<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта
Интервью руководителя думской фракции, Павла Крашенинникова Светлане Сорокиной в программе "Герой дня" (НТВ), 18.05.2000.
Сорокина: День ото дня растет
политический вес Государственной Думы. Вот теперь депутатам Государственной
Думы в самое ближайшее время предстоит рассмотреть предлагаемые президентом
законопроекты, касающиеся системы управления страны, собственно, меняющие систему
управления страны. Для того, что бы было понятнее, о чем идет речь, я
пригласила в студию опытного законника, в недавнем прошлом министра юстиции,
а ныне руководителя думского комитета по законодательству, Павла
Крашенинникова. Крашенинников: Ну, пока в наш комитет эти законопроекты не поступали, поэтому нужно рассуждать из того, что имеется. Имеется у нас конституция, имеются другие законы. Сорокина: Какие комитеты, собственно, будут вовлечены в обсуждение этих законопроектов? Ну, понятно, комитет по законодательству, наверное, комитет по государственному строительству. Крашенинников: Комитет по государственному строительству обязательно. Ну, я думаю, что комитет по региональной политике, скорее всего. Может, что и другие, посмотрим. Но я думаю, что, постольку, поскольку ожидания большие, сегодня все обсуждали, что может быть в этих законопроектах. И конечно же, в итоге, вся Дума будет участвовать в обсуждениях. Сорокина: Я вас попрошу напомнить, собственно, о каких законопроектах, они, может, называться будут не так, но примерно, темы законопроектов, которые вы ожидаете? Крашенинников: Ну, во-первых, речь идет о законе формирования Совета Федерации. Так же упоминался закон об ответственности губернаторов. Сорокина: То есть, практически, о механизме отзыва, снятия? Крашенинников: В том числе. В свое время министерство юстиции такой закон готовило, там предмет гораздо шире. Там не только отзыв, плюс, в этом законопроекте речь идет о такой же ответственности руководителей органов самоуправления. Сорокина: Вы вот упомянули, что когда вы били министром юстиции, что-то подобное готовилось. Это тоже была попытка реформировать систему государственного управления? Крашенинников: Ну, дело в том, что мы знаем, что бывают такие случаи, когда руководители субъектов федерации не всегда исполняют закон. Есть случаи, когда не всегда исполняют решение суда и поэтому, скажем, в отличие от других руководителей разного уровня, у руководителей субъектов федерации нет возможности уйти в отставку, кроме как по собственному желанию. Поэтому, конечно, в тот момент это было поручение Евгения Максимовича Примакова, это было правительство Примакова, как раз было нам задание о том, что бы подготовить такой законопроект. Там процедура была достаточно сложная: за нарушение закона, за нарушение конституции, за неисполнение решения федеральных судов, там были разные формы воздействия, но окончательная была снятие с должности, но по решению суда. Сорокина: Здесь тоже подразумевается по решению суда, насколько мне известно? Крашенинников: Ну, кстати, я хочу сказать, что существует уже несколько проектов, в том числе в Думе, потому что тема такая, достаточно актуальная. И, в общем-то, я знаю, что один из проектов Союз Правых Сил подготовил, Борис Надеждин. Я думаю, что после того, как будет внесен данный документ, по регламенту эти все проекты будут обсуждаться вместе, если другие субъекты законодательной системы не отзовут. Но схема, наверное, она другой быть не может, я думаю, все равно по суду. Не знаю, как предложат, может, другие системы механизма, но другого, в данный момент, я не вижу. Кстати говоря, первоначально у нас не было какого-то органа самоуправления в этом законе, но, кстати, мы обсуждали с рядом губернаторов тога, и тогда как раз было принято решение включить органы местного самоуправления. Сорокина: Не только в отношении губернаторов найти какую-то схему воздействия, но и губернаторы что бы могли воздействовать на тех, кто ниже их по этой должностной линии. Крашенинников: Да, речь идет о том, что бы была возможность ответственности всех уровней власти. Сорокина: Что касается формирования самого Совета Федерации. Ну, первым делом вот что хочу спросить, настроение Государственной Думы, а ни для кого не секрет, что есть конфронтация между Советом Федерации и Думы, не всегда все довольны друг другом. Настроения депутатов не могут ли наложить свой отпечаток? Крашенинников: То есть, из вредности? Сорокина: Ну, вы сказали из вредности, но я так скажу, что это ж большое удовольствие, когда в руках держишь судьбу своих коллег. Крашенинников: Надо сказать, что такой законопроект не может пройти мимо Совета Федерации. Поэтому процедура обычна: принимается в трех чтениях, потом направляется в Совет Федерации, Совет Федерации рассматривает, отклоняет или утверждает, потом попадает президенту, президент подписывает или нет. Но я сразу хочу оговориться, что у нас по поводу Совета Федерации существует несколько нормативных актов: конституция, сам закон о формировании федерации, еще есть закон о статусе депутатов и членов Совета Федерации. Конституция, это, конечно, базовый документ. Сорокина: Там, кстати, не оговорено, что губернаторы представляют исполнительную власть регионов. Крашенинников: Там оговорено примерно следующее: что по одному человеку от исполнительной власти субъекта федерации, по одному от законодательной. И, конечно, эти рамки надо соблюдать конституционные, и исходя из этого могут быть разные конструкции, но вот в этих рамках. Сорокина: А какова тогда надежда на то, что губернаторы согласятся сами себя лишить сенаторства, присутствовать в Совете Федерации? Крашенинников: Первоначально надо депутатов убедить. Я не думаю, что все согласятся. Но если схема будет приемлемая, здесь есть очень много плюсов, потому что сами губернаторы говорят, о том, что: "мы не для этого избраны, мы избраны, что бы заниматься делами на местах". Может это позиция не всех, но многие так высказываются. С точки зрения существа, если бы были лица постоянно занимающиеся этим, то, наверное, было бы лучше. Сорокина: Но, возражу сразу, ну, точно не должны согласиться губернаторы, потому что это сразу лишает их депутатской неприкосновенности, кто же откажется от такого блага? Крашенинников: Ну, тут, наверное, будут проблемы. Сорокина: Может ли быть заложено для снятия этого противодействия, что губернаторы сами по себе, без сенаторства, будут обладать неприкосновенностью? Крашенинников: В принципе, сейчас говорится о неприкосновенности в законе о статусе депутата и члена Совета Федерации, потому что если человек стал членом Совета Федерации, то он автоматически по этому закону получает неприкосновенность. Если говорить о неприкосновенности губернатора, то я считаю это не правильно, с одной стороны. С другой стороны, если все-таки кто-то решит это сделать, то это должен быть специальный федеральный закон. Сорокина: Но есть еще одно возражение, что коль скоро Совет Федерации верхней палаты будет состоять из каких-то назначенцев, то это будет, ну, собственно говоря, вторая Государственная Дума. А зачем второе такое собрание? Крашенинников: Есть такое опасение, но здесь будет коренное отличие, потому что они все-таки будут представлять исполнительную и законодательную власть субъекта федерации. Принцип все-таки другой. Сорокина: Но принцип какой будет: назначенцы или люди как-то избранные? Крашенинников: скорее всего, будет двойная выборность. Сначала он должен стать депутатом государственного Собрания, а затем внутри его уже должны избрать. Если, конечно, иное не предусмотрено. Например, субъект может сказать, что первый заместитель председателя представляет. Сорокина: Но все равно это выборные люди? Крашенинников: Да. Что касается представителей исполнительной власти, то конечно, эти люди будут назначаться. Сорокина: Скажите, каким будет механизм рассмотрения этих документов, как только поступят эти документы в Государственную Думу. Как скоро вы будете рассматривать, какой механизм, вообще, в какие сроки это будет? Крашенинников: Ну, я думаю, постольку, поскольку общественный интерес достаточно высок, наверняка, в том числе, будет обращение закончить работу с этим законом, может быть, даже увеличится срок работы Государственной Думы, я имею в виду каникулы, что я считаю не плохо. Здесь механизм такой. Попадает в комитеты, комитеты по профилям делают заключения, затем выносится на совет в Думу и вносится на заседание. Если все нормально, то это можно довольно быстро принять. Если, конечно, будут разногласия, то это может перенестись еще и на осень. Сорокина: Ну, возможно даже и на весеннюю сессию. Кстати говоря, президент действительно намерен к вам обратиться, попросить продлить весеннюю сессию. Если это будет, то примерно, до какого срока будут работать депутаты? Крашенинников: Мы обсуждали этот вопрос, где-то до первого июня. То есть, на пару недель это увеличится. Сорокина: Пока, то, что касается вот этих предложения, как мы можем о них судить по той информации, которой располагаем, они не требуют изменений в конституции. Крашенинников: Ну, то о чем мы говорим - не требует. Сорокина: То есть, пока это все в рамках законодательства и используя те недоговорки, которые, может, имеет конституция? Крашенинников: Конституция это все-таки основной закон, там есть основополагающие нормы, в развитие которых принимается федеральный закон. Сорокина: Хорошо. Порядок принятия обычный? Крашенинников: Обычный, простым большинством. Сорокина: Ваши ощущения, наиболее трудно, какой из этих законопроектов будет проходить в Госдуме и Совете Федерации? Крашенинников: Мне кажется, что в Госдуме вероятность наиболее высока, в Совете Федерации, конечно, проблематичней, мне сложно говорить за своих коллег в верхней палате. Сорокина: Это именно будет вопрос о формировании? Крашенинников: Я думаю, что и то и то. Хотя, конечно, то, что дается возможность руководителям субъекта федерации налагать ответственность на органы местного самоуправления, это значительно примиряет их с действительностью. Сорокина: Меняю тему. Не могу не спросить о деятельности вашей комиссии в Чечне. Почему сегодня спрашиваю вас об этом, потому что сегодня наши военные заявили, что в генштабе положительно оценивают к деятельности вашей комиссии. Правда, потом прозвучало, что не очень понимают, зачем она и почему. Но все-таки. Такое ощущение, что это какой-то из результатов вашей вчерашней с Владимиром Путиным. Если можно, в двух словах, что вам удалось обсудить и что это за встреча была. Крашенинников: Ну, встреча касалась нескольких вопросов, в том числе и чеченской. Мы обсуждали чеченскую проблему, скорее, с гуманитарных позиций. Там действительно очень много гуманитарных проблем, связанных с беженцами, с выдачей удостоверений. Там есть огромная проблема с образованием детей. Колоссальная проблема связана с медицинским обслуживанием. Мне понравилось то, что Владимир Владимирович пользуется и другими источниками, не только теми, которые имеются официально. Так же мы обсуждали вопрос, связанный с реформированием уголовно-исполнительной системы, с точки зрения принятия закона. Сорокина: Владимир Владимирович не был против деятельности вашей комиссии? Крашенинников: Нет, он как раз считает, что кроме официальной позиции должна быть и независимая. Сорокина: А ваша нацеленность на ведение переговоров с лидерами Чечни, это его не раздражает? Крашенинников: У нас нет мандата на ведение переговоров. Мы не правительственная комиссия. Сорокина: Это я все понимаю, но вы все-таки идете на контакты, общаетесь, говорите. Это не вызвало никаких нареканий? Крашенинников: Вы имеете в виду мою встречу с Казбеком Махашовым? Сорокина: Ну, а что же еще? Крашенинников: Нет, я не услышал каких-либо нареканий, как вы сказали. Сорокина: А вот прозвучала информация, что сам Масхадов не прочь с вами встретиться. А если будет такая оказия, вы как, пойдете или откажетесь? Крашенинников: Я не знаю, как может такая оказия быть. Если есть лица, которые могут нам представить полезную информацию для комиссии, мы, конечно, будем ее с удовольствием принимать. Сорокина: А ваша-то, собственно, точка зрения. Должны переговоры идти? Крашенинников: Моя точка зрения, что у военных, конечно, есть свои задачи. Мы не можем говорить, что они плохо их выполняют. Я, например, в этом плохо разбираюсь, поэтому я не могу судить об этом. Но у них есть свои задачи, у них есть устав, у них есть свои законодательные акты, по которым они живут. Но при этом, конечно, политические вопросы должны решать политики. Сорокина: Как есть известное выражение: "Война слишком серьезное занятие, что бы доверять ее военным". Павел Владимирович, вчера закон об амнистии первое чтение прошел в Государственной Думе, знаю, что это ваше любимое, поскольку этим вы занимались на посту министра юстиции. В результате, если три чтения пройдет этот законопроект, может быть, даже в весеннюю сессию, сколько людей выйдут на свободу? Крашенинников: Ну, сто двадцать тысяч. И сразу хочу как-то успокоить, это будут лица, которые не совершили особо тяжких преступлений, и тем более, это не те лица, которые хотя бы раз попали под амнистию. Сорокина: Только сто двадцать тысяч, потому что шли разговоры, что возможно даже больше? Крашенинников: Ну, сейчас депутаты направили нам поправки. Вот сегодня мы, например, решили не в пятьдесят пять лет женщин, а мужчин шестьдесят. Мы сегодня взяли справку о том, что у нас средний возраст мужчин проживания пятьдесят семь лет, поэтому мы сейчас снизили женщины - 50, мужчины - 55. Может действительно, за счет этого несколько тысяч выйдет. Сорокина: Я благодарю вас, Павел Владимирович. Кстати, когда в следующий раз в Чечню собираетесь? Крашенинников: В ближайшее время. Сорокина: Напоминаю, что
разговаривали мы с Павлом Крашенинниковым, человеком, вам хорошо знакомым, в
недавнем прошлом он был министром юстиции, сейчас он возглавляет думский
комитет по законодательству.
|