<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта
Интервью вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина Светлане Сорокиной в программе "Герой дня"(НТВ), 19.05. 2000.
Сорокина: Итак, кабинет министров практически
сформирован. В основном мы имеем старые, знакомые лица в этом кабинете. Но
самой такой главной новостью кадровой все называют назначение на пост
вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина. И сегодня Алексей
Леонидович у меня в студии. Я поздравляю вас с назначением. И первым делом
хотела вот о чем спросить. Напомните, что теперь будет входить в круг ваших
обязанностей, потому что помимо министерства финансов, вы будете еще и
курировать целый спектр как вице-премьер. Что это? Кудрин: Ну, мы с Михаилом Михайловичем Касьяновым
представители одной школы, Минфиновской. И в последнее время серьезно
занимались тем, что бюджет страны, основные параметры кредитно-денежной
политики должны не зажимать производителя, а его раскрепостить. Поэтому
бюджет теперь, и на 2000 год, и на 2001 планируется с сокращением дефицита, с
сокращением налогового бремени. Мы вместе с ним будем курировать
экономические ведомства. И вот в эти дни окончательно договоримся, какие
министерства отойдут мне. Я уже знаю, что это министерства по налогам и
сборам, министерство экономического развития и торговли, министерство
антимонопольной политики. Какие-то министерства, экономического блока, он
возьмет на себя сам. Сорокина: И непосредственно сам, как премьер, будет
их курировать? Кудрин: Да. Сорокина: Что же тогда остается в ведении Виктора
Христенко? Кудрин: Остается много тоже экономических, но уже
более инфраструктурных министерств. Ну, прежде всего, Минэнерго, как он
теперь будет называться, кроме того, министерство по делам национальности и
федерации, который будет объединен с Госкомсевером, и другие министерства,
инфраструктурного профиля. Сорокина: Известно ли уже, кто будет пятым
вице-премьером? Кудрин: Это вице-премьер по сельскому хозяйству, но
его кандидатуру президент, наверное, обнародует. Сорокина: Скорее всего, это будет вице-премьер,
который будет совмещать и обязанности министра сельского хозяйства? Кудрин: Я думаю, что да. Сорокина: Скажите, пожалуйста, почему вас все-таки
не назначили первым вице-премьером? Все говорят, что круг ваших обязанностей,
ваши полномочия вписываются именно в разряд первого заместителя. Кудрин: Вы знаете, тот круг обязанностей, который
несет министр финансов, он очень широк. Это большое министерство. И это не
только налоговая и бюджетная политика. Внутри этих двух направлений это и
работа с внешним долгом, это переговоры с международными финансовыми
организациями, это страховая деятельность, это курирование
алмазно-бриллиантового и золотого комплекса России - это громадная нагрузка.
Поэтому мы постоянно обсуждали, что нагрузка на министра финансов не должна
быть слишком большой, чрезмерной, что бы нормально руководить этим
комплексом. Сорокина: И еще одно имя в правительстве, это
руководитель министерства экономики, Герман Греф. Вот имя-то мы все знаем,
потому что основной разработчик новой экономической программы именно Греф.
Но, как было отмечено при назначении в Думе, Касьянов на программе Грефа не
клялся. И все расценили, что серьезные коррективы будут внесены в эту
программу. Что означает назначение Грефа на этот пост? Кудрин: Это означает, что тем разработкам, которые
проводились в рамках центра Грефа, оказано высокое доверие. И конечно,
программа будет утверждать правительство. Кабинет должен ее утвердить и
исполнять. Но, в соответствии с имеющейся процедурой, министерство
экономического развития будет вносить эту программу на утверждение.
По-видимому, она серьезно будет состоять из идей, которые разрабатывались
перед утверждением правительства. Думаю, что это высокое доверие тем
результатам, которые сегодня имеет этот центр. Сорокина: Предполагаю, что, вы, может, не захотите
отвечать на этот вопрос, но все обсуждают: нет ли противоречий, не заложена
ли опять эта система сдержек и противовесов в самом правительстве, потому что
разные люди, при всем том, сошлись, с разными представлениями, может быть, о
развитии нашем будущем. Вот вас и того же Грефа называют яркими либералами,
людьми, которые по-своему представляют дальнейшее экономическое развитие.
Есть и совсем другие люди в правительстве. Как вы полагаете, удастся,
все-таки, работать единой командой и будет ли миной замедленного действия,
заложенные в нем противоречия? Кудрин: Ну, я хочу сказать: я поработал и при
Черномырдине, и при Киреенко, и при Примакове, и при Степашине, всегда был
первым замом министра финансов. Сейчас правительство более единомышленники,
чем было раньше. Взять Михаила Михайловича Касьянова, он человек умеренно
либерального толка, по характеру рыночник, он занимался внешними долгами, он
хорошо чувствует коньюктуру и место России в мировых финансах. Знает правила
этих рынков, поэтому ему не нужно долго рассказывать, ему не нужно в этом
убеждаться, что Россия должна быть цивилизованной страной и ее успехи будут
так же связаны с тем, насколько Россия умело сумеет цивилизованную же
экономику организовать, или создать эти цивилизованные правила в России.
По-моему, это серьезное достижение, поэтому мы скорее единомышленники. Сорокина: Можно ли применить к новому кабинету
министров термин "техническое правительство"? Кудрин: Это время покажет. Сорокина: Насколько серьезно вы собираетесь менять
руководство Минфина? Кто будет вашим первым замом? Кудрин: Серьезно не собираюсь менять. Минфин неплохо
слаженный механизм. Последний месяц принято на работу два новых зама
министров. Теперь в ближайшие дни будет обсуждаться кандидаты на должность
первого заместителя министра финансов, они у меня есть и я представлю их на рассмотрение.
Сорокина: Это один из нынешних замов? Кудрин: Я сейчас не буду торопиться. Сорокина: Хорошо, когда это будет известно? Кудрин: В ближайшие дни. Сорокина: Теперь самое серьезное. Это то, что в
ближайшие дни, первого июня, на правительстве должны обсудить основные
параметры бюджета 2001 года, того проекта, который, по-видимому, в Госдуму
будет представлен в августе, если все будет в положенные сроки. Известно, что
параллельно в Госдуме обсуждается целый пакет налоговых законопроектов. Бюджет
2001 года исходит уже из новых налоговых законопроектов или, может, в двух
вариантах считается? Кудрин: Я думаю, что нам очень важно до летних
каникул депутатских, утвердить новый пакет налоговых законов, а точнее, один:
вторая часть налогового кодекса. И у всех есть желание, по-моему, и у нового
состава Думы и у правительства серьезно шагнуть в деле налоговой реформы,
облегчить финансовое и налоговое бремя, сделать налоги более простыми.
По-моему, сегодня уже все заинтересованы в этом. Такой пакет в Думе
находится. И вот в эти дни, начиная с этой недели, идет обсуждение в комитете
по бюджету. Сорокина: То есть, можно ожидать, что в 2001 году
будет серьезное налоговое послабление?
Кудрин: Оно будет заметным и чувствительным. Сорокина: Есть перемещение в кабинете. Александр
Починок, министр по налогам и сборам, он стал теперь министром труда, такое
довольно неожиданное перемещение. А Букаев стал министром по налогам и
сборам. Если судить по его каким-то интервью, по его репликам, он не большой
сторонник снижения налогового бремени.
Кудрин: Ну, я не слышал выступления Букаева. Я
сегодня представлял его на коллегии министерства по налогам и сборам. Я знаю,
что министерства по налогам и сборам никогда особенно не выступало против
снижения. Чем ниже налоги - тем их легче собирать. Но я знаю, что среди тех
налоговых реформ, которые сейчас обсуждаются, очень горячо обсуждается
введение единого социального налога. Так вот эту норму в Башкирии в свое
время Букаев уже ввел. И сумел убедиться, что она эффективна и не
ограничивает страховые принципы, применяемые для фонда соцстраха или, даже,
пенсионного. Это все становится исполнимым. И, самое главное, плательщики
благодарны, что не пять теперь проверяющих приходит, каждый по своему
социальному сбору или налогу, а один. Это серьезное улучшение, упрощение
налоговой системы. Сорокина: А если это действительно будет этот единый
социальный налог, тогда, может, действительно удастся перейти от большого
количества сборщиков. Например, пенсионный фонд будет не сам формироваться, а
централизованно? Кудрин: Здесь очень важно не утерять социальные
страховые принципы. Ведь налоги это несколько иное, чем, скажем, страховой
взнос гражданина. И мы сейчас проработали техническое обеспечение, что бы
введение новой пенсионной системы, которая позволяла бы работать в виде
накопительной, не был сдержан этим социальным налогом. Но по поводу, как раз
включения пенсионного фонда в единый социальный налог еще идут дискуссии. Сорокина: Выдержит ли правительство свое обещание по
поводу пенсии, ее повышении? Кудрин: Пенсионная система также готовит свой
бюджет, как и мы, еще окончательных параметров нет. Но, во-первых, можно
сказать абсолютно уверенно и всем бюджетникам страны, и пенсионера, что ниже,
чем инфляция, индексация не будет. Поэтому пенсионеры не пострадают в любом
случае, и мы все это закладываем в наши разработки. Но у нас есть ожидание,
что можно и лучше прожить, и можно еще повысить, если нам удастся провести
рационализацию расходной и налоговой системы. И мне кажется, что уже и в
конце этого года мы сможем дополнительно помочь пенсионерам, и в следующем
году. Сорокина: То есть, можно сказать: умеренный
оптимизм? Кудрин: Умеренный оптимизм, да. Сорокина: Алексей Леонидович, а что касается
минимального уровня оплаты труда. Вот, если можно, в двух словах, что с этим
дальше? Кудрин: Уже не первый месяц в Думе обсуждается
вопрос о повышении минимального размера оплаты труда. И вот первая мера, это
увеличение с 83 до 132 - это мера, с которой правительство согласно. И в
соответствии с вот этим темпом повышения, сейчас идет с первого апреля
повышение зарплат, идет повышение пенсий. Но, кроме того, у нас в стране,
когда была высокая инфляция, все законы принимались из необходимости
привязаться к какому-то элементу, который учитывает инфляцию. И многие
пособия, выплаты, многие инструкции в учреждениях привязывались к вот этому
механизму индексации МРОТа. И теперь, если его пересмотреть, очень много
дополнительных расходов, которых мы даже не знаем. Деньги для этого требуются
такие, которые не заложены нигде. И депутаты согласились увеличивать МРОТ, но
увеличивать МРОТ для индексации отдельно. Это предусмотрено. Сорокина: То есть, разорвать привязку? Кудрин: Да, разорвать привязку. И это освобождает
тогда рост МРОТа, не связанно с какими-то дополнительными затратами,
зачастую, которые, мы даже не можем полностью сосчитать. И теперь это
возможно. Но депутаты решили с первого января следующего года увеличить МРОТ
со 132 до 300. Это значительно более высокий рост, чем инфляция, которая заложена.
Сорокина: Какой уровень МРОТ сейчас выдерживает
бюджет? Кудрин: Мы можем выдержать 132 рубля, это собственно
та первая планка, которая предусмотрена этим законом. Сорокина: Очень важная вещь, это заложены ли в
бюджет внешние заимствования? Кудрин: Мы параметры будем обсуждать на заседании
правительства. И поэтому не могу сказать, что уже заложено, что нет. Но,
безусловно, даже если мы будем заимствовать около пяти-шести миллиардов
долларов в следующем году, мы выйдем на бездефицитный бюджет. Это означает,
что эти деньги пойдут на погашение старого долга, который придет к погашению
в следующем году. Но, мы не будем эти заимствования тратить на новые расходы.
Таким образом, впервые страна будет жить без увеличения государственного
долга. Это важная, принципиальная черта политики нового правительства, не
наращивать долг, а в условиях экономического роста, возможно в течении
двух-трех лет, приступить к постепенному его погашению. Сорокина: А насколько реально получить эти цифры,
которые будут заложены? Кудрин: Мы считаем, что экономическая политика,
проводимая правительством, позволит в следующем году начинать работу не
только с государствами или с международными финансовыми организациями, с МВФ
работать, но и на рынке. Это будет очень постепенное, умеренное
заимствование, которое позволит собрать пять-шесть миллиардов долларов. Сорокина: И не могу не спросить, это наши расходы,
связанные с событиями в Чечне, с необходимостью восстанавливать вообще
экономику Северо-Кавказского региона, с расходами на нашу обороноспобность, о
которой много говорится. Что здесь заложено в бюджет 2001 года? Кудрин: Мы собираемся сейчас серьезно наращивать
оборонные расходы в нашем бюджете. Теперь у нас больше пойдет не на снаряды и
танки, а больше пойдет на восстановительные работы и на обустройство
постоянной дислокации бригады министерства внутренних дел и дивизий
министерства обороны на этой территории. Мы уходим от тех самых высоких
выплат, которые были с непосредственным контактом в боевых событиях. Зарплата
будет у военных, проходящих службу в этих регионах выше, чем в других. Но это
будет не сразу, это будет постепенно. Такое решение правительство уже
приняло. Сорокина: Я благодарю вас. Кстати говоря, а если
Касьянов уезжает куда-то, кто будет его замещать в правительстве? Кудрин: Вот этого я не знаю. Это решение
председателя будет Сорокина: напоминаю, что разговаривали мы с Алексеем
Кудриным, человеком, который занимает теперь пост министра финансов и
является вице-премьером российского правительства.
|