ГЕРОЙ ДНЯ со Светланой Сорокиной на НТВ. 2000.03.30.
Гость — художник-аниматор А.К.Петров, лауреат «Оскара».
Светлана: Здравствуйте, в эфире программа «Герой дня». Мы встречаемся с вами сегодня во второй раз, по чрезвычайному… (смеётся) нет, по чрезвычайно приятному поводу. Дело в том, что только что из Америки в Москву прилетел замечательный художник-аниматор Александр Петров, который в минувшее воскресенье получил главный приз американской киноакадемии, получил «Оскара» за свой фильм анимационный «Старик и море», и вот сегодня Александр у меня в студии. Здравствуйте!
Петров: Здравствуйте, Светлана.
Светлана: Вообще испытали мы все тут вот в редакции магическую силу этой статуэтки, всем хотелось потрогать, подержать, взвесить на ладони… Упрекали Вас, что не в смокинге… (смеётся) Как Вы себя, уютно чувствуете в смокинге? Напрокат брали или шить пришлось?
Петров: Нет, нам пришлось шить его, и нам сделали очень его быстро, за три дня, в Ярославле, в театре ярославском, и сделали, по-моему, лучше, чем… я брал напрокат, это два года назад в Лос-Анжелесе.
Светлана: Слушайте, но смотрелись Вы в нём очень органично, замечательно - потом только я узнала, что Вы, оказывается, сильно разволновались, забыли даже сказать те слова, которые собирались… Александр, у Вас замечательная возможность - сказать сейчас приготовленную для «Оскара» речь (смеётся) со словами в адрес своих учителей.
Петров: Она была на английском языке вообще-то. Я её благополучно забыл, пока шёл к сцене, и наверно, и правильно, потому что это было б смешно, если б я, не зная английского языка, никогда на нём не говоря - я стал бы говорить какие-то слова… В общем, я что-то вспомнил из этой речи, что-то сказал, сказал - спасибо, до свидания, и всем это понравилось, и всё это вышло, в общем-то, легко. А в речи в этой было много всего, и она начиналась с благодарности моим учителям, я не перечислял их пофамильно, потому что это заняло бы много времени. Я могу сейчас сказать, что это моя благодарность и Фёдору Савельевичу Хитруку, и Юрию Борисовичу Норштейну, и Эдуарду Назарову, и моему учителю живописи Борису Неменскому, и многим другим художникам, артистам, аниматорам, моим друзьям, с которыми я начинал делать анимацию - Владимир Петкевич, Михаил (…) - ну, каждый, в общем-то, был моим учителем, это…
Светлана: И это им благодарность…
Петров: Это им была благодарность, она была выражена там в достаточно сжатых фразах, но тем не менее я хотел в своём слове эту благодарность сказать. Я хотел сказать, что я был счастлив представлять русскую анимацию на этом конкурсе, и я счастлив, что именно русские аниматоры получили этот приз, и я думаю, что это наша общая победа, я думаю, что это… Я очень горд за что… что я русский аниматор.
Светлана: Это здорово! А я знаю, что Вы уже за этот мультфильм, за эту картину… Вы получили ещё и другие… несколько призов, «Оскар» - это был уже не первый приз за эту работу, насколько я знаю, да?
Петров: Ну, призов уже было… да, несколько. Первый приз - это был Гран-при фестиваля «Крок», это фестиваль традиционный для нашей русской и украинской анимации, он проходит на корабле, корабль идёт по Днепру, и аниматоры наслаждаются жизнью и смотрят работы своих товарищей. Потом был ряд других фестивалей, другие призы, и вот сейчас буквально на встречу… на празднование вот этой церемонии приехали мои продюсеры из Канады, из Японии, и каждый привёз свои призы, которые фильм получил и в Канаде, и в Японии. И получилось, что я прямо охапку призов привёз… тяжёлые… (смеётся)
Светлана (смеясь): Где будете хранить-то? Вы сейчас в Ярославль назад отправляетесь?
Петров: Да.
Светлана: Где-то дома будете хранить эти призы, статуэтки?
Петров: Ну, не знаю…
Светлана: …потому что у Вас своей студии-то как таковой нет?
Петров: Своей студии пока, к сожалению, нет.
Светлана: Я знаю, что Вы вроде в комнатке небольшой, да? - работаете, которую сами и…
Петров: Ну, мои (…) запросто предоставили мне несколько там квадратных метров, там стоит моё оборудование, и вот я там снимал один фильм, предыдущий фильм - «Русалка», и вот туда и возвращаюсь, наверное.
Светлана: А почему, Саша, почему? Наверняка же есть предложения, где работать - в России, за границей? Наверное, даже чаще за границей?
Петров: Есть предложения, да. Я вообще-то ставил задачей всё-таки притянуть сюда моих канадских продюсеров, и заставить их как бы принести сюда свой вклад, свои деньги…
Светлана: В Россию?
Петров: В Россию, да. Но они не согласились на этот проект. Сейчас они согласились. Они готовы дать возможность…
Светлана: …под следующую Вашу задумку, да?
Петров: …и я могу снимать теперь кино здесь, в Ярославле или где хочу теперь.
Светлана: А Вам… А Вам комфортнее здесь будет, в Ярославле?
Петров: Естественно, да. Я родился в Ярославской области, всё моё детство, молодость - прошли там, и я вернулся специально в Ярославль, чтобы там попробовать основать какую-нибудь… анимацию…
Светлана: А вот интересно, Саша, смотрите-ка: когда два с половиной года назад Вы только начинали эту работу… практически получается - вот канадские продюсеры поверили во что? В Вас? В Ваше умение и в Вашу задумку? Ведь это было всё, что … чем тогда они могли… на что тогда они могли расчитывать, да? И вложили деньги… Ведь это дорогой фильм?
Петров: Фильм очень дорогой. Этот фильм дорогой, но не оттого, что я такой замечательный художник, а из-за того, что те технологии, в которых делался фильм - это очень дорогое удовольствие, это «IMAX» такой есть, вообще есть такая система кинотеатров «IMAX» с большим экраном, с гигантским экраном, шесть-семь этажей высотой, и всё вот это оборудование - оно было, значит, нанято для того, чтобы я смог свой фильм нарисовать и представить на этом экране. И я предложил… Это не моя идея, это канадские… или японские даже продюсеры, они принесли вот эту вот идею; мягко говоря, я категорически сначала отказывался, пока не увидел свои эскизы на этом формате, на этом экране. Я удивился, что это такое, оказывается, воздействие имеет…
Светлана: Мощное…
Петров: Да. И я тогда решил попробовать этим заниматься, хотя не верил, что это будет очень хорошо, думал, что я завалю проект, всё рухнет, и эти бешеные деньги, которые они там собрали, всё… будет там…
Светлана: Даже страшно было?
Петров: Было страшно, да. Боялся я, боялся мой оператор, Сергей Ситников. с которым я… пригласил работать - потому что он никогда не трогал ни компьютеров вообще, никакого этого оборудования… Ну ничего, у страха глаза велики, мы начали снимать…
Светлана: Глаза боятся - а руки делают, это буквально про Вас, потому что теперь уже все знают, что рисуете Вы пальцами - вот кончиками Вашими отполированными, кончиками пальцев, и делаете вот эту движущуюся живопись - как её назвать? На стёклах - это…
Петров: Ожившая живопись.
Светлана: Ожившая живопись, да. Я… Где-то в интервью Вы сказали, что это самый короткий путь от сердца к изображению - через пальцы… Я подумала - наверное, действительно, это очень точное выражение, потому что какое-то… что-то чувственное есть в этой передаче. Это действительно Ваш единственный, навсегда избранный метод? Как Вы думаете?
Петров: Ну… Пока, на сегодняшний день - да, это моё единственное… мой живой инструмент, единственный инструмент, который мне доступен, и с которым я себя… комфортно чувствую. А… может, компьютер появится, который сделает это лучше, но я не уверен.
Светлана: Вот, понимаете, я.. Вы назвали Норштейна, Хитрука, вот замечательных наших аниматоров… Я, кстати, когда впервые увидела кадры Вашего фильма - «Старик и море», я почему-то, ещё не зная даже, подумала, что в учителях наверняка именно эти люди, что-то есть эмоциональное, даже не в рисунке как таковом, а вот в эмоциональном настрое. У меня такое ощущение, что Вы и произведения, по которым делаете, выбираете именно из этих соображений?
Петров: Вот пока Николай (…) я не решаюсь работать с этим. Вот так же было и с Достоевским, меня рассказ «Сон смешного человека» потряс, я знал, любил Достоевского, мне это было, так сказать…. один из любимых писателей, и вдруг я прочитал этот рассказ, он меня просто потряс, я не мог жить, пять лет с этой идеей, мне нужно было обязательно его сделать. И я специально поступал на высшие режиссёрские курсы, чтобы сделать этот фильм, хотя сделал сначала другой, затем всё-таки был Достоевский. И Хэмингуэй - это тоже ведь такая же, в общем, пронзительная же история.
Светлана: Здесь Вам бы не удалось реализовать этот проект?
Петров: Нет, я бы его сделал, просто…
Светлана: Для другого экрана, в другой технике, да?
Петров: Да, это было бы сделано просто на обычный экран, наверно, и не с таким размахом, и может быть, получилось так же, может быть, нет - я не знаю. Может, это было бы менее зрелищным, чем это вышло сейчас, потому что этот экран «IMAX» диктует всё-таки свои условия, это всё-таки в первую очередь аттракцион, и… ну, кто не видел этого…
Светлана: Трудно объяснить.
Петров: Трудно объяснить, да. Ну, приходилось считаться с этим, приходилось даже какие-то изобретать сцены, чтобы соответствовать этому…
Светлана: Да, вот я видела вот этот план, когда переход как бы из воздуха под воду, и даже просто на экране телевизора, не в каком-то в кинотеатре - просто дух захватывало, какое преображение, в морскую пучину погружение - очень интересно!
Петров: Там были ещё интересные планы… (смущается) я не хвастаюсь…
Светлана (смеётся): Вот и хвастайтесь, хвастайтесь - сегодня ваш день!
Петров: …где летит птица, летит над морем, и вдруг она… то есть море начинает налетать на нас, или как бы птица ныряет за…
Светлана: …за рыбой, ага!
Петров: …за рыбой, и пробивается эта поверхность, мелькают эти рыбки, и следующий план - она взлетает уже с рыбкой в клюве… То есть вот такие вещи - они как раз очень хорошо работают на этом экране. У меня самого голова кругом шла, когда я видел - когда заваливается небо вдруг… то есть ощущения падения - вот это вот есть, этот экран - он даёт абсолютно это вот воздействие…
Светлана: Послушайте, я узнала вот эту цифру - двадцатидвухминутный фильм Ваш - двадцать девять тысяч рисунков, посчитали Ваши продюсеры. Получается на одну минуту фильма… больше тысячи рисунков получается…
Петров: Я никогда не считал. Я думаю, что они наврали, для того, чтобы… потрясти воображение.
Светлана: Ну пусть около тысячи… Мне кажется…
Петров: Ну, конечно, двадцать… двадцать пять, может, есть.
Светлана: Тысяч двадцать пять рисунков, да? - оригинальных. А скажите, Вы с сыном рисовали, я знаю, работали вместе, да? - так же пальчиками, так же сын по-вашему…
Петров: Да, он пальчиками тоже делал.
Светлана: Тоже работал..
Петров: Сначала ничего не получалось у него, потом стало получаться. Потом мы с ним работали вместе - половину планов рисовал он, половину - я. Иногда он меня оттеснял, говорил, что справится и сам, и справлялся на самом деле. Были планы, которые я забраковал - он снял, я их выкинул, это была трагедия, конечно, для него, но - стерпел. А была хорошая, вообще, работа, мне очень понравилось.
Светлана: А дальше сына Вы отправили в Ярославль, а сами поехали за «Оскаром»! Он не обиделся?
Петров: Нет, он не хотел с нами ехать, мы его приглашали, он сказал, что - мне нужно сдавать экзамены и вообще поступать, дальше учиться, эти ваши все штучки - это не для меня. Ну и правильно…
Светлана: Бремя славы ощущаете, Саша?
Петров: Нет, я не ощущаю никакого… славы, я просто страшно доволен, что масса людей мне говорят «спасибо». Для меня это просто… что-то вообще невероятное. Мне звонят, мне звонят из Франции и говорят «спасибо», мне звонят из Канады и говорят «спасибо», мне из России звонят и говорят «спасибо». Я сюда приехал, я пока летел, много народу в самолёте мне говорило «спасибо, Вы доказали, что Россия - это достойная… достойная страна, где живут достойные художники, достойные люди, вы сделали нас… счастливыми, в какой-то момент мы стали… горды…»
Светлана: Горды, горды. Саша, Вы знаете, это на самом деле так. Это…это грустно, но в последнее время мы разучились радоваться и гордиться. Ужасно грустно: радоваться и гордиться мы разучились. И вдруг оказалось - какое это замечательное и сладкое чувство: испытать гордость за своего соотечественника! Спасибо Вам! …О творческих планах, разумеется, немножко.
Петров: Я беру тайм-аут. Я сейчас… я потерял столько сил на самом деле на этом проекте, что уже прошло полгода - я никак не могу заставить себя даже начинать думать о чём-то, хотя пытаюсь. У меня есть несколько идей, есть несколько проектов, но… ничто не идёт.
Светлана: Ну, ещё закономерные вопросы. Когда мы увидим фильм? Ну, может быть, не на таком экране, как задумано, потому что ну нет пока, да? - такой возможности… На обычном, может быть, экране - когда? Посмотреть-то охота, заинтриговали!
Петров: У меня есть копия. Это моя авторская копия. которую я, действительно, выбил из продюсеров, даже не я, а моя жена Наташа, она такой у меня защитник моих интересов. И мы имеем копию, 35 мм, мы можем её с собой катать, показывать на встречах каких-то творческих, но мы не имеем права сделать прокат такой, коммерческий, мы не имеем права брать деньги за билеты, не имеем права продавать.
Светлана: Но в Ярославле вы уже показали своим землякам?
Петров: Мы показали землякам.
Светлана: А в Москве когда покажете?
Петров: У нас, по-моему, назначена встреча… премьера в Доме кино. Я слышал просто…
Светлана: В начале апреля, по-моему, да?
Петров: В начале апреля, четвёртого или пятого.
Светлана: А далее?
Петров: У меня есть приглашение показать картину во ВГИКе… Ну, вообще я не скрываюсь, если у кого-то есть предложения, я с удовольствием привезу картину.
Светлана: Я знаю, что за Вами уже охотятся продюсеры… разные - иностранные. А наши проявляют интерес к Вам?
Петров: Проблема с деньгами. Продюсер-то должен найти деньги…
Светлана: Да, конечно…
Петров: В Вы понимаете, что в нашей ситуации…
Светлана: Трудно.
Петров: Трудно… Может, этот парень (показывает на статуэтку Оскара) поможет, не знаю.
Светлана (смеётся): Должен помочь, Саша! А скажите, а как Вы относитесь вот к этим вот компьютерным мультфильмам? То, что сейчас получило огромное распространение… Вам Это интересно? Вы это презираете? Вам безразлично?
Петров: Не, мне интересно, мне интересно, я смотрю программы, я даже покупаю какие-то кассеты специально компьютерных… Есть даже фестивали компьютерные… Я всё время пытаюсь найти какие-то фильмы, которые вдруг меня наконец поразят, не только самой, эээ…
Светлана: …спецэффектами..
Петров: …текстурой вот этой, или какими-то там замысловатыми пространствами, а с какой-то художественной идеей, с какой-то энергией, которая прорвёт наконец вот эту оболочку искусственного вот этого вот, компьютерного… потому что пока я не нашёл ни одного такого фильма. Был один хороший фильм, который… забрал у меня… забрал у меня «Оскара»…
Светлана: …в прошлый раз?
Петров: …американский фильм «Джериз гейм»… ну, там шахматная игра такая была, старичок играл сам с собой в шахматы в каком-то парке. Очень хорошо, классно сделанная и хорошо разыгранная история. И чувствуется тепло, и чувствуется интерес - то есть ну, можно следить за этой историей, и она хорошо и грамотно сделана… Но вот я всё равно ничего не могу сделать с собой, я вижу вот этот компьютер, я вижу, на какой программе это сделано… то есть я не знаю, на какой программе это сделано, просто вижу что это сделано компьютером...
Светлана: …там оптика, экран…
Петров: И как бы это хорошо ни двигалось, как бы это хорошо ни разыгралось - я не могу вот поверить в это… Это как сказал один наш (…) - все искусственные цветы - не живые.
Светлана: Ну что ж… Я Вас благодарю, Саш. Я желаю, чтобы Ваш праздник всё-таки был прочувствован, и продлился, я мечтаю о том, чтобы нашлись и у нас продюсеры, и деньги для того, чтобы Вы могли здесь счастливо и с удовольствием работать, причём в родном городе, я ещё раз Вам говорю, что, наверное, очень многие люди благодарны Вам за чувство радости и гордости - спасибо Вам. (обращаясь к зрителям) И вот мы разговаривали с Сашей прямо перед эфиром, и говорили о том, что есть какие-то произведения, есть какие-то вещи, которые можно передать только языком анимации, потому что анимация - это по-настоящему сказочное действо, которое, конечно, требует и особого таланта, и особой чувствительности - не только в пальцах, которые волшебные у Саши, но и души, конечно. Спасибо вам за внимание, всего вам доброго, до свидания!
<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта
|