Реклама
Руководство по ремонту и эксплуатации фольксваген туарег.. Какой ток заряда мото аккумулятора.

<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Интервью вице-премьера Российского правительства по социальным вопросам Валентины Матвиенко Светлане Сорокиной в программе "Герой дня" (НТВ), 01.03.2000.

 

Сегодня на всероссийском совещании по социальным вопросам было сделано сенсационное признание. Оказывается, до сих пор большинство рядовых граждан России жили по минимуму только потому, что не было поставлено задачи: жить хорошо. Найти бы того человека, который вовремя не поставил эту задачу. Кстати, собравшиеся так и не поняли: "сегодня то эта задача поставлена или нет?". У меня есть возможность на прямую задать этот вопрос вице-премьеру Российского правительства по социальным вопросам, Валентине Матвиенко.
Я процитировала вашего коллегу Калашникова, министра труда, который вот именно так и сформулировал. Тем не менее, вопрос остается: задача поставлена жить лучше?

 

Светлана, основная задача социальной политики — повышение жизненного уровня населения. Прошлый год, послекризисный, со всеми последствиями, когда были огромные долги по зарплате, по пенсиям, когда резко упал жизненный уровень населения - естественно, задача правительства была решить все эти срочные, острые проблемы. И все усилия были сосредоточены на этом. Теперь, когда мы вышли из этой ямы, несколько улучшили ситуацию, стабилизировали, естественно мы должны говорить не о минимальных социальных стандартах, что должно быть нормально в любом обществе, в любом государстве. Государство должно гарантировать своим гражданам эти минимальные социальные стандарты. Но, мы должны говорить уже об ориентирах конкретного улучшения повышения жизненного уровня населения. Именно в этом контексте было сказано.

 

А есть резервы то? Как реально выйти за какие-то нынешние стандартные рамки? Они ж все равно очень низкие, эти планки.

 

Безусловно. Есть понимание, и вы это хорошо знаете, что решать успешно социальные программы, социальные проекты можно только в условиях стабильно работающей экономики, эти вопросы взаимосвязаны. Поэтому правительство основные свои усилия направляет именно на вывоз страны на траекторию подъема, на улучшение ситуации в экономике. Итоги прошлого года очень не плохи. И рост объемов производства, и рост ВВП дают надежду, что эта тенденция закрепится, и результаты этого года будут еще лучше. Естественно, будет лучше работать экономика - будет больше доходов в бюджете, будет больше средств на повышение жизненного уровня населения.

 

Валентина Ивановна, что-то действительно можно сделать и в нынешней ситуации? Вот, например, все время мы говорим о том, что выплата задолженностей бюджетникам тормозится тем, что у нас как бы двойное финансирование: из центра и на местах. И вот, на местах это вечная проблема. Сегодня было заявлено, вы, по-моему, как раз говорили, что правительство благотворительностью заниматься не будет, а будет по схеме помогать регионам справиться с этой проблемой. Может быть проще централизовать эти выплаты? Если есть доплаты в регионах, пусть они доплатами занимаются, может, все-таки, централизовано платить, больше порядку будет?

 

Светлана, мы вообще то федеративное государство. И функции и полномочия уровней различных властей четко определены и конституцией, и законодательством. То, что относится к сфере ответственности правительства и то, что относится к сфере ответственности региональных органов власти, субъектов федерации и местных органов власти. Другое дело, что мы приняли закон о местном самоуправлении с забеганием. Мы не были экономически готовы к этому, поскольку муниципальные органы власти не имеют достаточно налогооблагаемой базы. Они не собирают, в необходимом количестве, доходы и не отрегулирована система меж бюджетных отношений, как между центром и регионами, так и между регионами и местными органами власти. Поэтому мы, передав, в соответствии с законами, под их ответственность, учреждения социальной сферы - школы, больницы, библиотеки - но не обеспечили финансовыми ресурсами. Отсюда все проблемы. Поэтому, вернуть сейчас, конечно, нужно было бы, на мой взгляд, внести поправки в закон о местном самоуправлении, пока они не готовы передать социальную сферу на уровень субъекта федерации. Это моя личная точка зрения и я ее везде высказываю. Только в перспективе, когда мы уже будем жить лучше, можно вернуться к этому варианту. Я думаю, что после выборов мы будем серьезно обсуждать эти проблемы - взаимоотношения уровней власти, ответственность за те или иные вопросы. И мы должны найти решение.

 

То есть, может быть, той же Госдуме может быть, предложено рассмотреть еще раз этот закон?

 

Да, я думаю, что на этом этапе было бы правильно внести поправки в этот закон, вот в этой части. Не могут сегодня большинство муниципальных органов нести на себе бремя расходов по содержанию социальной сферы. Поэтому, сегодня наши школы находятся в очень трудном положении, больницы районные, учреждения культуры. Они просто выживают.

 

Практически, из списка регионов можно вынести за скобку Москву и Питер?

 

Я думаю, что есть примерно десять территорий-доноров, которые дают 60% дохода в казну. Там положение благополучное. У остальных - лучше хуже, а есть порядка 20 территорий, где положение просто сложное. Ну, скажем, республика Алтай. Полностью сельскохозяйственная область, там нет промышленности, там не с чего брать налоги, там не с чего пополнять казну. Та же республика Алтай, Тывань, они практически находятся на федеральном бюджете, полностью дотационные республики. Но это реальность. Они не виноваты, что в свое время так строилось, производительные силы в стране, и создавались в отдельных регионах мощные экономические зоны, а другие были просто брошены на выживание.

 

… первого апреля зарплата бюджетникам будет проиндексирована на 20%. Вот в следующий раз, когда можно будет ожидать очередной индексации и как это будет сочетаться с уровнем инфляции?

 

В этом году, к сожалению, больше, чем на 20% мы повысить зарплату бюджетникам не сможем. Учитывая, что мы прогнозируем инфляцию до конца года на 18%, то есть мы как бы опережающим образом индексируем зарплату с тем, что бы упреждающе компенсировать возможные потери от инфляционных процессов. Но уровень зарплаты в бюджетной сфере крайне низок, он составляет половину уровня зарплаты в промышленности. И зарплата, скажем, учителей, которая на нескольких разрядах ниже прожиточного уровня, это не нормально. Не может быть в стране зарплаты ниже прожиточного минимума. Мы сейчас работаем по изменению подхода формирования системы оплаты труда, этот вопрос рассматривался в правительстве. Основные положения были одобрены.

 

Это касается как раз реформы?

 

Да, реформы оплаты труда.

 

Через два месяца вы должны ее представить?

 

Да. Мы сейчас продолжаем серьезно работать, что бы это не просто были декларации, а это были экономически обоснованные предложения. Заготовка необходимых нормативных актов. Делать поэтапное реформирование системы оплаты труда и таким образом защитить население в этой части.

 

А вот сама реформа, если можно в двух словах, имеется в виду шкала будет меняться, что можно сделать реально?

 

Здесь несколько составляющих. Одно дело зарплата в промышленности. Другое дело - в коммерческих, частных предприятиях. Зарплата бюджетников совсем иное. Здесь по каждой категории будут отдельные подходы. Есть идея ввести почасовую оплату труда, так как это в других развитых странах. Сугубо говоря, в Соединенных Штатах не может работодатель платить менее 5$ за час работы. Конечно, нам далеко до такого уровня. Но, что бы были какие-то гарантированные механизмы, обеспечивающие достойный уровень зарплаты.

 

Это в рамках имеющихся денег все?

 

В рамках имеющихся денег. Ну, скажем так, сегодня доля оплаты труда, в конечном продукте, у нас одна из самых низких из развитых стран мира. Конечно, надо повышать долю оплаты труда, но не за счет цены на продукт, а за счет того, что у нас очень большие производственные потери, низкая производительность труда, очень большие затраты энергоресурсов и так далее. То есть, за счет повышения эффективности производительности труда, сокращения на цену товара, можно увеличить долю оплаты труда. Есть очень много интересных предложений, они еще требуют осмысления и отработки.

 

Валентина Ивановна, очень коротко, вы говорили об учителях и я сразу вспомнила про грядущую реформу образования. Вот эти 12 лет обучения. В обществе бытует мнение, что это министерству обороны только выгодно эти 12 лет, что бы со школьной скамьи сразу в солдаты. Другие говорят, что тяжело учиться, но ведь не каждому учащемуся нужны 12 лет алгебраических формул или истории человечества. Может вернуться к поэтапной системе образования?

 

Речь идет о том, что обязательно образование будет 10-летнее и 2 года с профессиональной ориентации, по выбору учащегося, в зависимости от того, где он будет продолжать образование. Кстати, эти намеки на министерство обороны совершенно не обоснованы, потому что они не принимали участия в разработке этой национальной доктрины. Я уже много раз аргументировала, почему нужно это делать, конечно не завтра. Это еще все нужно отработать.

 

Это не следующий год?

 

Нет, конечно. Это огромная работа. Нужно изменить программу, нужно напечатать новые учебники, нужно решить законодательно о возрастном цензе службы в армии и т.д. и т.д. Мы предполагаем это в экспериментальном плане отработать это на отдельных школах, на отдельных регионах. Реально это будет, я думаю, 2003-2005 год, как мы будем готовы. Просто один аргумент скажу. Сегодня все страны Европы перешли на 12-летнее образование, сегодня уже большинство стран СНГ перешло на 12-летнее образование. Ну, может нас мировой опыт убеждать, что это не чья то блажь, чья то выдумка, что это апробированная мировая практика.

 

Это то все понятно. Лишь бы только учителя у нас были с нормальной зарплатой, да вовремя.

 

Мы хотим, как раз, сохранить учительский потенциал. Демографическая ситуация такова, что у нас уже через 5 лет количество учащихся в школах снизится на 30%. Такими темпами снижаем рождаемость в стране. Поэтому можно ставить вопрос о сокращении количества учителей. То есть мы решим и эту задачу. Мы не будем сокращать количество учителей, потому что через 10 лет как-то выправится ситуация. Есть прогнозы демографического роста населения. Поэтому очень быстро эту тему обсуждать трудно.

 

Хочу успеть о пенсиях немножечко. Еще одна больная тема. Насколько я понимаю, индексация пенсий в этом году будет несколько раз?

 

С 1 февраля мы уже проиндексировали на 20%. И мы предполагаем еще индексацию пенсии. Если будет рост зарплаты, то, соответственно будут выплачиваться отчисления в пенсионный фонд, и, соответственно, эти средства будут направлены на индексацию пенсии.

 

А есть надежда, что уже в этом году средняя пенсия выйдет на уровень прожиточного минимума?

 

Безусловно. Уже с 1 февраля средняя пенсия составляет 650 рублей, это 95% прожиточного минимума. Но исполняющий обязанности президента Владимир Владимирович Путин поставил нам жесткую задачу: принять все меры, что бы минимальная пенсия была выведена на уровень прожиточного минимума. Сегодня это 65%.

 

А как смягчить эту разницу, которая через некоторое время возникнет при разном способе исчисления пенсии: накопительном и обычном?

 

Пенсионная реформа будет вестись, и с этого года более энергичными темпами, потому что если мы не проведем серьезную систему пенсионных реформ - мы просто загоним ее в тупик. Сегодня это не пенсия, а социальное пособие. Но эта реформа будет сделана таким образом, что бы ни в коей мере не нарушать гарантии пенсионеров и не уменьшить их пенсионное обеспечение. Это я могу заявить совершенно ответственно.

 

А когда будет введен накопительный способ?

 

Мы уже начали, мы завершаем сейчас персинфицированный учет пенсионеров. Без этого невозможно вводить накопительные принципы страховые. Ведь смысл накопительной системы каков? Я сегодня плачу, мои взносы учитываются на моем личном счете, и начну получать эту пенсию тогда, когда я выйду на эту пенсию.

 

Не могу вас не спросить о том, что этими социальными вопросами скоро придется заниматься другому человеку? Ведь может вы в губернаторской гонке в Санкт-Петербурге будете участвовать. Что вас сподвигло?

 

Мне, как петербурженке, не безразлична судьба нашего города. У меня болит душа за все, что там происходит. Это была не моя инициатива. Ко мне, в последнее время, обращалось очень много руководителей предприятий, представителей фондов, творческой интеллигенции с просьбой дать согласие баллотироваться. Меня там знают, я родилась в этом городе, училась, я работала заместителем мэра почти 4 года. И я над этим предложением серьезно думаю. Нужно все очень серьезно взвесить. Пока я не готова дать ответ.

 

Напоминаю, что разговаривали мы с вице-премьером Российского правительства по социальным вопросам Валентиной Матвиенко


<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Hosted by uCoz