<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта
Интервью депутата Госдумы Анатолия Куликова Светлане Сорокиной в программе "Герой дня" (НТВ). 31.03.2000
Первым делом, вы мне перед эфиром показали проект вашего федерального закона. Можно ли назвать его законом о чрезвычайном положении, вы, по-моему, его по-другому называли? Куликов: Да, мы назвали этот федеральный закон "о дополнительных мерах по защите основы конституционного строя, прав, законных интересов, личной безопасности граждан, в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах". Поскольку нет закона о чрезвычайном положении, но есть закон о чрезвычайных ситуациях, касающиеся техногенного, природного характера различного рода явлений. То этот закон касается, как раз, социально-политических последствий конфликтов и так далее. И вот, эти два закона и будут составлять составную часть будущего закона о чрезвычайном положении, который, к сожалению, находится в министерстве юстиции, и он еще даже в первом полугодии этого года не планируется рассматриваться Государственной Думой. Сорокина: А почему так все затягивается? Я знаю, что вы в 94 году предлагали ввести чрезвычайное положение на территории той же Чечни. И тогда закона не было, нет и сейчас. Куликов: К сожалению, понадобилось почти шесть лет, что бы прийти к выводу, что нужно чрезвычайное положение вводить. Сначала не вводили, потому что президент Ельцин боялся, что Совет Федерации не ратифицирует этот закон о чрезвычайном положении. Потом противниками его были чеченские лидеры, которые назначались там федеральным центром, как руководители. Да, и надо сказать, что те коррумпированные чиновники, которые были заинтересованы в воровстве денег, которые шли туда, на Чечню. И вот. К сожалению, сегодня как раз и президент вынужден столкнуться с ситуацией, когда нужно вводить прямое президентское правление, но у нас нет закона. В 1991 году 17 мая был принят закон о чрезвычайном положении, Российский закон. И там есть, кстати, статья, предусматривающая прямое президентское правление. Но этот закон мертвый, он не работал ни разу и в нем очень много противоречий, и на него ссылаться нельзя, при введении прямого президентского правления. Но, прямое президентское правление возможно и нужно ввести. Есть несколько причин, которые обязывают нас вводить. Сорокина: Ну, хотя бы потому, что там не провести сейчас полноценные выборы и не избрать тех, кто мог бы быть на месте руководителя. Куликов: И это то же. Но я бы не так сказал. Во-первых, там нет ни прямое вертикали федеральной власти и местная власть уже не функционирует. И вторая причина, это то, что если мы попытаемся найти лидера. Среди элиты чеченской, в Москве или Грозном, не важно где, эти лидеры будут отторгнуты. Вот для этого нужен период прямого президентского правления, что бы можно было довести до конца вопросы, связанные с возвращением Чечни в нормальное конституционное поле России. Сорокина: И на практике это означает так: что президент сам назначает руководителя республики, руководитель республики на месте назначает тех, кто непосредственно на местах осуществляет правление? Куликов: Абсолютно верно. Прямое президентское правление, как раз, и предусматривает прямую вертикаль власти от президента до местной администрации. Сорокина: И все тки. Само обращение сегодня Государственной Думы к Путину, продумать вопрос о введении чрезвычайного положения, что это означает? Что предлагается президенту: обходной маневр вокруг Конституции, указ? Куликов: Ну, вы знаете, можно и указ. Почему это все возникло сегодня? Председатель комиссии, депутат Белобородов, изложил результаты поездки. И в одном из предложений высказал необходимость введения чрезвычайного положения. И это абсолютно правильно. А представитель президента, Александр Котенков, сказал, что в Думе два года назад лежал уже проект закона о чрезвычайном положении, почему его не рассматривают? Почему не рассматривали тогда - не знаю. Дума приняла решение именно вернуться. Но, мы на комитете безопасности, уже практически на очередном заседании будем рассматривать наш вариант. Этот вариант: продолжение инициативы ставропольчан. Помните, они в прошлом году выступили инициаторами о дополнительных мерах на территории ставропольского края. Президент вернул этот закон, принятый уже в третьем чтении Наш рамочный закон, он может предупредить и в других регионах возникновение очередной Чечни. Потому что этот закон мягче, чем чрезвычайное положение, но он достаточно жесткий, для преступных элементов. Сорокина: Там есть положение о прямом президентском правлении? Куликов: Да, этот закон предусматривает введение, причем обязывает и президента и руководителей субъекта Российской Федерации, принимать меры в самом зачаточном состоянии. Я уверен, что этот законопроект будет принят. Сегодня я Александру Алексеевичу Котенкову передал проект и он обещал подключиться вместе с правовым управлением. Сорокина: А тот законопроект о чрезвычайном положении, о котором сегодня вспоминал Котенков. Вы сказали, он в министерстве юстиции находится. Почему он там находится? Куликов: Мы на комитете рассматривали этот вопрос месяца два назад. И мне Виктор Иванович Илюхин сообщил о том, что он находится в министерстве юстиции. Этот законопроект был инициирован правительством. Он был возвращен после его вынесение на пленарное заседание и он находится в министерстве юстиции на доработке. Сорокина: Вы тоже считаете, что указным порядком невозможно ввести необходимую форму правления? Куликов: Нет, почему? Я думаю, что это можно сделать. Другое дело, что это не будет охватывать полный перечень нужных мер. Ведь сегодня, допустим, указом президента там находятся войска. Но этот указ не определяет действия комендантского часа, некоторые элементы режима чрезвычайного положения. И представьте теперь. Какую трудность все это представляет для органов прокуратуры, для органов МВД, да и вообще, обыски людей, досмотр транспорта - это все сегодня можно поставить под сомнение. Наш вариант как раз снимает все эти ограничения и он все институты власти и президента ставит в нормальное правовое поле. Сорокина: На сколько серьезно можно ограничить воровство на этапе восстановления Чечни, с помощью того же прямого президентского правления? Куликов: Все это элементарно просто, можно ограничить, если эти деньги Центробанк будет посылать через полевые отделения своего банка, и через военную администрацию, которую предусматривает наш вариант закона. Сорокина: Я знаю, что вы так или иначе все равно имеете какую-то свою информацию, да и сын у вас воюет в Чечне. Что известно по тому, что случилось с пермским ОМОНом? Куликов: Мы вчера на заседании комитета безопасности рассматривали эту проблему и приняли решение пригласить соответствующих руководителей. А в последующем, доложить на пленарном заседании, на Совете Думы и, если будет принято решение, я думаю, такое решение надо принимать, для проведения парламентского расследования. Если бы это был один случай, дело другое. Но это системно. Я считаю, что все это происходит потому, что абсолютно отсутствует ответственность должностных лиц. Что произошло с пермским ОМОНом? Пермский ОМОН попал в засаду. Следующая группа подразделений МВД, не зная тактики боевиков, попадает теперь уже в другую засаду, которую, как правило, боевики организуют на подступах, со стороны возможного или вероятного прибытия помощи. Так вот, третье уже подразделение ВДВ шло на помощь, и оно оказало помощи, но по первому - только пять человек вышли из окружения, как доложил сегодня Александр Иванович Гуров. Вот за что надо спрашивать. Сорокина: А как по-вашему, сейчас координация действий всех федеральных сил, как там все сейчас организовано? Куликов: Вопросы взаимодействия разных родов войск, разных структур, тем более разных министерств и ведомств, это очень сложный вопрос. Поэтому, вот там, как раз, спешка очень опасна. Сорокина: Ваше ощущение, все-таки, цифра потерь занижена или соответствует действительности? Куликов: Мне кажется, что начало было со стремлением укатать эти цифры, не показывать истинные результаты. Но, после того, когда общественность проявила озабоченность, я считаю, что сегодня потери показывают. Но, тем не менее, меня настораживает уже третий или четвертый случай, когда на прямую не объявляют то, что произошло, пытаясь оттянуть. Сорокина: В прошлую Чеченскую компанию много было возбуждено уголовных дел в отношении федеральных сил, тех, кто там воевал? Куликов: Война, вообще, очень грязная в проявлениях, людей она морально калечит. И, к сожалению, были не единичные случаи мародерства, убийств, издевательств, прямого воровства. Свыше 200 уголовных дел было возбуждено. Сорокина: Вас не удивляет, что сейчас прокуратура говорит, что ни одного дела по факту мародерства не возбуждено? Куликов: Я думаю, наверное возбуждено. Что такое мародерство? Мародерство - сегодня его нельзя считать юридически, нет военного положения. Сорокина: Кража, значит нужно заявление от того, у кого украли? Куликов: Конечно, а его нет. Вот в чем беда. Сорокина: И, очень важный вопрос. Дело в том, что вся антитеррористическая операция была направлена для того, чтобы обезглавить вот это самое террористическое движение. Может быть, в лице главных боевиков. В прошлый раз Дудаев погиб, в этот раз - Радуева взяли. Но основные боевики, их лидеры, они так и не попадают в руки правосудию. Куликов: Действительно, это очень важный вопрос. Я считаю, он ключевой, для окончательной цели антитеррористической операции. Если они не будут арестованы, нейтрализованы или уничтожены, мы постоянно, долгие годы будем находиться в тревожном ожидании. Поэтому я уверен, что такая задача поставлена, этого не скрывает и Путин. Слава богу, захват Радуева показал, что кое-что делается. Прошлый раз не ставилась так задача. Там нужно проводить комплексные операции, одному ведомству не справиться. Сорокина: Напоминаю, что разговаривали мы с Анатолием Куликовым, в недавнем прошлом он возглавлял МВД, знает Чечню по прошлой чеченской войне, а сейчас является депутатом Государственной Думы. Он подготовил проект об элементах чрезвычайного положения в случаях необходимости на территории субъектов Российской Федерации.
|