Светлана: Я это понимаю, проблема учителей - отдельная тема.
Грымов: Так вот, когда говорят "культура секса, знания, болезни" - это очень важный момент. А вот зарождение чувства и культура чувства - это литература.
Шаповалов: Научить любить - это проституция.
Светлана: Я хочу представить еще одну присоединившуюся к нашему разговору собеседницу. Это Людмила Васильевна Стебенкова - председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению. А теперь ваши возражения, Людмила Васильевна.
Стебенкова: Светлана, когда вы сказали о девочках, которым родители рассказали, вы попали в точку. Потому что воспитание, на самом деле, должно быть в семье. Но, к великому сожалению, благодаря нашим СМИ, у нас институт семьи сейчас просто разрушается.
Светлана: Опять, благодаря СМИ.
Стебенкова: Нам действительно что-то нужно делать в школе. Но здесь происходит некоторое лукавство. Лукавство состоит в следующем. Что половое воспитание в школе подменяют пропагандой ранней половой жизни. Вот что происходит на самом деле.
Светлана: Так вот снижается сексуальности возрастной уровень.
Стебенкова: Правильно, снижается, а количество?
Светлана: Возраст сексуальности ранний более становится.
Стебенкова: Ничего подобного. Статистика, хотите?
Светлана: Вот нам сексолог сказал, академик.
Стебенкова: Господин сексолог в данном случае имеет отношение, к великому сожалению, к развитию некой индустрии экономической, которая именно эту сексуальность и эксплуатирует. Я говорю о тех статьях, которые у него есть, мы со всеми ознакомились.
Теперь о журналах. Детские, подростковых, которые заполонили буквально все наши прилавки, их можно купить за 9 руб., 30 руб., 20 руб., они всячески стимулируют у детей интерес к сексу. А потом мы получаем, что у нас каждая десятая девочка до 14-ти лет имеет половой опыт. До 16-ти - каждая третья девочка. И какой у нас процент? 30 процентов девочек у нас болеют на сегодняшний день. Как инфекциями, которые передаются половым путем и воспалительными.
Светлана: Вы поменяли причину и следствие местами.
Стебенкова: Конечно.
Харитонов: Я отвечу. Вот у меня жена, пусть она встанет. Встань Нина Евгеньевна. Мы с ней родили четырех дочерей. Всех выдали замуж. Теперь вы говорите о действиях Государственной Думы. Завтра будет рассматриваться закон, подготовленный Светланой Петровной Горячевой, Любовью Константиновной Слиской о привлечении за растление молодежи, особенно девочек до 16-ти лет. Госдума неоднократно говорила...
Грымов: Почему девочек, а мальчиков?
Харитонов: Особенно фракция КПРФ и аграрники, о наблюдательных советах на телевидении. На государственных каналах - ОРТ, РТР. Когда мы собрались вместе, нам говорят руководители телеканалов, что все телевизионное время продано. Ни в одной стране мира... Сегодня у нас распущенность не только в обществе, она на телевидении распущенность. Которую надо поджать, прижать.
Гребешева: Нельзя прижать и поджать, если ребенок видит, что ему говорят, веди себя хорошо, этого не делай, не кури, не пей...
Харитонов: Папа с мамой пусть подают пример.
Гребешева: А у нас пропагандируют пьянство, воровство, ложь. Не может быть отдельно воспитание любви, воспитание сексуальное в том плане, в котором я понимаю, сейчас взаимоотношение полов, если общество безнравственно.
Светлана: Как можно ограничительными мерами что-то сделать?
Гребешева: Мы должны дать детям информацию. Причем соответствующую их возрасту. Почему у нас по Уголовному кодексу в 14 лет привлекаются дети к ответственности, если они совершили сексуальное насилие. Они должны об этом знать или нет? Вы знаете, сколько загубленных судеб от незнания? Вспомните Наташу Ростову. Кто может сказать, что она развратная и такая сякая? Это был идеал женщины. Но в 16 лет она имеет громадную любовь к Болконскому, убежала с первым попавшимся. Потому что такая жажда любви в 16 лет.
Светлана: Вы ее осуждаете?
Грымов: Это хорошо?
Харитонов: Андрей Болконский вечером был одним, а утром - другим.
Стебенкова: Почему мы все время говорим о воспитании сексуальности? А почему мы не говорим о воспитании уважения к друг другу, духовности и создании семьи. У нас ребенок имеет претубертатный период, тубертатный период, он имеет другими словами детство, отрочество и юность. В детстве он играет в игрушки и смотрит мультфильмы, в отрочестве он читает книжку про Наташу Ростову, в том числе, и про голову профессора Доуэлла, а в юности поздней он уже вступает в брак и рожает ребенка. Поэтому наша с вами задача объяснить ему в отрочестве, когда он уже изучает физиологию, анатомию, как устроена девушка, как устроен парень, как устроена его гормональная система. Мы должны научить ребенка как сохранить ребенка.
Грымов: Это совсем маленьким детям. Я пытаюсь объяснить нормальным языком. У меня ребенку 6 лет, он в компьютере соображает больше, чем вы. Он очень много знает. Девочке 6 лет, она знает и понимает, ей это интересно. Это важно. Какие аисты? О чем вы говорите?
Светлана: Возьмите в руки пульты. Тут прозвучала мысль, что в Госдуме завтра будет рассматриваться законопроект о привлечении к ответственности за растление малолетних. Скажите мне, пожалуйста, более широко, не конкретно по этому поводу, должно ли сегодня наше государство принять специальные меры для защиты нравственности и морали. Специальные, законодательные меры. Если "да" - левая кнопка, если "нет" - правая. Голосуйте. Ух, какие вы однако строгие. Ничего себе. Так что у вас, Николай Михайлович, поддержка большая.
Харитонов: Да это люди сами хотят.
Светлана: Скажите, пожалуйста, и что, у вас опять целая пачка подписей против сексуального образования в школах?
Тихонов: Нет, немножко не так, Светлана. Вы и приглашали меня по этому поводу. Дело в том, что мы Орловским областным советом народных депутатов полтора месяца тому назад приняли обращение к Президенту РФ, в котором внесли ряд предложений как раз по законодательным актам, которые необходимо принимать срочно.
Светлана: Что нужно?
Тихонов: Нужно то, о чем уже Николай Михайлович говорил. Вернуться к закону, который рассматривался в свое время Госдумой о государственной защите нравственности и регулировании оборота продукции сексуального характера. Поясню в двух словах. Дело в том, что мировая практика, мировое право, во всех странах это право сформировали, а также нормы, которые позволяют регулировать этот рынок. 3 миллиарда долларов - оборот ежегодный продукции сексуального характера. Но здесь мы не берем чисто секс, это насилие, это во всех формах. Я говорю о контрафактных дисках, компакт-дисках и видеопродукции, в том числе и порнографии. Все города и веси, я приехал из провинции, они завалены этой продукцией. Она идет в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Делаются страшные вещи. Я привез образцы, компьютерные игры. Сейчас более страшная проблема, которой пока никто не занимается.
Светлана: Давайте не будем во все стороны. В послании Президенту, что вы хотите?
Тихонов: Мы хотим, чтобы были приняты меря законодательного характера по урегулированию распространения информации. Сегодня реально идет информационная война.
Светлана: Понятно, то есть цензура для того, чтобы можно было...
Тихонов: Нет, цензуры нет. Не цензура.
Светлана: Что это?
Тихонов: Необходимо нормально ограничить порядок реализации, защитить наших детей, несовершеннолетних от доступа к этой информации. От доступа к этим дискам, к этим диким играм. Сейчас в какие игры играют? В убийц.
Светлана: Так это родители должны следить, чтобы они не покупали.
Тихонов: Не могут родители за этим усмотреть. У нас страна сегодня покрыта сетью игровых залов.
Грымов: Я тоже проголосовал за это. Очень важно, я тоже за ограничения, конечно, если вибратор будет продаваться в булочной, это ужасно. Это катастрофа. Безусловно, и фильмы должны быть, но в специальных магазинах.
Тихонов: Как во всем мире делается. В нормальном обществе.
Светлана: Как вы относитесь к результатам голосования? Львиная доля людей за ограничения, за законодательные ограничения.
Шаповалов: Понятно, потому что львиная доля людей боится смерти. Поэтому за ограничения. Все общество построено на ограничениях. Как можно ограничить...
Тихонов: Уважаемый, вам Америка нравится?
Шаповалов: Что, значит, нравится или не нравится. Она такая, какая она есть.
Тихонов: Но в целом как относитесь к жизни там.
Шаповалов: Это другой вопрос. Это интересный вопрос, что такое Америка, но это другой вопрос.
Кучера: Вы жили там?
Тихонов: Я там не был никогда и не буду.
Кучера: Ну, так вы съездите, посмотрите и успокойтесь.
Тихонов: Я знаю американское законодательство.
Кучера: И что же?
Грымов: Я работал в Америке.
Светлана: Америку мы будем обсуждать в другой программе.
Тихонов: В Америке принят закон о запрете... Если вы так любите Америку, я ее не люблю...
Светлана: Вы можете остановиться? Пожалуйста, заканчивайте мысль.
Шаповалов: Почему большинство людей выступают за ограничения? Потому что большинством людей движет страх. Только страх приводит к тому, что требуются ограничения.
Светлана: Что может поставить эти преграды в распущенности, например? Какой страх?
Шаповалов: Что может поставить преграды? Любовь.
Грымов: Страх от отсутствия информации. Мы боимся того, чего не знаем. Но если мы не знаем ничего, мы этого боимся. Если я не знаю, то я боюсь.
Шаповалов: Если я боюсь, то надо забыть про слово любовь.
Грымов: Почему?
Тихонов: Вы пропагандируете однополую любовь. У меня два сына и дочь, я традиционный русский человек.
Гость студии: Как вы относитесь к гомосексуализму? Были у вас у самого?
Светлана: К кому вы обращаетесь?
Гость студии: К Шандыбину.
Светлана: К Шаповалову вы обращаетесь?
Гость студии: Да.
Шаповалов: Да, по-моему, не хватает Шандыбина, я лишний.
Харитонов: Россия разрушается духовно, нравственно, стрежень России. Сегодня, после последней переписи, женского населения на 10 миллионов больше, чем мужского. Что же вы предлагаете сегодня этим 10 миллионам? Как увлечь себя. Поэтому сегодня нет государственной идеологии. Сегодня на телевидении что мы видим?
Светлана: Да что же вы сегодня о телевидении-то все.
Харитонов: Где нравственность сегодня?
Стебенкова: Мы еще про журналы говорили.
Светлана: Я стою перед вами вся в белом, а вы мне вот...
Гребешева: Но пьют не потому, что по телевидению видят, а пьют, потому что культура такая уже пития сложилась. Вот кричать надо о чем.
Харитонов: Потому что сегодня другие нравственные ценности мы воспеваем на телевидении.
Грымов: Подождите, какие ценности, господа? И сейчас существует Чехов, и сейчас существует Достоевский, я занимаюсь Федерацией народного образования. Вы знаете, что на сегодняшний день на порносайты посещаемость упала. Вы знаете, что грамотность поднялась в стране. Вы знаете, что стали писать длиннее письма. Благодаря чему? Все это благодаря Интернету. Больше стала грамотность и на порносайты меньше заходят. Потому что кому надо, зашли и ушли.
Светлана: То есть эта открытость устраняет проблему.
Грымов: Ушли, правда, упала.
Харитонов: Это у кого Интернет-сайты есть.
Светлана: То есть удовлетворили любопытство и все?
Грымов: У кого есть желание к информации.
Харитонов: В деревне этого нет.
Грымов: В каждом городе страны ставят Интернет-классы.
Кучера: Вы бы лучше в деревню Интернет поставили, чем орать тут непонятно о чем. Я единственно, чего не понимаю, господа, хорошие, но тут столько злости, почему-то. Откуда она в вас? Вот из зала тут, подонок, не подонок, что же вы это?
Грымов: Почему враг, почему вы оскорбляете людей? Почему он не может иметь мнение. Вы оперируете к Ивану про его группу? Мое мнение - это его грех. Вы согласны? Это его грех, он сам с собой там разбирается. То, что идет на государственных каналах, это отдельный разговор. Может, это бурные фантазии кое-где у нас работают. И второе, никогда бы эта группа не добилась успеха только из-за "этого". Вы согласны?
Гость студии: Это страшное дело. Их прогнали изо всех государств, практически, европейских. А вот здесь раздолье.
Стебенкова: Сегодня была статья, что группу "Тату", их не пустили в Израиль по причине безнравственности.
Кучера: Это реклама хорошая.
Стебенкова: Да какая реклама! Мы подписали на сегодняшний день Конвенцию о защите прав ребенка, и мы должны их защищать. Поэтому речь и идет о нормах защиты.
Кучера: Вы детей видели?
Стебенкова: Видела.
Кучера: Какие дети? Взрослые дети, во-первых. Во-вторых, вы смотрели "Евровидение"? Все ждали, когда же "Тату" начнут целоваться. И никто не целовался. Все сказали, ну, что это такое... И только поэтому они проиграли, потому что не целовались.
Кон: По-моему, предмет потерян совершенно. О школьном образовании тема, а рассуждаем о чем угодно. Во-первых, я хочу вам заметить, что высказываться надо ответственно. Я академический ученый, с роду не имел никакого дела ни к какой сексиндустрии. Поэтому эти вещи либо надо доказать, либо можно обсудить их в суде. Вопрос о защите нравственности и всего прочего. Любые меры, административные, запретительные, они в ряде случаев абсолютно необходимы. Но они работают только при наличии конструктивной социальной политики. Это не вопрос школьных программ. С другой стороны, для того, чтобы дешевая эротика, которой заполнено и наше телевидение, и многие массовые издания для того, чтобы она меньше была влиятельной, она не должна выполнять функции того самого сексуального образования. А этих сведений нигде получит нельзя. У нас на телевидении эротики навалом разной. Но в любой европейской стране, не надо вообще ссылаться на Америку, это очень отсталая страна во всем, что касается сексуальной культуры, можете поверить. Ориентироваться надо на Европу. Так вот, в любой европейской стране, помимо того, что есть школьные и прочие разные курсы сексуального образования, там есть специальные образовательные программы по телевидению, профессиональные, которые делают взрослые. У нас ни на одном канале нет. Есть специальные программы для подростков в Интернете, написанные специалистами. На вопросы подростков отвечают специалисты. И отсюда разница в статистике. Пожалуйста, аборты. Данные ООН. На 1 тысячу женщин репродуктивного возраста, от 15 до 45 лет, Бельгия - 6 абортов, Голландия - 7, Германия - 8, Россия - 62. Мировой рекорд. И такие же цифры по СПИДу, сифилису и так далее. Разница в этом отношении в том, что там этим занимаются, есть образование, не подменяют сексуальное образование литературными примерами и разговорами о нравственности. Это связанные вещи, но это не одно и то же.
Светлана: Хорошо, что мы вернулись к этому.
Грымов: Потому что в России снимают фильм "Бандитский Петербург", а там снимают "Секс в большом городе". Вот разница.
Харитонов: Я должен возразить. Недавно председатель Государственного комитета по борьбе с наркотиками Серчесов попросил Совет Госдумы остаться. Почему? Он прямо сказал, надо что-то делать.
А я вам скажу, в России беда. Он сказал, 500 тысяч сегодня сидит на игле официально, неофициально - от 3 до 5 миллионов. О чем мы рассуждаем сегодня? В России беда, в набат надо бить, а мы о сексе здесь говорим. А потому что государственные каналы не о том сегодня говорят, о чем надо говорить. Говорить о нравственности надо.
Светлана: Мы и об этом говорим. Мне сообщили, что в редакцию позвонил посол Израиля и официально опроверг информацию о том, что группа "Тату" получила запрет по морально-этическим соображениям на гастроли в этой стране. Газеты пишут одно, мы получаем официальное опровержение. Поэтому не по этим соображениям был отменен концерт. Я прошу очень коротко сказать, что сегодня, будь ваша воля, вы бы сделали для того, чтобы по какому-то гармоничному, правильному пути шло сексуальное образование, просвещение и развитие.
Гребешева: Я бы ввела программу полового воспитания в школах, где главное - психология общения между мужчинами и женщинами, знаниям особенностей и проблемам защиты репродуктивного здоровья и репродуктивных прав.
Якеменко: Я бы ничего не делал. Ввести сексуальное воспитание - будет меньше абортов и болезней. Не вводить его - будет больше людей, для которых женщина - это тайна, загадка, а не самка, живущая по определенным законам.
Светлана: То есть вообще бы ничего не делали, как получится, так получится. Иван.
Шаповалов: Для тех, кто верит, что человек - это животное, пусть воспитывает его. Для тех, кто думает, что человек - это не животное, никакого воспитания не нужно.
Светлана: Юрий.
Грымов: Мне кажется, что я уделил бы большое внимание такому предмету как литература. И очень важно, наладил бы систему информирования детей о всевозможных гигиенических и медицинских проблемах.
Светлана: Спасибо. Николай Михайлович, хотите что-то добавить?
Харитонов: Никогда об этом вслух на Руси не говорили. И держава была крепка. А дети рождались.
Светлана: Все понятно.
Кон: А сказки афанасьевские вы когда-нибудь читали?
Светлана: У нас много в литературе такого, еще в прошлые века, что ого-го. Я только от себя хотела добавить, что всегда хочется какой-то гармонии. Чтобы в школе правильно учили, и те, кто надо. Чтобы дома были доверительные отношения, такие чтобы можно было обо всем поговорить. И для того, чтобы было здоровье психическое и моральное для создания нормальной семьи. Куда без этого? Я благодарю вас за участие в программе "Основной инстинкт".