|
||
|
|
|
|
Интервью главы администрации вологодской области,
Вячеслав Позгалёв Светлане Сорокиной в программе "Герой дня" (НТВ),
22.05.2000. Сорокина: Итак,
сегодня состоялось первое представление. Президент познакомил руководителей
областей Северо-западного федерального округа, как теперь называется, со
своим наместником в этом округе. Один из участников этой встречи, тот, который
тоже будет жить под зорким оком наместника, это глава администрации
вологодской области, Вячеслав Позгалев. Позгалев: Встреча
длилась около полутора часов. Сорокина: Второе,
что хотела спросить: формальная она была или все-таки, свои какие-то
претензии, пожелания смогли высказать руководители вот этих двенадцати
субъектов, входящих вот в этот округ? Позгалев: Ну, она
была по форме достаточно неформальной. И мы смогли в виде свободного диалога
выяснить те проблемы, которые волновали нас, и понять, что же, все-таки,
хочет президент, проводя свою реформу территориального устройства страны.
Сорокина: А что вас
больше всего волновало? Позгалев: Самым
главным сомнением, которое нас в этом виде переустройства беспокоило, это
ситуация, связанная с тем, что нас, руководителей субъектов федерации, как бы
задвигают за спину наместников и удаляют из Совета Федерации. Таким образом,
укореняя государственную вертикаль, на наш взгляд, высшее руководство страны
обрывало обратную связь. То есть, положение дел на территории становилось
недосягаемым для понятия руководителей страны. Поэтому вот это беспокоило
больше всего. Тем более, накануне встречи мы имели возможность поговорить
между собой, обменяться мнениями. И заботили не личные привилегии, не
собственная судьба, беспокоило то, что если этот разрыв произойдет, то, я
думаю, что это не пойдет на пользу стране. Все-таки, Совет Федерации был для
нас той трибуной, когда мы могли общаться с высшим руководством страны, хотя
бы раз в месяц поговорить о тех проблемах, которые сейчас беспокоят нас и
получать ответы на те вопросы, которые мы ставили правительству. Ведь что
греха таить, мы должны честно признаться, что над законами-то работали мы не
очень здорово, и не очень добросовестно. И вот сейчас два ярких примера.
Когда все начинали возмущаться: "А почему нас лишили возможности
представлять льготы в той части дохода, которые остаются на территории.
Вроде, как бы, наше конституционное право". А нам говорили: "Так вы
же закон принимали о бюджете в конце прошлого года, что ж вы
просмотрели?". Второй вопрос, когда в государстве забеспокоились, что
время пребывания у власти руководителя субъекта федерации было ограничено
двумя сроками. Опять все забеспокоились сейчас. А нам говорят: "Друзья,
вы же закон этот принимали в конце прошлого года!". Сорокина: Вячеслав
Евгеньевич, как вас и чем успокоил президент? Что в ответ на ваши
закономерные опасения было сказано? Позгалев: Ну, надо
сказать, что президент, видимо информирован о тех настроениях, которые бродят
среди губернаторов и руководителей республик. И поэтому он довольно четко в
самом начале, во вступительном слове, снял практически все вопросы, которые
были перед нами. Он сказал о том, что он поддержит идею создания Госсовета. Сорокина: Это,
вообще, и ваша идея, по-моему, была или вы высказывали ее, во всяком случае.
Такой клуб губернаторов. Позгалев: Нет, это
ни в коем случае не должен быть клуб. Клуб может быть по интересам. Госсовет
- это государственный орган при президенте Российской Федерации, в который
должны входить только руководители исполнительной власти. Сорокина: Но ведь
он консультативный. Что это дает губернаторам, только способ общения
губернаторов с президентом? Позгалев: Ну,
знаете, когда общаются государственные мужи, они же общаются не за бильярдным
столом, и не на теннисном корте. Когда они говорят о проблемах, которые
беспокоят страну, это уже серьезная возможность объясниться, что же
происходит в стране. Сорокина: И что,
обещано было развить идею создания Госсовета? Позгалев: Путин
поддержал эту идею. Сорокина: Как часто
он будет собираться, этот Госсовет? Позгалев: Все это
будет определено в будущем законе. Поэтому сегодня пока предложение, что он не
реже, чем раз в месяц будет собираться здесь в Москве, и даже здание было
предложено уже существующее и пустующее. Сорокина: Где? Позгалев: Ну, я не
буду пока говорить. Сорокина: Что бы не
расстраивать одного из руководителей центрального округа? Позгалев: Да-да. Сорокина: И что,
Госсовет - это губернаторы, руководители субъектов федерации и президент? Позгалев: Ну, я бы
начал с того, на вашем месте, что еще нас беспокоило. Второй вопрос, это то,
что субъекта федерации унижало, что статус руководителей субъекта федерации
понижается, и он становится ниже даже депутата Госдумы. Поэтому такое
понижение роли руководителя, который явно не послужил бы укреплению
авторитета руководителя. Сорокина: Например,
той же неприкосновенностью не пользоваться, в отличие от рядового депутата? Позгалев: Дело даже
не в неприкосновенности. Дело в престиже, в том, что руководителей субъектов
куда-то задвигают и неизвестно в кого превращают. Сорокина: И что в
ответ на это? Позгалев: Путин
сказал, что он считает, что безусловно надо укреплять престиж и авторитет
руководителей, и что все возможные атрибуты власти, которые должны быть,
должны быть закреплены в законе о руководителе субъекта федерации. Там должны
быть изложены и статус, и функции. И вот это третье, что нас беспокоило - это
функции. Потому что сегодня непонятно, чем должен заниматься представитель
президента в округе, чем должен заниматься руководитель субъекта. Путин
однозначно подчеркнул, что руководитель субъекта остается руководителем
субъекта, со всеми вытекающими последствиями, он отвечает за то, что
происходит в регионе. А полномочный представитель помогает, он сказал именно
"помогает", ему работать и увязывает работу федеральных структур,
которых развелось великое множество, и помогает ему упорядочить
взаимодействие с федеральными структурами власти. Сорокина: То есть,
такой офицер связи? Позгалев: Нет, не
офицер связи, а человек, который помогает повысить эффективность действия федеральных
служб. Ведь что греха таить, сегодня говорят, даже слово такое придумали,
"губернатура", что всевластие губернаторов и субъектов федерации.
На самом деле, никакого всевластия нет. И на самом деле никаких законных
полномочий силовых методов действий на территории ни у кого нет. И, в
общем-то, многие либо силой собственного авторитета управляют территорией,
либо за счет каких-то косвенных рычагов. Сорокина: Способов,
на самом деле, много у любого хозяйственника. Позгалев: Да, но
это незаконный способ. Сорокина: Да, не
законно. Вячеслав Евгеньевич, возвращаясь к закону, который пропишет статус,
возможно обновленный, статус руководителя субъекта федерации и того же
наместник, который будет представлять интересы президента. Этот закон уже
разрабатывается, есть ли представление о том, когда он будет предъявлен, в
какие сроки все произойдет? Позгалев: Кстати,
Владимир Владимирович даже такую мысль высказал, что "я не настаиваю на
ускоренном решении этого вопроса. Я готов ввести этот закон через год, и
через три". И если мы сегодня у власти, и, в общем-то, заложим
законодательную базу формирования и укрепления российской государственности,
то мы будем честны перед будущими поколениями. Сорокина: То есть,
как бы даже не ваш срок, а, может быть, следующего губернатора? Позгалев: Да. Он
сказал: "Вы можете отработать срок в своих полномочиях, и уже следующее
поколение политиков должны будут играть по новым правилам игры. Но, я должен
сказать, что практически единодушно участники встречи сказали, что не надо
откладывать этот процесс. Дело в том, что эта истерия, которая сегодня
нагнетается в средствах массовой информации о, якобы, наступлении на
губернаторов, о, якобы, их ослабления власти - это неправильно. Мы
заинтересованы в укреплении государственности в России, пожалуй, больше, чем
кто бы то ни было. Потому что именно нам сегодня не хватает силы государства.
Сорокина: Вячеслав
Евгеньевич, насколько я поняла, вы договорились о том, что законы,
предложенные президентом, нужно рассматривать срочно, и в части другого
формирования Совета Федерации, верхней палаты, и в части пересмотра
возможностей президента в отношении губернаторов. Все это, как бы, вами
поддержано? Позгалев: Ну, я бы
сказал иначе: "в определенные сроки". Я думаю, что все это будет
разработано в течении этого года. Я думаю, к концу года, или в начале
будущего все эти законы будут действовать. Хотя сегодня прозвучало
предложение, с нашей стороны, вводить поэтапно, не пакетами, не ждать, когда
все будет готово, а уже поэтапно приводить в действие эти механизмы. Сорокина: Но, к
этому пакету, как я поняла, прибавится и закон, который будет определять
четко сам статус, обновленный, губернатора и статус наместника. Я правильно
поняла? Позгалев:
Совершенно верно. И вот это первый камень, который будет положен в фундамент
укрепления государства, именно четкое разделение функций. Сорокина: А сейчас
пока, просто это вот, действительно, человек, который будет помогать
координировать, между различными структурами федеральными, деятельность? Позгалев: Ну, это
уже следующая задача. Вначале нужно разобраться с положением дел. И мы должны
ему в этом помочь. Сорокина: Как
по-вашему, будет стыковаться вот этот закон о статусе губернатора с теми предложениями,
которые существуют сейчас у президента по поводу отстранения, временного,
губернатора, или вовсе отстранения? Позгалев: Ну, вы
знаете, что во-первых, такая практика была даже у первого президента, когда он
отстранял губернатора на весь срок его полномочий, и назначал человека,
который исполнял обязанности губернатора в течении нескольких лет. Сорокина: Но это
тяжелая для региона ситуация. Позгалев: Но это
было незаконно. Но это было необходимо, потому что не может население
территории страдать от того: плох или хорош руководитель территории. Потому
что сегодня, когда, и это Владимир Владимирович подчеркнул, мы сегодня видим,
что на территории России существуют разные стандарты, и нет равноправия конституционного
граждан дефакта, то нужно сегодня обязательно обеспечить равноправие согласно
конституции. И вот в этом основа сегодня всех этих усилий. Сорокина:
По-вашему, как должен формироваться Совет Федерации? Все-таки, это выборные
представители, это назначенные местными органами власти, представители от
регионов? Вот ваш взгляд на проблему. Позгалев: Я считаю,
что и сегодня, насколько я понял, и президент с этим согласился, законодатели
выдвигали своего представителя, это не обязательно депутат, представитель
органа власти. Губернатор назначает своего представителя, и никто его
утверждать не должен, это мое предложение. И ни в коем случае - всеобщих
выборов на территории. Мы уже такой Совет Федерации формировали. Я был в
составе такого совета. И скажу вам, это не Совет Федерации, а действительно
дискуссионный клуб на политические темы. Сорокина: Еще
вопрос. Грядущая реформа подразумевает некие изменения ваших возможностей,
губернаторских, в отношении мэров, в отношении более низких властных
структур. Я ознакомилась с вашими интервью, с вашей точкой зрения, на схему
управления. По-вашему, не назрела, вообще, в целом, реформа местного
самоуправления? Позгалев: Она не
столько назрела, сколько сегодня есть настоятельная необходимость в
совершенствовании законодательства. Я сторонник местного самоуправления, и ни
на секунду не отступлю от этой идеи. Но есть сегодня моменты, где происходит
разрыв. Ну, не может сегодня учитель или врач зависеть от того, кого избрали
на территории, хотя выбор, порой, бывает случайный. Поэтому, как президент
имеет право отстранить руководителя субъекта федерации, за неисполнение своих
обязанностей, я еще раз подчеркиваю одну мысль, которая почему-то выпадает у
всех журналистов, речь идет не о снятии с работы, а о отстранении, и затем
уже суд может решить судьбу этого руководителя: прав президент в данном
случае, или не прав. Такая ситуация должна у нас быть и в отношении глав
местного самоуправления и местных органов самоуправления. Сорокина: Вот есть
еще такое мнение: новый принцип формирования Совета Федерации несколько
меняет систему сдержек и противовесов, которые существуют у нас в обществе.
Потому что Совет Федерации значительно отличался от мнения Госдумы, и это
были две палаты, которые как-то уравновешивали эту систему. Вот что получится
сейчас: нарушается вся эта система сдержек? Позгалев: Ни в коем
случае. Если я назначу представителем в совете Федерации своего заместителя,
это человек, который знает положение дел на территории, который отвечает за
исполнение принимаемых Думой законов, то, я думаю, что Совет Федерации
сохранит свою функцию быть фильтром, который отфильтровывает законы не
совершенные, некачественные, не работоспособные. Я думаю, что по такому же
принципу и представительные органы власти направят своего представителя. То
есть, это не будут случайные люди, как мы с вами сегодня говорили. Ни в коем
случае нельзя выбирать их всеобщим голосованием, это должны быть
представители властных структур: исполнительной власти и законодательной. Сорокина: Насколько
понимаю, одна из целей реформы, это привести к единому знаменателю законы
всех субъектов федерации, потому что не секрет, что часто на отдельных
территориях существуют свои законы, которые плохо стыкуются с федеральными и,
даже иногда, с конституцией. Но не получится так, что регионы лишатся
возможности, ну, скажем, в экономике учитывать собственные, местные
особенности? Ну, например, я знаю, что вы у себя в вологодской области
отказались от некоторых налогов, приняли свою систему льгот. Насколько вы вольны
будете в этих параметрах? Позгалев: Я думаю,
что в рамках налогового кодекса, закона о бюджете на каждый год, мы будем
иметь право регулировать экономику в рамках тех доходов, которые мы имеем. Я
думаю, ни в коем случае не надо опасаться, что каким-то образом ущемляются
наши права. Ни в коем случае. Ну, например, это ж дикий случай, министерство
по налогам и сборам подает в суд на один из субъектов федерации, который
годами не платит деньги в дорожный фонд. Почему мы платим, и честно
исполняем? Кстати, мы сегодня, пожалуй, единственная область, которая
получила сертификат доверия от министерства по налогам и сборам, нам прислали
право НДС назначать сегодня самим не через министерство. Потому что нам
сегодня выгодно быть честными плательщиками. Но я не понимаю, почему это не
распространяется на другие субъекты федерации. Сорокина: Вячеслав
Евгеньевич, если подытожить, то, насколько я поняла, что руководителям этих
двенадцати субъектов, ну, не двенадцать было, отсутствовало двое… Позгалев: Да,
отсутствовали архангельский губернатор и новгородский. Сорокина: Ну, вот
этим десяти человекам, которые собрались… Позгалев: Нет,
представители законодательной власти присутствовали. Нас было 17 человек. Сорокина: Хорошо. Президент
и Черкесов, его наместник, вы договорились о неких правилах игры. Вы
договорились также о том, что будет дополнен еще законопроект о статусе
непосредственно губернатора и статусе и полномочиях наместника. Насколько я
поняла, депутатская неприкосновенность предусмотрена для губернаторов. Это
правильно? Позгалев: Если вы
так считаете, то мы не возражаем. Сорокина: ну,
насколько я поняла, одно из этих было, что бы не измывался кто-то по мелочи.
Да? Позгалев: Ну, в
общем, да. Сорокина: И, что касается
сроков пребывания. Были ли какие-то договоренности в этом смысле? Позгалев: Мы
поставили вопрос перед Владимиром Владимировичем Путиным о том, что считаем
неправильным вопрос ограничения сроков пребывания у власти. Если дела идут
хорошо, то, мне кажется, главным критерием длительности пребывания у власти
должен быть результат. Если дела идут в субъекте федерации хорошо, то почему
надо этого руководителя менять? Сорокина: Что он
сказал на это? Позгалев: Он
сказал, что в этом есть рациональное зерно. Сорокина: И совсем
коротко. Черкесов что-то говорил, как-то выступал? Позгалев: Как
настоящий контрразведчик он слушал. И сказал, что будет знакомиться с каждым
субъектом отдельно и с нами будет отдельный разговор. Сорокина: Благодарю
вас. Напоминаю, что разговаривали мы с руководителем вологодской области,
Вячеславом Позгалевым. Говорили мы о сегодняшней встрече, о сегодняшнем
представлении, первом, наместника президентского, который будет работать в
Северо-западном федеральном округе. |
|
|
|