|
<<< на главную # <<< другие интервью # карта сайта |
Светлана Сорокина: Янтарная комната ― это
антидепрессант. |
Известия. 24.05.2003. № 90. Анна Ковалёва |
О
фильме "Янтарный призрак", который выйдет в следующую субботу на
"Первом" канале, его автор Светлана Сорокина рассказала
обозревателю "Известий" Анне Ковалёвой. ―
Почему вы решили снять свой фильм именно о Янтарной комнате? ―
31 мая в Екатерининском дворце откроют возрождённую Янтарную комнату, и,
по-моему, это неплохой информационный повод. К тому же я много лет интересуюсь
судьбой Янтарной комнаты. ―
На чем построен ваш фильм? ―
На хронике, на архивных материалах, на беседах с людьми, которые могут
пролить хоть какой-то свет на эту загадку, и на истории самой комнаты ―
и до её исчезновения в том числе. Кроме того, мы рассказываем и о янтаре. Это
не только удивительно красивый камень, но и очень сильный. Если долго с ним
общаться, то в каком-то смысле он может свести с ума, подчинить себе... ―
Где проводились съёмки? ―
Мы работали в огромном количестве архивов ― и российских, и германских,
снимали также и в Царском Селе, и в Калининграде. Этот фильм, кроме изложения
полумистической-полудетективной истории Янтарной комнаты, будет интересен ещё
и другим: мы рассказываем и о её последнем хранителе ― докторе Роде.
Как и мастера, которые не реставрировали, а воссоздавали Янтарную комнату, мы
тоже сделали реконструкцию этой истории. Скажу больше: в фильме будут
интервью с людьми, которых давно нет. ―
Каким же образом вам удалось с ними побеседовать? ―
Я сказала ровно столько, сколько хотела сказать. Мы воссоздадим эти интервью,
а вот как, смотрите фильм, и всё узнаете. ―
Как вам кажется, пропавшая Янтарная комната и её реконструкция отличаются
хоть в чем-то или абсолютно идентичны? ―
Нынешняя комната абсолютно великолепна. Она своего рода антидепрессант:
заходишь в неё, и настроение становится замечательным, в чём-то даже
восторженным. Современная комната ― золотисто-янтарная, лучистая.
Скорее всего, в самом начале восемнадцатого века Янтарная комната выглядела
примерно так же. ―
К реконструкциям принято относиться с некоторым недоверием. Насколько
воссоздание Янтарной комнаты себя оправдало? ―
Я к новоделам отношусь спокойно: нередко копия оказывается не хуже оригинала,
а иногда и лучше. Что касается Янтарной комнаты, то у меня, конечно же, были
слишком завышенные ожидания: я давно и детально занимаюсь этой темой. Но
когда я её увидела ― при мне смонтировали последнее панно и комната
обрела завершённый вид, то испытала настоящий восторг. И не думаю, что я ―
энтузиаст-одиночка. Мне кажется, она произведёт должное впечатление на самых
разных людей. То, что получилось, самая настоящая магия, волшебство. Как ни
назови, новодел, реконструкция или ещё как, это всё равно Янтарная комната.
Пусть она ― Янтарная комната-2, но это она. ―
Как вы полагаете, номер один ещё существует?
―
Здесь нет единства мнений. Когда мы снимали этот фильм, то, естественно,
работали в Екатерининском дворце. И там я общалась и с директором, и с
мастерами, и задавала им тот же вопрос. Они сказали: "У нас такое
ощущение, что теперь она должна найтись". И когда я спросила, что же в
таком случае делать, то услышала: "Это было бы шикарно. Мы бы оставили
новую Янтарную комнату на том месте, где она была запланирована Растрелли еще
в середине восемнадцатого века, а в другом помещении из того, что сохранилось
бы от старой комнаты, сделали бы первоначальный фридриховский кабинет, как
его когда-то изготовили прусские мастера". Но я уверена: Янтарная
комната не найдётся. Даже если где-то что-то хранилось, то учитывая возможные
условия хранения ― явно не музейные, сроки, в лучшем случае сейчас это
уже россыпь камушков, не больше. ―
Правда ли, что в Янтарной комнате повесят табличку с благодарностью
спонсорам: "Рургазу" и Светлане Сорокиной? ―
Конечно, моё участие в восстановлении комнаты по сравнению с
"Рургазом" смехотворно. Но мне приятно думать, что в восстановлении
Янтарной комнаты есть и мой вклад.
|