<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта
НТВ, Герой дня со Светланой
Сорокиной, 2000.06.29.
Светлана: Здравствуйте, в
эфире программа "Герой дня". Итак, мы с вами находимся в Доме
правительства. Сегодня, как всегда в четверг, прошло заседание кабинета
министров, и основным докладчиком на этом заседании была вице-премьер
российского правительства Валентина Матвиенко. Вот с Валентиной Ивановной мы
разговариваем здесь, в Белом доме. Здравствуйте, Валентина Ивановна! Матвиенко:
Добрый
вечер! Светлана: Я не назвала даже
названия вашего доклада, а формулируется он просто, это программа,
посвященная детям. Первым делом я хотела спросить, я видела названия этих
программ, их очень много, начиная от помощи детям Чернобыля и кончая помощью
одаренным детям. Меня всегда интересовал вопрос, есть программа, а кто и на
каком уровне будет решать, какой ребенок одаренный, кому нужна помощь из
Чернобыля? Матвиенко:
Вообще
механизмы формирования федеральных целевых программ, в частности, федеральной
целевой программы "Дети России", отработаны, конечно, очень четко.
Как программа формируется, на что расходуются средства, какая категория детей
поддерживается. Сегодня меня приятно удивило единодушие членов правительства,
где было принято решение не рассматривать федеральные целевые программы, а
провести ревизию их количества, уменьшить и так далее. Но для этой программы
сегодня было сделано исключение. И все члены правительства, понимая, что
ситуация с детьми действительно очень тяжелая в стране, единодушно поддержали
все положения этой программы. Что на самом деле происходит? Конечно же, на
все средств, к сожалению, не хватает. Мне бы хотелось, чтобы мы смогли всех
детей России охватить, всем помочь. Поскольку ресурсов не хватает,
естественно, выделены самые болевые точки. И в рамках общей программы
"Дети России" выделено десять подпрограмм по самым приоритетным
проблемам. Причем подход у нас такой: на один рубль, который выделяется из
федерального бюджета, четыре рубля должны выделять регионы, и это не просто
слова и не устная договоренность, и по предыдущим годам, и скажем, уже на
2001 год у нас завершается работа по подписанию соглашения с каждым субъектом
Федерации, где мы оказываем поддержку из федерального бюджета на те или иные
программы, с которыми сам регион справиться не может, и соответственно, в
соглашении фиксируется доля из регионального, местного бюджета, которая
пойдет именно на цели детства. К сожалению в предыдущие
годы все эти программы финансировались очень плохо, на 30-40% максимум.
Впервые в 1999 году мы практически на 100% профинансировали эти программы, и
сразу почувствовалась реальная подвижка, почувствовался реальный результат.
По итогам работы за прошлый год практически каждый десятый ребенок Росии в
той или иной мере был охвачен различными направлениями программ. Большое
внимание мы уделяем, скажем, в рамках программы "Дети-инвалиды"
профилактике инвалидности. Это колоссальная проблема в России. 600 тыс. детей
отнесли к категории "Дети-инвалиды". Можете себе представить, какое
горе для семьи, когда в семье ребенок - инвалид? Это горе вдвойне, если эта
семья брошена один на один разбираться с этой проблемой. Если раньше
государство даже чем-то стимулировало, чтобы родители отдавали детей в
специальные интернаты, специализированные детские учреждения, то сейчас у нас
совершенно иная идеология. Мы хотим помочь родителям поднять этого ребенка и
сохранить его в семье. Поэтому 47% этих средств направляется на профилактику
инвалидности. Мы закупили специальное оборудование для медицинских детских
учреждений. Разработана методология оценки возможности рождения
ребенка-инвалида, и благодаря этому мы на 14000 уменьшили возможность
рождения детей-инвалидов. Светлана: Валентина Ивановна,
я слушаю и не понимаю, то, что вы перечисляете, в том числе эти центры,
помощь психологов и так далее - это что, все бесплатно для этих семей? Матвиенко:
Да,
конечно. В рамках этой программы для этих семей это все бесплатно. Что еще
очень важно, я хочу это отметить, мы раньше детей-инвалидов как бы списывали,
мы их отдавали в интернаты и учреждения и практически там даже усугублялась
их инвалидность. Сейчас мы хотим максимальное количество детей восстановить к
нормальной жизни. Скажем, дети-дауны. Вообще раньше считали, что эти дети
необучаемы, что это брошенные, забытые обществом дети. Сейчас внедряются
новые технологии, и эти дети обучаемы, они очень талантливы, они могут
максимально восстановиться и быть полезны обществу. Светлана: Что касается помощи
детям, это какая-то составная часть помощи семье, людям вообще. И это входит
в ваши обязанности. Вчера докладывал Герман ГРЕФ, и говорил он об основных
направлениях экономического развития нашей страны. Экономический и
социальный, и как раз социальные вопросы - это важный блок, и их уже
обсуждают понемножечку. Но я вот хотела бы вас спросить. Вы наверняка
ознакомились с этим разделом внимательно. Есть что-то, что вас как
вице-премьера по социальным вопросам точно не устраивает в этой новой
грефовской программе? Матвиенко:
Мы
очень тщательно работали над этой программой вместе с разработчиками, все
руководители министерств и ведомств, группа экспертов из министерств и ведомств.
Та программа, которая была вынесена на правительство, она в общем-то
отличается от той программы, которая была предложена Центром ГРЕФА и
отличается в лучшую сторону, потому что многие моменты уточнили,
отредактировали, выбрали более точный вектор. В целом я могу сказать, что
программа достойная. Это очень серьезный труд большого количества ученых,
специалистов, предложивших очень много новаторских, интересных подходов,
которые позволят нам проводить синхронно и экономические, и социальные реформы.
Нельзя вести реформирование экономики, не реформируя социальную сферу.
Поэтому в целом главный приоритет, который выделен, это инвестиции в
человека. Меня это как вице-премьера по социальным вопросам устраивает.
Подчеркнуто приоритетное выделение государственных средств и расходов на
образование, здравоохранение и культуру в сравнении с другими расходами
государственными. Понятно, что это - приоритеты именно инвестициям в
человека. Светлана: Кстати говоря, что
касается одного из пунктов этой программы, та самая пресловутая адресная
помощь. Она точно требует законодательного оформления и ее упорно никогда не
оформляли. Неужели сейчас все-таки есть надежда на то, что ГД пропустит
соответствующие документы по адресной помощи? Матвиенко:
Пропустит.
Только что, буквально две недели назад, Дума приняла закон о выплате детских
пособий семьям, у которых доход ниже одного прожиточного минимума. Это уже
шаг в сторону адресности. Также принят закон о минимальном размере оплаты
труда, и это тоже движение на поддержку малообеспеченных слоев населения.
Кроме того, уже в проекте бюджета 2001 года мы закладываем такой подход,
чтобы отказаться от категориальных льгот, то есть льгот по профессиональному
признаку, мы хотим отказаться от бесплатного проезда на транспорте, скажем,
судей, военнослужащих и так далее, но естественно, компенсировать это людям
добавкой к зарплате, чтобы не чувствовали себя ущемленными и не ухудшилось их
материальное состояние. Это уже совершенно иная идеология. Или, скажем, подоходный
налог. Мы отменяем все льготы по подоходному налогу, но имеется в виду
компенсация денежная. То есть мы уже двигаемся, и очень быстрыми темпами, и в
Думе это находит понимание. Светлана: Вы: кстати,
говорили, что при движении к намеченным целям при осуществлении этой
программы ни в коем случае не должен ухудшаться жизненный уровень населения.
Это понятно и справедливо. Но смотрите, если взять основные составляющие этой
программы для населения, то это адресность социальной помощи, жилищно-коммунальная
реформа и полная плата за все услуги и накопительная пенсионная система. Как
вы полагаете, если пойти на осуществление всего этого комплекса, хотя бы на
первом организационном этапе, не сулит ли это все-таки провал по жизненному
уровню? Матвиенко:
Нет.
Если говорить об оплате коммунальных услуг в рамках жилищно-коммунальной
реформы, сегодня есть твердо принятое правительством решение о том, что не
более 20% от совокупного дохода семья может тратить на оплат коммунальных
услуг. Если это больше, то она получает жилищные субсидии, то есть как бы
государство компенсирует недостающие средства. И естественно, мы должны к
этому двигаться, чтобы сам человек оплачивал жилищно-коммунальные услуги, но
только при условии роста доходов населения.</P. Светлана: Когда можно ожидать
примерно какого-то увеличения, приближения к 100% оплаты жилищно-коммунальных
услуг? Матвиенко:
Это
далеко не ближайшая перспектива, по крайней мере для достаточно большой части
населения. А богатые, они будут уже сейчас оплачивать в полном размере все
жилищно-коммунальные услуги, если их доходы будут таковы. Если ты имеешь
право на субсидии, ты приходишь, приносишь справки о зарплате, о доходах, и,
соответственно, получаешь право на субсидию. Светлана: И еще вопрос. Вы
говорили о том, что никакого повышения пенсионного возраста не будет, а в то
же время в "Комсомольской правде" было интервью Германа ГРЕФА, где
он говорит, что есть такие предложения, и видимо нам никуда не деться, вполне
возможно, пойдем по такой мягкой схеме: в течение десяти лет по три месяца
добавлять в возраст пенсионный. Вот все-таки какая перспектива реальней? Матвиенко:
Герман
Оскарович правильно говорит о проблеме. По нашим расчетам, через 10-15 лет
количество трудоспособного населения будет таково, что на одного работающего
будет два пенсионера. Вы понимаете, что в этих условиях обеспечить достойные
пенсии будет крайне сложно. Поэтому здесь может быт несколько вариантов. Либо
очень мягкое повышение пенсионного возраста, либо совершенно иная
миграционная политика, чтобы мы могли обеспечить достаточное количество
трудоспособного населения, которое будет востребовано экономикой, либо
исчисление пенсии в зависимости от трудового стажа и так далее. Мы над эти
думаем. Пока правительство не принимало решения о повышении пенсионного
возраста. Мы обсудим все возможные варианты, выберем наиболее оптимальные и,
естественно, широко это обсудим вместе с нашими людьми, пенсионерами и теми,
кто будет пенсионерами, и примем взвешенное решение. Пока такой острой
необходимости сегодня принимать решение о повышении пенсионного возраста нет,
но решение искать надо. Светлана: И еще, то что
касается новой накопительной системы для пенсий. Видела такую шкалу как
предложение: до 30 лет люди уже включаются в накопительную схему, до 40 лет
могут выбирать, в какой схеме участвовать, после 40 лет уже по прежней схеме
живут. В никаком накоплении не участвуют, могут только воспользоваться
какими-то фондами, для того, чтобы копить деньги себе на старость. Эта схема
и будет работать? И когда начнет работать эта схема? Матвиенко:
Я
думаю, что начиная с 2002 года мы перейдем на смешанную систему, то есть
будет работать и распределительная система, и накопительная система. Мы
рассчитываем, что до конца этого года все это завершим, практически на 90%
это работа уже выполнена. Будет вестись персонифицированный учет, и это будет
полная картотека всех работающих людей и пенсионеров, и она, естественно,
будет пополняться. Светлана: А кто осуществляет
эту работу? Матвиенко:
Эту
работу осуществляет Пенсионный фонд. Весь учет трудящихся. У них практически
есть сегодня вся картотека, и мы с 2002 года уже будем иметь две
составляющих. Это распределительная - то, что вам положено и распределяется
на всех пенсионеров, и то, что будет накапливаться на персональных счетах,
то, что будет идти добавкой к этой общей средней основной пенсии. Светлана: Это будет выбор
каждого, либо так, либо так? Или с какого-то все-таки момента люди определенного
возраста включаются обязательно в накопительную систему? Матвиенко:
Идеально
так. Сейчас 28% от фонда оплаты труда перечисляются в Пенсионный фонд на
выплату пенсий. Чтобы не увеличивать нагрузку на предприятия, мы могли бы 26%
тарифа оставить, это было бы достаточно для выплаты пенсий, а 2% отчислений -
на накопительные счета, и этот процесс пошел бы постепенно, плавно. Пока так
на сегодня, но окончательно это будет определено, конечно. Надо решить, чьей
собственностью будут эти средства. Сейчас средства Пенсионного фонда - это
федеральная собственность. Федеральная власть несет ответственность за
выплату пенсий пенсионерам, за их уровень, и это федеральные средства. А вот
накопительная часть, эти 2% , это чья собственность? Я считаю, что это должна
быть личная собственность каждого человека. Даже если он до пенсии получил
сразу всю эту сумму или помесячно или, не дай бог, человек умер, тогда его
средства могли бы по наследству остаться его детям, внукам, родственникам. Но
пока у нас такой правовой базы нет. Светлана: И, наконец,
Валентина Ивановна, не могу не спросить, это такая постоянная тема на
протяжении долгого времени, возвращаясь к началу нашего разговора. Много
программ по детям. Есть ли программа, которая касается детей Чечни или детей
беженцев? Что-то на злобу дня? Матвиенко:
Есть
такая программа - "Дети семей беженцев и переселенцев". Эта
программа как раз направлена на ту категорию детей, которые оказались в
сложной ситуации, в том числе и дети, пострадавшие в военных конфликтах, эта
программа будет реализовываться. Светлана: С другой стороны,
есть семьи, которые лишились своих кормильцев как раз на чеченских событиях.
Я имею в виду семьи наших военнослужащих. Вообще мне кажется, что слабая
сторона нашей социальной защиты - это люди, ставшие инвалидами в процессе
военных действий. Это семьи, оставшиеся без кормильца. Если и помогают, то
чаще на местном уровне. Свои части, свои подразделения. Есть ли здесь
системный подход? Матвиенко:
Решения
правительства на этот счет приняты. Там продуман целый комплекс мер по
социальной защите и семей, и родителей, и детей. Другое дело, что не всегда,
к сожалению, это выполняется в полном объеме. И в силу равнодушия, и в силу
невнимательного отношения. В правовом плане все меры предусмотрены по
оказанию специальных пособий, и бесплатного проезда и отдыха детей, и так
далее, и так далее. Это целая серьезная программа. В основном она
выполняется. Но есть случаи и примеры, обращения ко мне, когда невнимательно отнеслись,
отказали, не знали. Светлана: Я была поражена,
когда узнала, что в частях погиб военнослужащий, он получил вперед денежное
довольствие, уехал туда и погиб, например, на второй день. И у его семьи
отбирают те деньги, которые ему как бы вперед выплатили. Я, конечно, понимаю,
что да, он там практически выбыл из строя и не отслужил свои деньги. Но в
этом такая жуть. Матвиенко:
Я
бы хотела увидеть этого человека, который пришел отбирать эти деньги. Если
это есть, это ужасно, конечно. На все случаи жизни законы не пропишешь, но
ведь должно быть человеческое отношение просто. Светлана: Мы говорили с
Валентиной Ивановной Матвиенко. Говорили мы о новых программах помощи детям.
О государственных федеральных программах, которые должны быть поддержаны на
местном уровне, говорили об общих направлениях социального нашего движения
вперед, и разумеется, пришли к выводу, что много хорошего задумано, осталось
все это на практике осуществить так, как должно, по-человечески. Я благодарю
вас, Валентина Ивановна! Успехов вам!
|