<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта
Интервью начальника главного управления ГИБДД МВД Российской Федерации, Владимира Федорова Светлане Сорокиной, "Герой дня"(НТВ) 20.04.2000.
Сорокина: Сегодня
Государственная Дума приступила к рассмотрению кодекса об административных
правонарушениях. По мнению многих, в том числе и многих депутатов, вот этот
кодекс во многих своих положениях серьезно ущемляет права россиян, особенно
водителей и автовладельцев. И хотя Государственная Дума не приступила еще к
рассмотрению вот этой двенадцатой статьи кодекса, где речь идет о
правонарушениях на дорогах, все равно именно этот круг вопросов вызывает
наибольшее возбуждение и у депутатов и у многих из нас, потому что многие
миллионы россиян, так или иначе, пользуются автотранспортом. Для того, что бы
получить разъяснения: все ли правда то страшное, что говорят о новом кодексе,
я сегодня пригласила в студию начальника главного управления ГИБДД МВД Российской
Федерации, Владимира Федорова. Федоров: Конечно, нет. Я вообще считаю, что те положения, которые прошли сквозь сито и правительства России, и депутатскую комиссию, во многом облегчат жизнь водителей и инспекторов дорожно-патрульной службы. Сорокина: По порядку пойдем. На самом деле, как-то даже странно звучат ваши слова, потому что сегодня не было недостатка в комментариях, говорят самые страшные вещи. Федоров: Вы понимаете, ведь самые страшные вещи, как раз, никто и не говорит. Самое страшное то, что мы ежегодно хороним тридцать тысяч россиян. Сорокина: Погибших на дорогах? Федоров: Да, хороним. Ежегодно кладем в больницы порядка около 200 тысяч россиян. Вот их права кто-то должен защитить, закон, наверное? Не права нарушителя, не умеешь - не езди, не хочешь - не нарушай. Но я то хочу сказать о другом, вот эти предложения они выстраданы самой жизнью. И я считаю, что, к сожалению, те комментарии, которые появились в последнее время в прессе, они делаются теми людьми, которые не знают и сегодняшнего законодательства и, к сожалению, не читали и проекта нового административного кодекса. Как правило, все ссылки, мы тщательно проанализировали прессу, относятся к первой редакции. Но надо иметь в виду, что между первым и вторым чтением прошло почти два года, и за это время комиссия учла более трех тысяч трехсот поправок. Ну, вот маленький пример, сейчас страшилка: "сейчас ГАИ будет сажать на пятнадцать суток". Ну, дорогие мои, нам такое право не дано, это решает суд. Сорокина: Значит только по решению суда? Федоров: Только по решению суда. Сейчас существующий кодекс позволяет суду рассматривать три состава правонарушения и определять за них срок до пятнадцати суток. Это и уезд с места происшествия, это и не остановка по сигналу инспектора дорожной службы, это и уклонение от медосмотра. В новом же кодексе два состава убраны и остался один состав: за оставление места дорожно-транспортного происшествия. То есть семь лет эта норма действует, кстати, много ли найдется россиян, которых суд осудил на пятнадцать суток? Насколько я знаю, ни одного. На пятнадцать суток. На пять - есть, на десять - есть, на пятнадцать - никого. Сорокина: Так, разобрались, только по решению суди и только за одно преступление, за покинутое место происшествия. Федоров: Правонарушение. Второе заблуждение, тоже страшилка: "Ах-ах, увеличивается число статей с лишением водительских прав". Причем разные источники: "Комсомольская правда" называет, что это четырнадцать; уже другая газета называет, что их семнадцать. На самом деле их тринадцать. На сегодня их семь, за которые можно лишить прав на какой-то срок. Но все забывают, что в новом законе одна очень важная норма, мы просим лишить нас права на лишение водительских прав. То есть, мы просим, что бы эти нарушения рассматривались только судами. Сорокина: А, вот когда тебя окончательно лишают на год, на два - на какой-то длительный срок? Федоров: Да. Сегодня действительно при применении есть эксцессы, когда начальник видит, что материал составлен плохо, безграмотно, но он как бы прощает грехи, не покрывая своего подчиненного, - пьяный, а в суде ведь это не пройдет. Это, только по пьянке за год задерживают порядка двух миллионов нарушителей. И это очень важная мера. Если Россия перейдет вот именно на судебный порядок рассмотрения вот этих материалов, то обстановка резко изменится. Сорокина: Тогда это понятно, что касается лишения прав, тоже через суд предлагается в новом кодексе. Что касается изъятия прав на месте? Федоров: Что касается изъятия - мы вообще предлагаем запретить нам изымать водительское удостоверение, за исключением вот этих вот тринадцати составов, которые могут повлечь за собой лишения. Авторы сегодня насчитывают, начиная с четырех статей. На самом деле сегодня статья 244 административного кодекса обязывает нас изымать водительское удостоверение по всем нашим статьям, по всем нарушениям, если штраф не уплачен на месте. А ведь это действительно трагедия. И мы целиком согласны, мы сами внесли эту норму. А для чего? Что бы человек не стоял в очередях, что бы не искал свое удостоверение, которое еще и теряется. И вот этой нормы почему-то никто сегодня не замечает, начинается игра в вот эти цифры. Сорокина: Но, Владимир Александрович, как я понимаю, изъятие сохраняется в этом кодексе по тринадцати случаям? Федоров: Только по тем тринадцати случаям, когда может быть в дальнейшем судом гражданин лишен прав за свое правонарушение. Сорокина: Но эти тринадцать случаев какую-то очень большую зону покрывают ответственности? Федоров: Нет, конечно. И ответственность повышена только за грубейшие нарушения, которые, я думаю, действительно не вправе нарушать любой водитель. Это такие, как проезд железнодорожного проезда под закрытый шлагбаум или на запрещающий знак семафора. Это такие грубейшие нарушения, как превышение скорости на пятьдесят километров в час и более. И так далее. И, кстати, это международная практика. Я сам видел в прошлом году как французский жандарм при мне наложил штраф на одного француза, который ехал, при норме 130 км\час, ехал со скоростью 205км\час, то есть, плюс 75 км\час. Он получил штраф ни много, ни мало, а если это в долларах, то 500 долларов, прямо на месте. Сорокина: Что касается принудительной эвакуации. От которой вроде бы отказались три года назад, а сейчас возвращаются. Федоров: Понятие "принудительная эвакуация" или вообще эвакуация, сегодня в кодексе нет. Более того, мы просим четко вести запись, что бы порядок задержания транспортных средств определялся правительством России. Не местными властями, и тогда не будет этой черезполосицы, а именно правительством России. Что бы не рассматривать это в кодексе, это, наверное, не предмет рассмотрения. Но само задержание транспортного средства должно быть регламентировано в правительстве. И если это будет принято, то, естественно, с помощью министерства юстиции, прокуратуры будет разработан единый порядок задержания транспортного средства. Сорокина: Посредством эвакуации? Федоров: И не только. Посредством эвакуации ведь нужно задерживать только те автотранспортные средства, которые действительно создают аварийную обстановку, или делают невозможным движение, и, на мой взгляд, не только автотранспортных средств, но и пешеходов. Вчера Первая программа издевалась над моим заместителем, когда он сказал, что пешеходов вынудили уйти из их зоны обитания, то есть с тротуаров. Но действительно, ко многим тротуарам действительно сегодня просто не пройдешь, потому что уважаемые автовладельцы с утречка их бодро заставили полностью автомобилями. Сорокина: Владимир Александрович, понимаю, что это немножечко не ваша зона, но не могу с вами ее не обсудить. На самом деле в Москве ситуация очень тяжелая, и не только в Москве - машин громадное количество. Совершенно ничего не делается, для того, что бы разработать какую-то схему парковок в городе, особенно в центре. Либо запрещена остановка, вообще запрещена, либо расчерчено самостийно под вот эти, так называемые муниципальные стоянки, которые и есть: заезд на тротуар, часто. И вообще, полный произвол. До сих пор все не понимают: нужно ли платить за эти парковки, имеют ли право с нас собирать за эти парковки. Вот это все в ведении московских властей? Федоров: В ведении местных властей. Мы не один раз поднимали этот вопрос. Конечно, сегодня пользоваться снипами на городское средство образца 72 года, когда только-только, кстати, завтра Тольятти будет праздновать праздник - тридцать лет со дня выпуска первых Жигулей - и вот примерно того же года у нас строительные нормы и правила, когда не было автомобилей, нечему было стоять и ставить. Сегодня надо вкладывать деньги и строить парковки, причем заставлять это делать тех инвесторов, которые сегодня строят магазины, кафе, бары, а не просто отдавать им на откуп куски той же площади. Причем вы рассматриваете с одной стороны: почему надо платить? А я рассматриваю с той точки зрения: почему целый ряд движения на городской магистрали надо отдавать под парковку, вместо того, что бы построить паркинг или вниз или вверх, то есть так, как это делается во всех городах. Сорокина: Скажите, а все таки, платить или не платить за муниципальную стоянку? Федоров: Пока есть решение мэрии Москвы - надо платить. Сорокина: Все-таки, что касается эвакуации. Это довольно серьезная штука - эвакуация автомобилей. Я где-то читала, что именно ГИБДД будет этим заниматься, если такое решение будет принято, как вы сказали - на верхнем уровне. Федоров: Нет, на уровне правительства. В принципе, во многих странах эвакуируют, и поврежденные автомобили во время аварии, полиция. Но во многих странах это отдано на откуп коммунальным службам, но ни в коем случае не в частные руки. Вот против этого мы категорически возражаем. Сорокина: Теперь дальше, вот сейчас в новом кодексе предполагается увеличение штрафов. За какие и на сколько? Федоров: Увеличение лишь по наиболее грубым статьям, которые влекут за собой непосредственно дорожно-транспортные происшествия, и, как правило, они совпадают вот с теми тринадцатью статьями, о которых я говорил. Там, где в части третьей, когда грубое нарушение, то вплоть до лишения водительских прав. В то же время, ведь уважаемые авторы не замечают, что по одиннадцати статьям вообще снижены штрафы, то есть за мелкие нарушения мы предложили уважаемым законодателям предусмотреть снижение. Плюс по девяти статьям наравне со штрафом мы просим ввести предупреждение. То есть, или предупреждение или штраф. Когда мы с вами встречались в прошлый раз, то я обозначал эту проблему. Нас самих очень волнует увеличение наказанных водителей. Поэтому была четко поставлена задача перед нашими сотрудниками. И, я считаю, что два года реформирования показали, что эта задача выполнима и наши сотрудники ее понимают правильно. В 97 году мы наказали 52 миллиона россиян. В прошлом году это было уже 35 миллионов. Сорокина: Может меньше зафиксированных стало, больше разбираются на месте? Федоров: Я не думаю. Сигналов, все-таки, по крохоборству стало меньше. Я знаю практику. Мы выгоняем, к сожалению, со службы не сотни, а тысячи. Взятку доказать очень сложно, но за крохоборство мы действительно выгоняем. Кстати, у нас служба нашей, как бы, собственной безопасности, контрольно-профилактическая служба, она была введена раньше, чем служба безопасности в МВД. Мы эту проблему знаем. И здесь, я тогда еще с вашей помощью, обращался к господам губернаторам: "Начинайте хоть зарплату платить вовремя". К сожалению, у нас и сегодня в некоторых регионах наши сотрудники, сотрудники ДПС, содержатся за счет именно средств регионов. И многие губернаторы не считают возможным платить зарплату сотрудником дорожно-патрульной службы. Сорокина: Как раз по принципу: "Сам прокормится"? Федоров: Ну, по древнему принципу Петра первого: "Определить на прокорм туда-то". Сорокина: Самый большой штраф какого размера может достигать? Федоров: Ну, насколько я помню, то в целом по нашим статьям не более 25 минимальных размеров оплаты труда. Но сегодня в Думе разгорелся спор: надо ли вообще привязывать штрафные санкции именно к этому показателю, который возрастает. Или перейти, как это было в Советское время к фиксированным штрафам. То есть, вопрос еще окончательно не решен. Потому, что, в принципе, должна быть саосность. Сегодня отдельные депутаты говорили об этом. Почему за изготовление кассеты подпольной, штраф двадцать пять минимальных окладов, а за срезку проводов алюминиевых - штраф всего три минимальных. Надо решить, что здесь важнее и что опаснее для окружающих граждан. Сорокина: А вот что касается этих талонов предупреждения. Многие поняли, что опять вводится бальная система? Федоров: Ничего не вводится. Бальная система не водится, хотя я бы ввел эту бальную систему. Она прижилась во многих странах мира. Чем мы хуже? Сейчас предлагается по ряду состава нарушений учитывать количество нарушений наиболее грубых. Кстати, и в сегодняшнем законодательстве записано, что при совершении повторных однородных, грубых нарушений должен гражданин наказываться более тяжко, нежели за первые нарушения. Сорокина: То есть, это записи в этих талонах? Федоров: Записей никаких не будет. Для этого у нас есть система учета. И в подавляющем большинстве регионов у нас есть ЭВМ. И не обязательно, как трактуют сегодня некоторые юристы, иметь компьютер в каждом автомобиле. Даже в такой стране, как Америка, не могут себе этого позволить. Для этого существует один центральный компьютер на субъект федерации, куда стекаются все данные. Проверить это элементарно. Поэтому, временное разрешение на право управления, конечно, надо сохранять, хотя его, наверное, надо видоизменять. Потому что изъятие удостоверения, если закон будет принят в этом виде, уменьшится в несколько раз. Сегодня, я напоминаю, мы обязаны изымать права за любое правонарушение. Кстати, я хотел бы сказать еще о двух новеллах, о которых вообще сегодня молчит пресса. Мы предлагаем, и, как я сказал уже, вся рабочая группа, и правительство одобрило, мы предлагаем перейти по ряду нарушений к фиксированным штрафам. Не от ноля до чего-то, а четко фиксированный штраф, не будет торговли на дорогах. И второй момент, мы вообще предлагаем отказаться от штрафов на месте. Сорокина: Но что бы в это время не изымали права. Федоров: Это основной постулат, что нельзя ни за одно нарушение, кроме тех тринадцати случаев, когда можно лишить судом права управления, это основной постулат. Сорокина: Еще хочу спросить. Вот это отмечают, что в новом кодексе такие формулировки, типа нарушение такое, как "создание помехи", определяемое инспектором на месте. Федоров: Ну, к сожалению, не читали авторы этих статей кодекса. Нет такой формулировки в кодексе. В единственном месте есть создание помехи, только в одной статье, касающееся пешеходов, нарушение со стороны пешеходов. Во всех остальных статьях есть понятие - создание препятствия. Сорокина: Вы в этот кодекс, вернее, это отдельным указом, наверняка, вот это обязательное страхование как, движется? Федоров: Да нет, Дума отказала в рассмотрении, даже в первом чтении. Сорокина: Хотя, это намного упростило бы в отношениях между водителями? Федоров: Во многом, и многие конфликты просто сняло бы. Сорокина: Я благодарю вас. Напоминаю,
что разговаривали мы с Владимиром Александровичем Федоровым, руководителем
ГИБДД МВД Российской Федерации.
|