Реклама
http://status-voyage.ru/ шенгенские визы визовый центр.

<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

«Герой дня» со Светланой Сорокиной (НТВ), 2000.06.28.
Гость - Е.М. Примаков.

рубрикатор:


Светлана: В Москве грозы. Но если вы думаете, что это всего лишь атмосферные явления, то, может быть, ошибаетесь. Есть мнение, что грозовой фронт сосредоточился аккурат между зданиями Государственной Думы и Совета Федерации. Ну, а если серьезно, то действительно наиболее важные политические события проходили в двух палатах российского парламента и мне есть что сегодня обсудить с моим гостем, лидером фракции ОВР Государственной Думы Евгением Примаковым.
Что вы скажете, действительно велико напряжение, искрит?

Примаков: Ну, я не синоптик, мне трудно говорить о том, насколько накалились или насколько спровоцировали грозы, но я в общем-то оптимист. Я считаю, что всегда грозовой фронт отступает и над нами снова ясное небо. Я поэтому не принадлежу ни к тем, которые сейчас с размаху бьют по губернаторам, ни к тем, которые говорят, что уже две палаты вышли на тропу войны друг против друга. Я не считаю, что это так. Я бы не драматизировал обстановку вообще.


Светлана: Логично спросить, когда Дума вернется, и когда вы ожидаете поступления документов из Совета Федерации?

Примаков: Я думаю, что документы могут к нам поступить реально в понедельник, и дальше разовьются события, мне не хотелось бы ошибиться, но я могу попытаться спрогнозировать развитие событий, имею я на это право?


Светлана: Имеете. Одну минуту, Евгений Максимович, я вдруг сообразила, что для тех, кто не смотрел новости совершенно непонятно, о чем мы говорим. Мы говорим о законопроекте о порядке формирования Совета Федерации. Госдума его в трех чтениях приняла, а Совет Федерации его сегодня отверг, не одобрил. И вот теперь такая конфликтная ситуация, Дума может преодолеть вот это решение Совета Федерации или может быть какой то другой путь.

Примаков: Вы знаете, несмотря на то, что Совет Федерации уже высказался против согласительной комиссии, я считал бы неправильным сейчас ставить на голосование и сразу преодолевать негативное отношение к этому закону Совета Федерации, это неверно. Мне кажется, что нужно сейчас, получив этот документ, спокойно обратиться к Совету Федерации с предложением от Госдумы все-таки создать вот эту согласительную комиссию. И мне представляется, что Совет Федерации не откажется от этого дела. Во всяком случае если он откажется, то тогда он уже оставит нас перед необходимостью думать о том, как преодолевать вето. Я думаю, что эта согласительная комиссия должна быть конструктивной. Нам не надо ломать через колено никого. Нам нужно учитывать необходимость, компромисс, и какие-то шаги навстречу губернаторам нужно сделать, не нарушая тех концепций закона, который, проект закона, который президент внес в Государственную Думу. Потому что я сторонник того, что бы действительно была вертикаль власти, я сторонник того, что бы по единым правилам работали на всех этажах этой власти, я имею в виду центр, субъект федерации и местные органы власти. Потому что часто губернаторы ведут себя совершенно различно в отношении центра и в отношении местных органов власти, который находится под ним. У действий должны быть какие-то единые правила, и, конечно же, федерация должны функционировать как единое целое.


Светлана: Евгений Максимович, можно ли считать, что многие в Государственной Думе думают так же как вы, то есть возможен какой-то мягкий выход из ситуации или больше экстремистов?

Примаков: Я думаю, что преобладающее большинство руководителей фракции думают как я. И у меня даже есть основания так считать, потому что мы кое с кем, я не буду открывать, мы обменивались мнениями на этот счет. И параллельно нужно запускать процесс создания конституционной комиссии. Сегодня Государственная Дума приняла 317 голосов, против только один проголосовал. Это было предложение ОВР, предложение нашей фракции "Отечество вся Россия" обратиться к президенту с предложением создать вот эту рабочую комиссию для отработки проектов поправок к конституции.


Светлана: Эта комиссия будет состоять из депутатов Госдумы, как она будет сформирована, почему к президенту обращаетесь?

Примаков: Президент вправе сформировать эту комиссию, включив в нее представителей не только Госдумы, но и представителей Совета Федерации, я думаю, он пойдет на это, может быть и представителей правительства и так далее, может быть и представителей науки, я надеюсь на это. Эта комиссия будет серьезно работать над поправками, не вообще над поправками, как мне представляется, потому что их уже накопилось, проектов этих поправок, уже двадцать на рассмотрение Госдумой. Но я бы не сосредотачивался на поправках широким фронтом поступающих, я бы исходил из необходимости принятия тех поправок, которые диктуются сейчас жизнью. Ну, вот, например, ну грубо говоря, но я бы сейчас в качестве одной из поправок рассмотрел бы возможность создания Государственного Совета, который был бы укомплектован, допустим губернаторами, назначаемыми президентом.


Светлана: Это такой консультационный?

Примаков: Не только. Он мог бы выполнять и другие какие-то функции. Надо посмотреть, я не хочу забегать вперед, это вопрос комиссии.


Светлана: А что за разговор был, что тоже конституционное собрание как раз, в него могут войти те же губернаторы?

Примаков: Конституционное собрание, вот комиссия, о которой мы с вами говорим, это не альтернатива конституционному собранию. Она может существовать, и будет существовать, на первых порах всю тяжесть возьмет на себя, а потом будет и конституционное собрание. Но ждать образования конституционного собрания и не делать никаких шагов навстречу каким-то поправкам, которые необходимо вносить по объективным причинам в конституцию - это не правильно.


Светлана: Евгений Максимович, правильно ли я вас поняла. Что по идее накопилось огромное количество поправок по всему фронту конституции, по всем буквально статьям.

Примаков: Ну, не по всем.


Светлана: Ну, не ко всем, но ко многим. Тем не менее, вместо того, что бы провести эту необходимую ревизию мы хотим опять взять участок, а потом снова к этому возвращаться и снова, рационально ли это?

Примаков: А вы знаете, весь мир так делает. Вот вы возьмите Соединенные Штаты, конституция существует более двухсот лет.


Светлана: Там всего поправок то было…

Примаков: Одна конституция. Но к ней все время принимаются поправки.


Светлана: Да разве там их много?

Примаков: Очень много. Поправки принимаются к конституции периодически, потому что конституция не выдерживает соприкосновения с жизнью, которая меняется, динамика.


Светлана: А может быть, все-таки было бы разумно провести такую целенаправленную ревизию, серьезное осмысление, и, может быть даже, вынос на референдум исправленной конституции?

Примаков: Я думаю, что это, в конце концов, и произойдет, но сейчас ждать этого момента и абсолютно никак не двигаться в этом направлении, мне кажется, было бы неправильным.


Светлана: Какой спектр вы бы взяли для рассмотрения?

Примаков: Вот вы смотрите, если будет статично сейчас все, но я не верю в это дело, если пройдет вот так точно, как замыслили авторы этих законопроектов, то изменяется совершенно формирование Совета Федерации, и механизм другой, и состав другой, и так далее. А в это же самое время по конституции Совет Федерации решает такие вопросы, как введение чрезвычайного положения, использование наших войск за рубежом, объявление войны, мира, выборы государственного Прокурора. Когда в Совете Федерации были губернаторы, и сейчас пока они есть, когда были руководители законодательных органов, это серьезная категория.


Светлана: Может, надо было их оставить, не трогать?

Примаков: Нет, тоже это неправильно, потому что тогда очень много вопросов возникает. Ну, меняется, допустим, ситуация, а в то же самое время представители этих людей, губернаторов, уже не первые лица. Они, только они одни принимают эти решения. Разве это правильно?


Светлана: Так что, перераспределить в пользу Государственной Думы?

Примаков: Нет, не в пользу. Понимаете, нужно продумывать какие то меры, которые сейчас, на переходный период будут значимы, потом дальше что-то другое. Дальше мы можем прийти к изменению структуры нашего парламента вообще. Может быть к этому мы придем.


Светлана: В новом виде вообще нужна вторая палата, может вообще без нее?

Примаков: Может быть и станет вопрос о том, что тот же Государственный Совет будет в виде палаты. Кто знает. Я боюсь загадывать, потому что я не чувствую себя компетентным в этом отношении, что бы с вами во время милой беседы решать такие государственные вопросы.


Светлана: Я не против, Евгений Максимович.

Примаков: Я тоже, мне очень интересно с вами беседовать, но все-таки я предпочитаю, что бы этими вопросами серьезно занималась бы комиссия, занимались бы специалисты, которые смогут выстроить иерархию принимаемых поправок.


Светлана: Важный вопрос. Вот вы сказали, что в принципе само формирование этой комиссии будет определяться, наверное, президентом.

Примаков: Да.


Светлана: Вы себе имеете представление о том, какой количественный состав может быть?

Примаков: Нет, об этом сейчас трудно говорить.


Светлана: Какой срок работы может быть, когда будут результаты?

Примаков: Тоже трудно об этом говорить. Я бы не взял на себя ответственность отвечать на такие вопросы с размаху.


Светлана: Но можно ли считать, что к осени, например, какие то очертания эта комиссия примет?

Примаков: Я думаю, да, безусловно. Она должна принять определенные очертания, если президент примет это предложение по созданию комиссии. И в то же самое время, я думаю, что и грозовой фронт, о котором вы говорите, он уйдет.


Светлана: Ну, может быть. Хотя в ближайшие дни нам обещают и дожди и грозы. Сегодня Совет Федерации поддержал идею об исключения из конституции положения о неприкосновенности депутатов обеих палат.

Примаков: Ну, что ж, я не против. Если будет принята это на уровне двух палат, я не против.


Светлана: Смотрите, здесь же нужно вносить поправку в конституцию, это статья конституции?

Примаков: Да.


Светлана: Где обусловлена неприкосновенность депутатов двух палат. Но там не говорится, что губернаторов, те, кто будут депутатами.

Примаков: Ну, пожалуйста, я не против. Я не считаю, что мне нужна неприкосновенность, потому что я не собираюсь заниматься антизаконной деятельностью какой-то.


Светлана: Знаете, вот интересно, у меня здесь очень много было гостей из Государственной Думы. Вот интересно, когда лично человека спрашиваешь, особенно в эфире, каждый говорит, что ему эта депутатская неприкосновенность не нужна. Когда идет голосование, даже не выносится на голосование, потому что все поголовно против.

Примаков: Вы знаете, в чем дело, если неприкосновенность привязывается к исполнению депутатских обязанностей, это необходимость. А если она вообще универсальна и он может все, что угодно делать и при этом быть неприкосновенным, это мне кажется…


Светлана: Тут есть тонкая грань, когда он при исполнении, когда нет. Он может пойти в ресторан, и сказать, что переговоры проводил.

Примаков: Ну, давайте такой гипотетический случай. В машине он едет за рулем, и задавил даму какую-нибудь.


Светлана: Конечно, сразу женщину обязательно.

Примаков: Хорошо, ну, мужчину в расцвете сил. И что он, при исполнении депутатских обязанностей?


Светлана: Конечно, торопился на встречу с избирателями.

Примаков: Ну, нет.


Светлана: Упаси господи от таких случаев. Евгений Максимович, сенаторы сегодня тоже предложили создать федеральную комиссию с участием всех ветвей власти, по обсуждению вопросов государственного строительства. Звучит очень схоже. У вас конституционная комиссия, у них по вопросам государственного строительства. Это что-то похожее, это идея вышедшая из двух зданий и схожая?

Примаков: Я думаю, что эти две идеи стыкуются. Я думаю, что вообще нам нужно сейчас встретиться на хорошем уровне и проговорить все вопросы. Я думаю, что мы не доделали кое-что. Надо было, может быть, эту встречу провести и раньше.


Светлана: У Государственной Думы осталась неделя работы, еще одно заседание. Как вы полагаете, в эти сжаты сроки успеете вы принять все необходимые решения, выйти из этой ситуации, найти мягкое решение?

Примаков: Все будет зависеть от того, как поведет себя Совет Федерации. Потому что я все-таки предполагаю, что мы обратимся от Госдумы к Совету Федерации с предложением, мне трудно говорить с уверенностью, но я бы пошел на это, если бы меня спросили, с предложением, несмотря на то, что они уже отвергли такое предложение, несколько раз такое уже было в нашей практике, когда отвергалась идея согласительной комиссии, а потом Дума предлагала и Совет Федерации соглашался, вот, я думаю, что нужно пойти на этот шаг. А если они не откликнутся на это дело, а это маловероятно, тогда уже думать о преодолении.


Светлана: И самое последнее. Опять возвращаясь к комиссии по подготовке поправок к конституции. Вы уже как-то оформили документально этот призыв к президенту поучаствовать в организации этой комиссии?

Примаков: Нет, не поучаствовать. Это обращение Государственной Думы к президенту, которое было принято при одном против. Это обращение с предложением создать такую комиссию.


Светлана: То есть, это не требует какого-то дополнительного оформления?

Примаков: Нет. Это просто обращение президента, мне кажется так, что он откликнется положительно на это дело.


Светлана: То есть, вы ждете теперь ответа?

Примаков: Да. Я думаю, что президент понимает, что это не терпит отлагательства, что это нельзя положить под сукно и ждать, когда пройдут месяцы и месяцы.


Светлана: Но, в принципе, видимо каких то важных решений, может быть создания комиссии, порядка ее формирования уже стоит ожидать ближе к сентябрю?

Примаков: Конечно.


Светлана: Благодарю вас, Евгений Максимович. Напоминаю, что говорили мы с лидером фракции ОВР в Государственной Думе Евгением Примаковым. Говорили мы о сегодняшней ситуации, об отношениях двух палат, и о том, как видит Евгений Максимович пути преодоления этого парламентского кризиса.


<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Hosted by uCoz