Реклама
Сегодня купить торговое оборудование Climadiff дешево

<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Интервью первого заместителя министра финансов, Сергея Шаталова Светлане Сорокиной в программе "Герой дня" (НТВ), 13.04.2000.


Сорокина: Сегодня мы выходим из студии "Россия". Так бывает всегда, когда хочется поговорить с очень занятым человеком, которому проще и легче добраться сюда, в центр, в студию "Россия". Как вы наверное знаете, сегодня, на заседании правительства рассматривался очень важный вопрос, связанный с изменениями в налоговых кодексах. И основным докладчиком был первый заместитель министра финансов Российской Федерации, Сергей Шаталов.
Я, первым делом, хотела немножко историю вспомнить. Дело в том, что вы уже были заместителем министра финансов, с 95 по конец 97 года, вы тогда занимались, как раз, проектом нового налогового кодекса. То, что вы сейчас предлагаете, это, собственно, ваше тогдашнее предложение, или все поменялось?

Куликов: И да, и нет. Действительно, в 95-96 годах правительство неоднократно выходило в Государственную Думу с предложениями по тому, каким образом должен выглядеть налоговый кодекс, как должна проводиться налоговая реформа. Многие из этих идей были реализованы, другие остались за кадром. Жизнь показывает, что изменения нужно вносить. Многие решения принимались для того, что бы достичь максимального компромисса, получить какое-то решение и перенести сложные вопросы на будущее. Это будущее подошло.

Сорокина: В чем суть тех изменений, о которых вы сегодня говорили. Насколько я знаю, речь идет о первой части налогового кодекса, уже принятой и действующей.

Шаталов: Да, именно о первой части кодекса, который действует с 1 января 99 года. Прошло чуть больше года. Конечно, очень не хочется вносить изменения в налоговое законодательство, потому что это всегда вопросы стабильности налогового законодательства. Если законодательство не стабильное, если оно часто меняется, конечно, доверие инвесторов, доверие хозяйствующих субъектов к государству, к налоговой системе трудно назвать доверием. Очень высоки оценки рисков в этих случаях. Это сдерживает бизнес. Поэтому, конечно, надо стремиться к тому, что бы поправок было минимальное количество. Но, даже по прошествии полугода в налоговый кодекс пришлось внести очень большую серию поправок. Сейчас мы предлагаем еще большую серию поправок. И здесь мы исходили из того, что поскольку проблем много, лучше попытаться решить их сразу, одновременно, что бы уж потом, хотя бы, все немножко успокоилось. А почему проблемы? Ну, во-первых, ошибки, просто технические, которые нужно исправлять. Надо пересмотреть отношение права и обязанностей участников налоговых отношений. И есть просто больные ключевые вопросы, связанные с тем, что сохраняются каналы ухода от налогообложения. Плюс, мы рассчитываем на то, что к лету, в основном, будет принята вторая часть налогового кодекса. А это тоже требует поправок к первой части.

Сорокина: А вот самые, как вы сказали, больные ключевые вопросы, в первой части налогового кодекса, то, что сейчас вы пытаетесь своими изменениями скорректировать?

Шаталов: Я назову только несколько позиций. Один из самых болезненных вопросов сегодня для всей экономики, это проблемные банки и прохождение налоговых платежей через банки. Мы ищем решение о том, каким же образом здесь урегулировать, с точки зрения налогового законодательства, проблему. Потому что сегодня все сводится только к тому, что министерство налогам и сборам идет в суд и пытается доказать, что это была притворная сделка. Если суд идет на встречу, то эта проблема, так или иначе, решается.

Сорокина: Но, пока идет суд, можно оказаться у разбитого корыта, когда денег нет.

Шаталов: Да, разумеется. Конечно же, та норма, которая предполагает, что налог считается уплаченным, как только налогоплательщик подал в банк поручение на уплату налогов - вызывает сомнение. Мы обсуждаем разные подходы. Один из них может быть списание средств со счета налогоплательщика в банке. Возможно, нужно смотреть на то, а есть ли у него счета в других банках. И если у него есть счета как в плохих, так и в хороших банках. То не признавать уплату, проходящую через плохие банки. Это один вопрос. Второй вопрос, концептуальный вопрос о налоговом резиденстве. Казалось бы такая тема едва ли не абстрактная, но она базируется на международных правилах, которые определяют юрисдикцию государства в налогообложении и говорят о том, что государство вправе облагать налогами доходы, полученные во всем мире, если эти доходы получены резидентом. И здесь возникает вопрос: а как определяется это резиденство? Сегодня это резиденство определяется очень скверно в России для физических лиц и никак не определяется для юридических. Мы хотим сделать нормальные правила, которые базируются на европейских моделях, которые всем понятны. Здесь очень важна состыковка. Если у нас будут свои правила, а во внешнем мире другие, то неизбежно образуется зазор и в этот зазор устремится большое количество налогоплательщиков. Потому что зазор - это всегда возможность ухода от налогообложения.

Сорокина: Насколько я поняла, речь идет, в первую очередь об упорядочении и систематизации, о приведении к какому то единому знаменателю многих позиций, о которых вы сейчас сказали. Но, означает ли внесение поправок в эту первую часть налогового кодекса какое-то общее снижение налогового бремени или только упорядочение?

Шаталов: Непосредственно к первой части налоговое бремя не имеет отношения. Это правила игры. А вторая часть уже определит конкретно налоги и она то и будет определять: каков уровень налоговой нагрузки.

Сорокина: Я еще хочу договорить по проблемным банкам. Казалось бы, есть лежащее на поверхности такое решение. Ну, например, разрешить проведение налоговых платежей только через определенные банки, а может быть только через сбербанк, проверенных.

Шаталов: Знаете, одна из возможных идей. Да, не исключено, что могут быть введены уполномоченные банки. Второй - получение лицензий именно на работу с бюджетными средствами.

Сорокина: Сегодня Путин на заседании правительства сказал, что "выдвигая поправки изменения в налоговый кодекс в Государственную думу правительство должно выступать единым фронтом и нужно исключить лоббирование, как таковое". Кто замечен в лоббировании среди министерств и ведомств и как минфин собирается бороться с лоббированием?

Шаталов: Если говорить совсем о недалеком прошлом, то в лоббирование были замечены практически все. Дело в том, что правительство по своей структуре не вполне однородно: там есть аграрники, промышленники, нефтяники, лесники и многие другие. Они высказывают озабоченность тем, что какая-то норма им не очень нравится и, если правительство занимает определенную позицию, не брезгует иногда тем, что бы обратиться непосредственно к депутатам. Вот именно эту практику Владимир Владимирович призвал сегодня жестко пресекать.

Сорокина: А как это возможно? Ну, не будут приходить открыто. Никто же не приходит с транспарантом к дверям.

Шаталов: Конечно, это делается не так, но следы какие-то остаются.

Сорокина: И вы будете следопытами, понятно! Когда Государственная Дума начнет рассматривать первую часть налогового кодекса?

Шаталов: Сегодня законопроект одобрен концептуально. Нам предложено в течении трех недель доработать, найти решения по тем вопросам, которые сегодня вызвали жесткую дискуссию. Мы полагаем, что это удастся нам сделать. Я полагаю, что в первой половине мая этот проект поступит в Думу.

Сорокина: Известно, что что-то пройдет через Думу легко, а какие-то моменты налогового кодекса явно будут даваться с боем. Во всяком случае, вот Поченок говорил, что на отмену налоговых льгот Дума не соглашалась никогда.

Шаталов: Да, вы правы.

Сорокина: Собираетесь ли вы все-таки ликвидировать какую-то часть налоговых льгот? Какую, когда рассчитываете, и как именно проведете через Думу?

Шаталов: Да, это одна из стратегических целей налоговой реформы. Мы полагаем, что должно снижаться налоговое бремя в целом. Но, кроме этого, налоговая нагрузка должна распределяться равномерно. Налоговые льготы деформируют эту равномерность, они создают неравные конкурентные условия. Более того, международный опыт показывает, что льготы, по своему воздействию, как правило, прямо противоположны целям. Поэтому мы предполагаем льготы отменять. Так же, как и налоговую реформу мы предлагаем провести поэтапно, то и отмену льгот тоже видим поэтапной.

Сорокина: Что в первую очередь?

Шаталов: Трудно даже назвать: что в первую очередь. У нас как правило, льготы предоставляются либо отдельным отраслям, либо отдельным хозяйствующим субъектом. Льготы должны уходить и мы видим это в течении трех-пяти лет.

Сорокина: Но, что-то будет, например, с 1 января 2000 годы, какие-то льготы уйдут?

Шаталов: Самые одиозные льготы - льготы, которые предоставляются отдельным хозяйствующим субъектам, категориям. Мне не очень хотелось бы теперь, заранее, в преддверии будущих дискуссий, озвучивать.

Сорокина: Если я сформулирую так, вы согласитесь? Результат конкретного лоббирования, когда просто получали высокую подпись для конкретно своего хозяйства?

Шаталов: Да, большинство льгот получены таким образом.

Сорокина: Вот во второй части налогового кодекса может быть начинаются как раз те вещи. Которые, касаются и рядовых граждан. Я про шкалу налогообложения физических лиц.

Шаталов: Стратегически мы видим налоговую систему, в которой действует двухступенчатая шкала подоходного налога. Я думаю, что переход будет осуществлен все-таки в несколько лет. На следующий год мы предлагаем сохранить три ставки, но ровно вдвое предложить диапазон их применения. Плюс к этому мы хотим увеличить те стандартные ежемесячные выплаты, которые налогоплательщики имеют право делать ежемесячно. Вместо сегодняшних 83,5 рублей - триста рублей. Увеличить всем налогоплательщикам и предоставить, имеющим детей или иждивенцев, право осуществлять такие вычеты по 200 рублей в месяц. Но, самая главная новация, которую мы хотим реализовать в следующем году, мы увеличиваем социальную ориентированность этого налога, разрешая гражданам вычитать из налогооблагаемого налога расходы на медицинские цели и на образование, и самого налогоплательщика и его семьи.

Сорокина: Когда вы собираетесь снизить налог с оборота и налог с выручки?

Шаталов: Одни из самых болезненных проблем: мы предполагаем, что налоги с оборота могут быть ликвидированы в течении трех лет. Сегодня их нагрузка совокупная 4% с выручки, в следующем году, мы предполагаем, можно отменить 2,5%.

Сорокина: То, что касается заработков конкретных физических лиц. Вот эти вот поборы с фонда заработной платы, то, что сейчас заставляют многих скрывать реальные заработки своих сотрудников. Здесь какие изменения?

Шаталов: Во-первых, мы хотим запретить все налоги, которые берутся с фонда оплаты труда, за исключением подоходного налоги отчисления в государственный бюджет.

Сорокина: Я благодарю вас, Сергей Дмитриевич. Напоминаю, что разговаривали мы с первым заместителем министра финансов Российской Федерации, Сергеем Шаталовым.


<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Hosted by uCoz