«Основной инстинкт» 7 мая 2003 г. ПОБЕДА ВСЕХ ПОБЕД
День победы - светлый и очень грустный праздник. Наша память и наша гордость. Сильно состарились не только ветераны, но и их дети. Что мы помним и что хотим рассказать о той войне и о той победе?
Светлана: Здравствуйте. Я поздравляю Вас всех с Днем Победы. Светлый, торжественный, очень грустный, по-моему, праздник. Наша память и наша гордость. Вообще, сильно состарились ветераны. Да что там ветераны? Состарились их дети и очень-очень взрослыми стали внуки. И сегодня сюда в этот зал я пригласила и ветеранов, и молодежь. А еще пригласила тех представителей среднего поколения, которые продолжают сегодня рассказывать о войне и о той победе. Рассказывать так, как им кажется это правильным сегодня, об этом мы будем говорить. А сейчас я представлю тех, кто сидит в первом ряду. Итак, Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм". Алексей Кравченко, актер. Степан Микоян, герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. Андрей Малюков, кинорежиссер. Сергей Урсуляк, сценарист, кинорежиссер, фильм "Сочинение ко Дню Победы", наверное, многие видели. Михаил Швыдкой, министр культуры. Тофик Шахвердиев, сценарист, сочинитель документального кино, кадры из его фильма "Марш победы" Вы видели в начале программы. И Даниил Дондурей, кинокритик. Я Вас всех приветствую. С помощью телемоста из Санкт-Петербурга к нам присоединится Александр Рогожкин, кинорежиссер, опять же Вы прекрасно знаете его фильм "Кукушка". Если не видели, посмотрите обязательно. Вы знаете, я услышала последнюю фразу из того кусочка фильма, который мы смотрели. "Все забывается", - практически утвердительно сказала женщина-ветеран. Скажите, пожалуйста, почему именно в последнее время Вы снова обратились теме войны?
Урсуляк: Это было чувство обиды, обиды за деда, за отца, за уходящих - за то, что между молодыми или тем поколением, к которому принадлежу я, образовалась некая брешь, ничем незаполненная. Мне показалось, что эта нить, которая обязательно должна быть, стала исчезать, прерываться.
Светлана: То есть стало что-то забываться?
Урсуляк: Совершенно верно, забываться. Даже не сколько забываться, сколько стало неважным и даже назойливым и ненужным. Мне было обидно, и поэтому я это в фильме излил.
Светлана: Александр Владимирович, я к Вам сейчас хочу обратиться. Почему Вы взялись за эту тему?
Рогожкин: Я думаю, что мы все-таки снимаем фильмы не о войне, а о человеке на войне. И никогда, в общем-то, в русском кино не снимался нормальный фильм о войне. Снимали о людях, которые поставлены в нечеловеческие условия и при этом остаются людьми в этих условиях. Вот, наверное, так бы я мог сказать о фильме "Кукушка".
Светлана: Уважаемые ветераны, Вы ведь смотрите фильмы о войне с точки зрения пережитого Вами, скажите, какое чувство у вас вызывают именно современные фильмы (я не беру те, которые были сняты фронтовиками во время войны и сразу после).
Да, пожалуйста.
Гость студии: Мы не так понимаем происходившее. Вот идя на передачу, я посмотрел фильм, и он мне не понравился. Нет такой живости, которая была после войны. В тех фильмах действительно чувствовалась какая-то ярость победы, злость, которая воспитывала нашу молодежь. Сейчас нет ничего.
Шахназаров: Я понимаю, что для каждого поколения картины, которые были в его молодости, всегда были ценны. Просто они по-другому смотрят. Конечно, наверное, герой 12-го года Денис Давыдов очень бы удивился, если бы увидел картину "Гусарская баллада". Он тоже бы сказал: “А что это Вы сделали музыкальный фильм?”. Это естественно. Хотя, отечественная война 12-го года это тоже эпохальное событие. Но сегодня мы делаем даже такие...
Светлана: …Искажения. Ради какой главной цели?
Шахназаров: Ну, ради того, чтобы мы помнили о том, что мы выиграли войну. Мы вынесли самую большую тяжесть на своих плечах. Выиграли ее наши солдаты и офицеры. И выиграли, прежде всего, потому, что были храбрыми, смелыми и потому что лучше воевали. Вот поэтому выиграли войну.
Светлана: А Вы что хотели сказать?
Гость студии: Я хотела бы сказать, что если раньше те фильмы о войне, которые мы смотрели, были нам близки, то теперь мы их не воспринимаем. И не только мы, ветераны - я до сих пор работаю в школе, и дети их тоже не воспринимают. Чувство патриотизма, чувство чести, чувство чистоты, это должны воспитывать мы, педагоги.
Светлана: Спасибо. Спасибо большое. Я понимаю, о чем речь. Смотрите, затронута важная тема. Наверное, большинство ветеранов согласится, с тем, что фильмы о войне должны воспитывать важное чувство - патриотизм. А люди, которые сегодня снимают эти фильмы, вполне возможно, что-то другое хотят сказать о войне. Я не права?
Дондурей: Мне кажется, Вы не совсем правы. Дело в том, что в конце 20 века было много исследований по поводу того, какие события можно считать самыми значительными за прошедшие сто лет. Несравненно со всеми другими, включая Великую октябрьскую революцию, Гражданскую войну, это победа в Великой отечественной войне. Безусловно, это главное событие 20 века. Это такой апогей нравственного убеждения каждого человека, что все сделано правильно. И жертвы эти должны были быть, их нельзя было избежать - это героические действия каждого человека в этих страшнейших условиях. Именно эта тема была главной в кино послевоенного времени, это великое кино 60-х годов - "Летят журавли", "В бой идут одни старики" и многие другие. Это чувство героизма, то есть чувство жертвенности, чувство невероятного доверия тем, с кем ты идешь на эту жертву, чувство веры в будущее, которое естественно за победу должно быть, чувство невероятной надежды на безопасность, ничего этого современная культура не предлагает. Вот это самое важное. Тогда телевидение транслировало и послевоенное, и довоенное кино во все группы нашего общества. Это как-то исчезло.
Светлана: А Вы знаете, я не соглашусь с Вами, в свою очередь. Я неслучайно вспомнила фильм "Баллада о солдате". Все, наверное, помнят фильм "Баллада о солдате". Это классика. А вот, согласитесь, он совсем неэпический. Там нет наступления войск, там нет пиротехнических эффектов. Одна конкретная судьба солдата, который уезжает на фронт, щемящая судьба одного человека. Так вот в теперешних фильмах тоже важна именно эта ценность конкретной жизни. Почему Вам нравится "Баллада о солдате", а не нравится сегодняшний фильм о конкретной судьбе конкретного человека на войне.
Гость студии: Мне, например, нравится. Но многие фильмы, особенно того, послевоенного времени, как раз нереалистичны.
Гость студии: Я вот что хочу сказать о правде, о войне. Дело в том, что я прошел всю войну, 4 года. 4 раза был ранен.
Светлана: Сколько же Вам лет тогда было?
Гость студии: Мне было 19, когда я попал на фронт. Но не в этом дело.
Светлана: Да и в этом тоже. Молодой совсем.
Гость студии: Ну вот. Я хочу сказать о правде. Дело в том, что мы фронт прошли, и когда пришли после войны, мы были голые, голодные, у нас все было разрушено, но когда я приходил смотреть фильм, я видел, что в этом фильме показывают, может быть приукрашенную, но зато счастливую хорошую жизнь, я ее должен был заслужить. Я к ней как бы стремился. Я как бы шел к ней. И поэтому мне это фильм был очень близок.
Швыдкой: Я думаю, что ситуация и сложнее и проще. Дело в том, что постижение правды - это некий процесс. Процесс постижения правды и процесс прикосновения к правде - очень трудный процесс. И я боюсь, что, как и все общество, часть из ветеранов, которые сидят здесь и которых я очень уважаю, готовы услышать правду о войне и услышать самих себя. А часть не хочет ее знать. Потому что это прожитая жизнь. И никто не может сказать, что жизнь этих людей прошла напрасно. Проблема не в том, что думают дети, когда надо ответить на вопрос, кто выиграл войну, проблема в том, что думает нация. Потому что хоть мы и выиграли войну, у многих в голове сидит такая мысль: мы-то выиграли, а живем хуже тех, кто проиграл. Не как победители. В этом же обида. И в этом же боязнь прикосновения к правде. Понимаете? Потому что эти великие люди, святые люди отдали все нам, все стране отдали, государству. У них есть внутренний, извините, что я так говорю за всех, дискомфорт. Мы-то победители, а ощущения того, что это светлый, легкий, праздничный праздник, у этих людей, наверное, нет. В этом и есть проблема. Я считаю, что победили вот эти люди, которые сидят в зале. Победили солдаты.
Светлана: Вы знаете, у каждого действительно свое восприятие войны, это правда, и свое представление о том, как сегодня можно об этом рассказывать. Можно снять парад победы, это тоже будет портрет целого поколения. Можно снять художественный фильм. Можно снять фильм о любви, как вот у Александра Рогожкина. Это тоже будет фильм о войне. А как Вы считаете, ради какой цели можно сегодня снова обращаться к теме войны?
Рогожкин: У всех, наверное, какое-то индивидуальное восприятие военной тематики. По этическим причинам я не могу свое видение войны навязывать другим режиссерам, зрителю. Это дело очень тонкое и деликатное. Я имею ввиду говорить о войне, как о деле неуклюжем, лишенным человеческого начала. На самом деле это очень деликатный и тонкий вопрос. Я бы не рискнул на него ответить, ведь неосторожным словом легко кого-то обидеть. Потому что как мы индивидуально воспринимаем кино, так, в общем-то, и люди, прошедшие войну, достаточно индивидуально воспринимают те дни, которые они провели на фронте и рядом с фронтом. Английские или американские историки подсчитали, что во Вторую мировую войну каждый солдат воевал всего где-то 2% от общего количества времени. Значит, люди чем-то занимались. Наверное, любили, занимались своими бытовыми делами. Собственно именно это и позволило человеку в тех тяжелейших, сложнейших для нашей страны условиях остаться человеком. Может, в этом заключалась основная наша победа в той войне, что мы не просто победили, но и сохранили в себе человека. Если внимательно посмотреть картины о войне, которые снимались и в советские времена, и сейчас, они в общем-то говорят о человеке, прежде всего. А не о громогласности или величии победы.
Светлана: Вот, Александр Владимирович сказал одну вещь, на которую я обратила внимание. Оказалось, что он боится обидеть кого-либо из сидящих в зале. Действительно тема войны очень деликатная. Я могу по себе судить - я тоже сняла один телевизионный документальный фильм, который назывался "Победа одна на всех". И помню, как занималась самоцензурой. В последнее время появилось много данных о том, как проходила та война, о напрасных жертвах, о многих ошибках, которые совершили наши военачальники, много такого, чего ветераны слушать не любят и зачастую не хотят. Я сама себя цензурировала, я в этом фильме старалась не говорить таких вещей. Скажите, пожалуйста, что действительно все еще никак не придет время, когда мы сможем говорить о войне правду или вообще не нужна правда о войне, оставим просто светлый образ победы?
Гость студии: Наше поколение только через 10-15 лет будет готово к тому, чтобы услышать о войне всю правду до конца. Сейчас это невозможно.
Светлана: Почему?
Гость студии: Вы же понимаете, что столько фактов, столько элементов жизни, мы прошли через это все, что нельзя об этом говорить, невозможно это говорить.
Светлана: Да, пожалуйста, пожалуйста.
Микоян: Я думаю, что можно говорить, пора говорить правду, пора. После того, как мы перешли к другой жизни теперь, надо говорить правду о войне.
Светлана: Я помню, что в своем фильме старалась говорить очень немного, позволила себе сказать лишь, что за несколько дней до победы можно было избежать стольких жертв, погибших на Зееловских высотах. Вы знаете, был шквал звонков, и ветераны говорили мне, что не надо такие вещи говорить, что эти жертвы не были напрасными. Вы до сих пор не готовы к этому разговору о правде войны?
Шахназаров: Вы знаете, я думаю, вопрос не в том, кто готов, а кто нет, а в том, что не прошло еще время, необходимое для осмысления такого гигантского события. Историческое осмысление возможно по прошествии какого-то довольно длительного периода. Вот, давайте вспомним, кто написал о войне 12-го года лучше всех? Лев Толстой. Сколько лет прошло? 60-70 лет, если мне память не изменяет. Вот, сейчас, в последние годы для меня очень по-новому открывается эта война. Мне понятно, что мы вообще воевали не только с Германией, а мы вообще-то воевали со всей Европой, что, например, я учился в школе, мы пели песню итальянских партизан "Bella chiao", и я считал, что итальянцы вместе с нами воевали. Я узнал только 10 лет назад, что вообще, итальянцы-то, миллионная армия воевала на восточном фронте, под Сталинградом, на Дону, понимаете, это как, венгры, румыны, финны. То есть, для меня это, как масштаб событий только сейчас начинает открываться...
Светлана: А не получится так, что пока мы дождемся этого самого периода осмысления все уже забудется? Да, пожалуйста, молодой человек.
Гость студии: Когда мы говорим о правде и неправде, то хотелось бы отметить один факт. То, что, правда бывает протокольной, то есть, когда мы стремимся воссоздать то, как оно было, но это сделать невозможно, потому что ход времени необратим. И есть правда духовная, когда пытаешься осознать духовный смысл того, что произошло. И это как раз возможно. И, вот, попытка высветить тот духовный смысл, который несла война, а это была победа добра над злом, это как раз, возможно, это будет правда, и тут уже нельзя говорить о том, что это какое-то приукрашение.
Светлана: То есть дело не в деталях, а в главной сути победы добра над злом?
Гость студии: За стремлением показать эти детали стоит просто желание позлорадствовать и найти темное пятно в герое.
Светлана: Понятно.
Гость студии: А нужно же показать именно духовный смысл победы добра над злом, и этот смысл ощущали все ветераны.
Светлана: Спасибо. Алексей, какой бы вы сняли фильм, если бы снимали фильм о войне сами?
Кравченко: Ну, наверное, более правдивый. Было время, когда только вышел фильм "Иди и смотри", и многие возмущались, что нельзя показывать такую правду, что надо показывать легче, с песнями, с танцами. Я за то, чтобы показывать правду. После фильма "Иди и смотри" все говорили, что мальчик, который снялся в главной роли, сошел с ума. Я сначала долго переживал, потому что мне, тогда молодому парню, сложно было доказать, что я не сходил с ума и что меня ни в каких спецклиниках не лечили. Но потом со временем я понял, что если зритель придумывает такие сказки про меня, значит им запало в душу, значит, они постоянно об этом думали, боялись. Я помню, что на премьеру беременных женщин не пускали, и постоянно стояли машины "скорой помощи". Так вот, я за то, чтобы снимать абсолютно правдивое кино.
Светлана: Но это, все равно, опять, будет ваша правда, ваше представление о том, что такое война?
Кравченко: Ну, если так говорить, конечно, это будет мое представление, как молодого человека. Что касается фильма "Звезда", я могу абсолютно точно сказать, что молодое поколение не будет смотреть первую "Звезду". Оно просто не поймет, там есть идеология, в которой воспитывали таких же как я - пионерские лагеря, встречи с ветеранами - это мое поколение. Но для тех, кто моложе, этот фильм снять как бы под другим градусом, он им не понятен. А вот снимая новую “звезду”, мы пытались все через себя пропустить, и, как мы - молодые, без всякой идеологической любви к родине, чувства долга, защитника, - можем показать свое внутреннее чутье. Над нами не висело ЦК, партбилет и все остальное.
Светлана: Но, при всем том, каждый год мы отмечаем День победы. Мы думаем, что это один из очень немногих праздников, который помогает воспитывать, в том числе патриотизм. Ведь это же не последнее дело - в поддерживать молодежи осознание единства нации, воспитывать патриотизм?.
Шахвердиев: Я бы хотел обратить внимание на то обстоятельство, что сюжеты из Великой Отечественной войны в кино всегда оказываются более выигрышными, чем сюжеты нынешних войн. И, когда говорится правда или неправда об истории Великой Отечественной войны, то мы выносим это совершенно спокойно. В то же время, мы абсолютно нетерпимы, когда есть какие-то нарушения, отходы от истины в связи с сюжетами, которые сейчас творятся. А эта война допускает, что даже малый героизм можно возвеличивать до высот, потому что это была единственная война, кроме войны 12-го года, которую в истории мы назвали Отечественной войной.
Светлана: И она долго служила целям патриотизма и национальной гордости.
Швыдкой: Дело в том, что самая большая правда Великой Отечественной войны состоит в том, что мы эту войну выиграли. Все остальное, как говорится, трагические, иногда страшные, но подробности, а главное правда - мы ее выиграли. И это та победа, которая заставляет нацию уважать саму себя. Дело не в том, служит она патриотизму или не служит, когда ты думаешь о ней, ты становишься патриотом, потому что это тот звездный момент нации, который повлияла на исход самой, может быть, кровавой бойни в мире, повлияла на судьбы мира. И мы, когда вспоминаем о войне, мы опять чувствуем себя великими. Это не великой страной с бомбами, а великой страной с великими людьми. Это самое главное.
Светлана: Да, пожалуйста.
Малюков: Я думаю, что на самом деле, тема войны многовариантная, и там все уместится - и обе "Звезды", и судьба каждого из здесь сидящих ветеранов вместится, и много всего другого. Это тема и для комедий, и для больших, серьезных социологических исследований, и для документального кино, и для чего угодно. Просто время должно жить по каким-то своим законом. Сейчас еще, кстати, открыты не все архивные материалы, например не вся статистика известна. Это будет происходить год за годом. Прекрасный режиссер Рогожкин сказал важные слова, о человеке, прежде всего, но это и о событии, и о событии чрезвычайно драматургичном, в котором находится победа, то, чего не хватает сегодня, то, что ждут зрители, то, что ждут ветераны, то, чего ждем все мы. Я думаю, что об этом стоит говорить нам всем в ближайшем будущем.
Светлана: Одну секундочку, а можно молодому человеку в форме дать слово?
Гость студии: Мне кажется, что, когда говорили о той правде, которую стоит или не стоит раскрывать в данное время, что эта правда может превратиться в настоящее забывание той войны.
Светлана: Почему?
Гость студии: Потому что исказится опять наше сознание об этой войне. Мы ее восприняли такой, какой она была. Победа для нас была светлым праздником.
Светлана: То есть, вы не хотели бы знать каких-то подробностей, которые исказили бы лик светлой победы, да?
Гость студии: Да.
Светлана: Понятно. А как вы считаете, сегодняшнее поколение молодежи, способно к подвигу?
Гость студии: Если мы говорим о войне, о победе, то надо, прежде всего, сказать, что она была заложена до начала Великой Отечественной войны. Для солдата важна идеология, он должен понимать, за что он идет на фронт и какую цель преследует в период войны. Я сибиряк, в 17 лет уехал на фронт, в 17 лет был на фронте. Меня ранили, но я шел за родину, за Сталина, знал, что защищаю. А сейчас в армию кого мы призовем, никак не найдем, с милицией ищем. Некому защищать нашу родину.
Светлана: То есть вы считаете, что современная молодежь на подвиги не способна. Молодежь, может, ответите что-нибудь? Пожалуйста, молодой человек.
Гость студии: Конечно, я не согласен с мнением, то, что нынешняя молодежь не способна на подвиги, то есть если взять последние события -Чечня, 1-я кампания, 2-я кампания, там тоже были героические поступки.
Светлана: Так, спасибо, спасибо, одну секундочку.
Гость студии: Я с 17-ти лет тоже пошел на фронт, в 20 лет демобилизовался инвалидом войны. Я верю молодежи. Десятки тысяч километров границы кто охраняет? Молодежь. Я от души верю им.
Светлана: Ребята кричат спасибо. Вам кричат спасибо с той трибуны. Есть кто-нибудь среди ветеранов, которые все-таки в молодежь верит?
Гость студии: Молодежь наша будет защищать лучше нас.
Светлана: Спасибо... Пожалуйста.
Гость студии: У меня предложение такое надо в школе ввести патриотическое воспитание, а то сейчас они о нашей истории толком ничего не знают. Я тренирую команду "Метеор", у меня 180 человек ребят, и вот у этих ребят я спрашиваю, кто такой Жуков? Они не знают. Кто такой Симонов? Тоже не знают. И еще надо кончать боевики показывать - они только портят народ, портят ребят.
Светлана: Вы затронули очень важный вопрос: почему именно сейчас мы обратились снова к военной теме? Ведь был перерыв лет в 15, когда практически ничего не снималось о войне. И вдруг, подряд несколько работ. Почему именно сейчас?
Дондурей: Людям очень важно представлять, что с ними происходит. 15 лет, с 83-го года, когда был снят, вот, мы здесь узнали последний фильм той эпохи. Когда был снят, как мы тут узнали, последний фильм той эпохи. Мы ничего не знаем, что с нами происходит, куда мы идем, кто у нас герой, вместо героев у нас...
Светлана: И вообще, способны ли мы к подвигу?
Дондурей: Я даже хотел сказать, вместо героев у нас звезды. А стране нужны герои, а не звезды. Идеальные люди те, с кого миллионы хотят делать свою жизнь. Я думаю, что это было очень важно. Поэтому, мне кажется, что в этой дискуссии о правде и неправде войны есть что-то такое мифологическое, это неправда. Поскольку мифы такие же реальные участники войны, так называемые сказки, или светлые характеристики, такие же реальные участники войны, как и та правда, которую мы не знаем.
Светлана: Тофик, а почему вы стали снимать "Марш Победы"?
Шахвердиев: Мне интересны любые человеческие проявления в какой-то такой сгущенной атмосфере. И я обнаружил, что эти пожилые люди, по сути, ничем не отличаются от молодых. То есть, если человек был хороший в молодости, то он таким и остался. Если он был неприятным типом, то он и в старости неприятный.
Светлана: В этом смысле ничего не меняется.
Шахвердиев: Да. Но я вижу в этом, что мы ко всем, относимся как к героям. Хотя, безусловно, не все герои. Потому что мне говорили ветеранки, вот, посмотри, человек стоит, у него 26 значков, и всего одна медаль. И мне кажется, что все равно надо его причислять к героям, потому что это жизнь. А старость она имеет один недостаток, помимо множества маленьких, один большой недостаток, и она кончается. Поэтому мне было очень интересно наблюдать за человечеством в этом составе.
Светлана: Да, пожалуйста.
Гость студии: Появилась новая волна фильмов о великой отечественной войне, наверное, это ассоциации с сегодняшними событиями. Преломленное в каждом из нас. Но, к сожалению, пока еще в кинематографе, не появилось фильмов, и тех живых символах, ради которых боролись эти люди. О тех людях, которых сейчас принято называть жертвами нацизма, категорию граждан, вынесших на своих плечах абсолютно невероятные страдания. Но кинематографа пока на эту тему нет.
Светлана: Есть кое-что. Документальные фильмы снимаются, и даже художественные фильмы, говорит Михаил Ефимович, снимаются. Фильмы как раз о людях, которые пережили нацистские гонения.
Фролова: Я бывший узник фашистских лагерей, и жили мы на оккупированной территории больше года. Это брянские места. Моя мама, имея троих детей, очень здорово помогала партизанам, невзирая на то, что мы каждый день находились под дулом автомата. Когда мои родители оказались в гестапо за содействие партизанам, один из немецких солдат, во время того, когда партизаны наступали на Жуковку, где я жила, открыл ворота и всех нас, будущих смертников, выпустил. И я вот сейчас говорю о том, чтобы у нас было добро. Чтобы у нас это добро росло и передавалось нашим детям. И нужно, чтобы это добро передавалось из поколения в поколение. И вот сегодня я вспоминаю слова своей мамы – “самое главное в жизни, чтобы было чистое небо, и был мир на земле, и поклон этому хлебу”.
Светлана: А, между прочим, это важная тема, что мы дожили, может, и не до правды, а до какого-то примирения?
Тилевич: Моя военная судьба тоже прошла через концлагерь, и оттуда я узнал и других немцев. Меня, может быть чаще, чем остальных, спрашивают, как ты относишься к немцам? Ты, переживший концлагерь и все прочее. Я был в лагере, откуда совершил побег Михаил Девятаев, герой Советского Союза. Человек, который прославил нашу авиацию так, как, наверное, и многие другие наши прославленные герои. Ему тоже помогли немецкие коммунисты, немецкие антифашисты. Устроили его в ту команду, где были самолеты. Я уж не говорю о пайках и всем прочем. Поэтому, нам нужно находить в себе силы признавать то, что, в общем-то, и сегодня мир един.
Светлана: Для меня День Победы - это битва за мир. Скажите, а как продлить эту память о 9 мая?
Шахназаров: Да его не надо продлевать. Ну, нас же никто не заставляет. Здесь кто-нибудь знает о Куликовской битве? Есть люди, которые не знают о ней? Ну, разве кто-нибудь продлевает память о Куликовской битве? Это в нашей генетической памяти. Мы знаем о Бородинской битве? Знаем, помним. И так же мы будем помнить великую победу 45 года. Она, действительно великая. Здесь правильно говорили, беспрецедентная не только в российской, но и в мировой истории. Она останется в нашей памяти. Для этого ничего не надо. И у нас всегда будут разные мнения. Действительно, здесь очень сложный вопрос затронули об отношении к немцам в период войны. Понятно, что там были разные люди. Но при этом, мы не можем забыть, что 18 миллионов мирных советских граждан было уничтожено. Не военных, а 18 миллионов мирных граждан. Правильно, министерство культуры организовало замечательную выставку о расстреле военнопленных - 2,5 миллиона советских военнопленных были расстреляны. Я видел в Бухенвальде комнату, куда заводили военнопленных под предлогом мерить рост. И сзади расстреливали. 8 тысяч человек, просто в одной этой комнате. Ну, как ветераны должны к этому относиться? Я абсолютно уверен, что это не значит, что наши ветераны плохо относятся, например, к молодым немцам. Ну, другое поколение выросло, другое отношение с Германией. Нам надо и строить, мы не можем все время это. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. С этим ничего не поделаешь. Значит, мы это тоже должны помнить. Поэтому, это нормально, и это естественно, и будем мы фильмы снимать, и разные мнения будут. И Саша Рогожкин будет свое кино снимать. Мы, может быть, свое, Сережа Урсуляк свое. И пусть это будет.
Светлана: Сейчас очень много ведется разговоров, что 9 мая – главный и единственный праздник, объединяющий нацию. Некоторые политики хотят придать этому празднику какой-то дополнительный смысл. Хотят сделать его не просто Днем Победы, а таким единым, национальным праздником. Главным праздником страны. Как вы к этому относитесь?
Шахназаров: Мне кажется, конечно, это должен быть конкретный праздник 8 мая - победа над Германией, и все.
Светлана: И все, да?
Шахназаров: Потому что если с этой точки зрения, в истории России было очень много замечательных побед. И соединить все в одно, Бородинскую битву, Куликовскую. Это как бы... Каждую надо праздновать отдельно.
Швыдкой: Вы знаете, я думаю, может быть, потому что мы люди, которые связаны с военным поколением, потому что наши отцы воевали, мы помним это на ощупь. Я думаю, что все-таки 9 мая должно остаться 9 мая, днем победы над фашистской Германией, иначе это будет оскорбительно ко всем, кто сидит в этом зале, и кто смотрит сегодня эту программу, тем, кто воевал. Думаю, что это была самая великая, и самая, может быть важная победа России. Более важная даже, чем, война 1812 года, может быть, даже более важная, чем война со шведами в начале 18 века, такой второй победы в России не было, и не надо ничего смешивать в кучу. Мы ощутили себя как великое сообщество замечательных, великих, прекрасных людей, не надо дополнительных смыслов, смысл и так очень велик.
Светлана: Да, пожалуйста.
Шахвердиев: Я хотел бы сказать, что смысл этого праздника несколько опрокинут. Я хотел бы поставить его на ноги. Я бы предложил, чтобы ветераны находились на Мавзолее, а мимо бы шли широкими рядами молодые наши любимые руководители.
Светлана: Руководители именно? А может, вот эти еще ребята?
Шахвердиев: И эти ребята.
Светлана: Одну секунду. Александр Владимирович, мы с вами прощаемся. Потому что у нас заканчивается время телемоста. Спасибо вам большое, скажите напоследок, какой вы фильм следующий будете снимать? Есть планы какие-то?
Рогожкин: Есть, конечно. Но я никогда не зарекаюсь, пока не вступил, полностью уверен, что буду это делать. Мне просто хотелось бы попросить, чтобы мы ветеранов вспоминали, наших славных ветеранов, не один день в году, 9 мая.
Светлана: А почаще.
Рогожкин: Значительно чаще.
Светлана: Спасибо вам большое, Александр Владимирович. Это был Александр Владимирович Рогожкин. Ну что же, мы завершаем нашу программу и завершаем наш разговор. Есть у вас поздравления, слова с 9 мая?
Малюков: Есть, конечно. К сожалению, так сложилось, что мой отец уже не живой. Он воевал, он рядовым прошел всю войну. И я хочу сказать людям, которые составляют поколение моего отца, я хочу вам пожелать долгих лет жизни и крепкого здоровья.
Светлана: Михаил Ефимович, может, вы поздравите ветеранов с Днем Победы?
Швыдкой: Вы знаете, вот сейчас у нас в работе около 30 картин о войне. И, может быть, если мы захотим быть достойными своих отцов, своих стариков, это будет главным поздравлением нашим. Если мы постараемся сделать те фильмы, которые не обидят никого из сидящих в зале. Я думаю, что День Победы, должен быть днем, как говорили здесь сидевшие, днем мудрости и днем добра. А нашим ветеранам я желаю крепкого, крепкого здоровья. И, конечно же, все ребята, которые здесь сидят молодые и в военной форме, хотят быть похожими на тех героев, которые воевали в Великую отечественную войну, которые знали, за что они воюют, почему они воюют и во имя чего. Здоровья и счастья.
Светлана: Я тоже поздравляю вас с Днем Победы всех, и молодых, и пожилых. Действительно, здоровья вам. Я желаю вам всего самого лучшего. И, пожалуйста, ни за что не обижайтесь на нас. Спасибо.