"ГЕРОЙ ДНЯ" cо Светланой Сорокиной на НТВ
20 апреля 1999 года. В гостях ― Н.В. Фёдоров
рубрикатор:
Светлана: Здравствуйте! В эфире программа "Герой дня". Завтра в Совете Федерации второе голосование по отставке Генпрокурора Скуратова. Сегодня все осторожны в прогнозах, все прекрасно помнят, какой скандал получился в прошлый раз. Сегодня у меня в студии один из немногих, кто и в прошлый раз при первом голосовании выступал за отставку Генпрокурора, Президент Чувашии Николай Федоров. Здравствуйте, Николай Васильевич!
Фёдоров: Добрый вечер!
Светлана: Я знаю, что Вы только что перешли в другой комитет, в комитет по законодательству как раз и сегодня участвовали в его работе, делали свое заключение накануне завтрашнего голосования. Говорят, что ваш переход в этот комитет связано именно ситуацией с отставкой прокурора. Это так?
Фёдоров: Не совсем так. Дело в том, когда развернулась дискуссия вокруг вообще Генерального прокурора, я как юрист в прошлом, обратил внимание на действующее законодательство.
Светлана: Извините, я вас забыла представить как бывшего министра юстиции РФ.
Фёдоров: Так вот обратил внимание на действующее законодательство и по статусу Генерального прокурора и по прокурорским работникам и обнаружилось, что очень много проблем и пробелов в самом законодательстве, что является одним из существенных причин той истории, которая разыгралась. И, конечно, в таком положении моя сохраняющаяся еще юридическая душа или сердце потребовали, дали мне импульса, для того, чтобы я более плотно нес свою ответственность в Совете Федерации, как член Совета Федерации, так наверное можно объяснить свое...
Светлана: Николай Васильевич! Сегодня комитет рекомендовал принять отставку Скуратова, но формулировка такая: "В связи с заявлением его об отставке". Других оснований, юридических, нет. Означает ли это, если завтра Скуратов опять выступит с заявлением, что он готов остаться, если его попросят, то это сильно ли повлияет на исход голосования?
Фёдоров: Сегодня была серьезная дискуссия в комитете по законодательству, так назовем комитет по Конституционному законодательству и судебно-правовым процессам". Такое его полное название. По этому поводу мы обсуждали все варианты и прогнозы на завтрашний день, и пришли к выводу, что история на сегодня так запущена, так далеко зашла, вне зависимости от того, что будет делать сегодня Генеральный прокурор, либо Президент РФ, нам нужно думать о стране, нам нужно сегодня решать проблемы не Генерального прокурора, а проблему прокуратуры и авторитет прокурорских работников. И не только эту тему. Нам нужно заниматься сегодня своей ответственностью обеспечения нормальных условий для борьбы с преступностью всеми правоохранительными органами. Дело в том, что по федеральному законодательству ведущую роль в борьбе с преступностью как координатор несет и играет ведущую роль прокуратура и Генеральный прокурор. И сегодня нет такой возможности, чтобы общество было удовлетворено те что происходит и какая история. В этой связи мы констатировали, и подавляющее большинство комитета, что надо нам руководствоваться не нашими эмоциями, а принимать рациональные решения, думая об объективных последствиях сохраняющейся ситуации, когда прокуратура нормально не может работать, когда нет поддержки Президента и Председателя Правительства по отношению к прокуратуре и прокурорским работникам, тоже невозможно нормально работать, невозможно справляться со своими обязанностями прокурорским работникам без активной поддержки силовых структур, МВД, ФСБ, следователей, оперативников. И еще. Мне кажется, упоминали об этой проблеме, нельзя чтобы в основе принимаемых решений проезжали наши симпатии, антипатии или нелюбовь к Березовскому, или еще кому-то в Кремле, потому что это вводит в заблуждение и уводит в сторону от проблем страны. Вот эту атмосферу мы обязаны завтра создать, чтобы было принято трациональное решение, которое бы обеспечило борьбу с преступностью и коррупцией. Все эти флаги, лозунги о том, что надо защитить сегодня Генерального прокурора для того чтобы бороться с преступностью, на самом деле при профессиональном взгляде, конечно, означает одно - это медвежья услуга самому обществу, народу, потому что в таких условиях бороться с преступностью невозможно. Я бы здесь даже сказал о вашем вкладе масс-медиа в том, что натворили, если так можно выразиться, ведь и сегодня на заседании комитета, и у меня в Чувашии, и в аудиториях, рабочие и крестьяне, газеты перестали говорить о Генеральном прокуроре, теперь все, с вашей подачи говорят, о человеке, похожем на Генерального прокурора.
Светлана: Это не с нашей подачи, это было так сформулировано в соответствующих органах, мы всего лишь транслировали. Николай Васильевич! Вот Скуратов все время грозится пустить в ход какие-то тома, серьезные обвинения. Правда, пока ничего конкретного не было. Как Вы считаете, Генпрокурор чисто юридически имеет право выступать с такого рода заявлениями?
Фёдоров: При строго правовом подходе, конечно, ни Генеральный прокурор, ни любой другой прокурор не имеет право публично выступать с какими-то фамилиями. Фамилии могут произносить только по приговору суда, поэтому все эти разговоры, слухи, сплетни или дополнительные инициирования, возбуждения этой темы, это попытка увести вообще в сторону общество, органы и Совет Федерации от реальной проблемы, которая существует - это должная работа правоохранительных органов по борьбе с преступностью и коррупцией. Вообще-то у нас много материалов в Совете Федерации, нет никакого списка, о чем многие политические деятели из Государственной Думы или с каких-то других, в том числе из средств массовой информации говорят, никаких списков нет, и официальная Генеральная прокуратура обращалась в Государственную Думу, и к Президенту, и Совет Федерации проинформировал исполняющий роль Генерального прокурора, что речь идет о проведении определенных организационных мероприятий для того, чтобы решать проблемы борьбы с коррупцией, отмыванием денег, надо налаживать активное сотрудничество с другими государствами, чтобы попытаться вернуть деньги из Швейцарии и из других стран. Мы с учетом всех этих обстоятельств хотел бы обратить внимание, что рекомендация комитета по законодательству достаточно взвешенная и очень аккуратная. Эта рекомендация не разделяет подход Президента Российской Федерации о том, что Генерального прокурора надо освобождать от должности в связи с возбуждением уголовного дела, либо в связи с фактами, порочащими честь и достоинство прокурорского работника. Мы принимаем во внимание только юридически значимые факты. Здесь два письма, два обращения Генерального прокурора в адрес Президента с просьбой об отставке и в адрес членов Совета Федерации тоже с просьбой об отставке.
Светлана: Остальное не доказано
Фёдоров: Остальное мы не можем принимать. Не доказано, поэтому юридически это некорректно и незаконно ссылаться на эти...
Светлана: Николай Васильевич! А если завтра окажется, что будет принята отставка, а через какое-то время по уголовному делу в результате расследования Скуратов окажется чист, полностью оправдан. Это что, тоже сильный скандал? Скуратов придет и скажет, я вот чист оказался.
Фёдоров: Вот в этой связи как раз рекомендация комитета по законодательству не обусловливает обвинение Генерального прокурора как это может вытекать из письма Президента Российской Федерации. Мы констатируем и принимаем решение в связи с обращением Президента, но формулировки и мотивации нашего решения они совсем другие. Тем более каждый член Совета Федерации будет иметь свои мотивы, почему принимает то или иное решение.
Светлана: Прошла информация, что завтра возможно выступит глава Администрации Волошин и военный прокурор Демин. Это действительно так, они выступят завтра? Что Вы знаете об этом?
Фёдоров: Есть такие прогнозы, что они будут, есть информация о том, что ожидается присутствие и председателя правительства Евгения Максимовича Примакова. Я думаю, их присутствие не помешает, это дополнительный аргумент. В случае необходимости, чтобы и у них спросить, что-то уточнить, дать разъяснения. Потому что Совету Федерации приходится разгребать проблему в которой не хочется участвовать или брать на себя ответственность. Это тяжелое бремя. Мне кажется, у всех членов Совета Федерации и психологически, и психически уже аллергия на все это. Но это, наверное, полбеды...
Светлана: Я понимаю.
Фёдоров: Главная проблема - это проблема для общества. Что там для президента, для Генерального прокурора личные проблемы или переживания и дискомфорт у членов Совета Федерации и некоторые без колебания по поводу авторитета Совета Федерации, поскольку то решение или иное и нас тоже в какой-то степени подставляет эта история, что неприятно. Но тем не менее, главная забота должна быть не о себе у членов Совета Федерации, не о личных проблемах Генерального прокурора, все-таки о стране, о борьбе с преступностью.
Светлана: В той же информации Волошин вроде бы должен доложить о том, как работает та межведомственная комиссия, которая была создана сразу после скандальной ситуации с Генпрокурором. А сейчас идет следствие, возбуждено уголовное дело. Чем тогда занимается межведомственная комиссия, дублируют что ли друг друга?
Фёдоров: С моей точки зрения, создание межведомственной комиссии не имеет никакого юридического значения и это было предпринято в условиях импульсивной реакции на очень неприятное решении Совета Федерации для Президента Российской Федерации. И в этом смысле перспектив, как мне кажется, юридического смысла в работе межведомственной комиссии нет. А уголовное дело видимо, уже будет курировать, контролировать и надзирать над всем этим процессом, я предполагаю, новый Генеральный прокурор, со всех точек зрения.
Светлана: Вот сейчас оглядываясь назад, на этот кусок времени в этой шумной истории с личным делом на общественное рассмотрение, как Вы считаете, как нужно было построить той же президентской стороне всю эту процедуру отставки, с тем, чтобы она не была скандальной? Какие ошибки были сделаны?
Фёдоров: Ошибок как всегда очень много допущено. Понятно, что Президент, окружение Президента, Кремль, лица авторитетом должным и у Совета Федерации и эти неуклюжие попытки свалить на специфические темы девушек, конечно, вызвали наоборот обратную реакцию и такую специфическую мужскую солидарность. Об этом трудно и неприятно говорить, это все уже превращается в какой-то анекдот по существу. В то же время все это, мне кажется, как для юриста интересный материал для того, чтобы дальше анализировать как теперь быть и Совету Федерации, и правовым структурам в дальнейшем. Потому что по существу, в прямой форме или косвенной форме, Генеральный прокурор признал ведь факт этого видеосюжета, когда по его требованию Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по вторжению в частную жизнь, а не по обвинению в клевете Генерального прокурора или еще в чем-то. Но здесь, конечно, "очень достойно", в кавычках, себя вели президентская сторона и люди из Генеральной прокуратуры. И беда в том, что все это расхлебывает, все эти беды по существу народ и торжествуют преступники на самом деле в таких условиях, а страдает дело по борьбе с преступностью.
Светлана: Некоторые, в том числе мои коллеги, считают, что завтрашнее голосование тем более важно, потому, что оно показательно в условиях начинающейся процедуры импичмента. А что настроение Совета Федерации на завтрашнем голосовании это как бы первый акт этого действа. Как вы относитесь к этой точке зрения?
Фёдоров: Есть люди, очень сильно возбужденные психически или психологически, которые находятся уже в ходе предвыборной кампании, для того, чтобы избраться депутатами в Госдуму через несколько месяцев. И, конечно, не хотят чтобы эта была частицей истории, страница процедуры импичмента. Но на самом деле Совет Федерации, я думаю, не даст особо торжествовать по этому поводу. Тем более, импичмент абсолютно бесперспективная. Это моя убежденность как юриста, потому что как всегда и в данной ситуации, инициаторы импичмента поторопились в силу отсутствия правовой культуры внутренней, генетической, социальной, как угодно можно называть. Не подготовили решение целого ряда юридических нюансов, которые очень существенны в процедуре импичмента, нужно было принять целый ряд поправок к действующему законодательству, входящих в компетенцию Верховного суда и по многим позициям. И чисто в правовом смысле процедура обречена на провал. Очень печально и грустно, что опять целый год мы трубили, шумели, размахивали флагаами импичмента, вместо того чтобы заниматься законами по экономической политике, по социальной защите населения. Но увы, 1999 год. Надо было и нужно было это сделать раньше, либо потом, но здесь возобладали политические интересы, которые попрали на самом деле правовые подходы, необходимые на самом деле в деле импичмента. Но еще я убежден,в неправовой плоскости, что Совет Федерации маловероятно, чтобы у нас набрали 3/4 голосов для того, чтобы импичмент был поддержан Советом Федерации. Но не дойдет до Совета Федерации, потому что поторопились, не подготовили правовые подходы, а нельзя нарушать при таких строях действующее законодательство.
Светлана: И как бы завершая тему по Скуратову, скажите Ваше ощущение, завтра будет иной сход, чем в прошлый раз?
Фёдоров: Мы сделали со своей стороны, как мне кажется, комитет по законодательству, все для того чтобы был достаточно мирный мягкий вариант разрешения конфликта: формулировка пошла навстречу и Генеральному прокурору Скуратову и в то же время решает проблему по факту, по существу. Никаких обвинительных уклонов, оценок нет в адрес Генерального прокурора. Поэтому это самый достойный выход из ситуации, которую только можно придумать в силу запущенной ситуации.
Светлана: Николай Васильевич! Сегодня было еще одно важное событие. Президент встречался с губернаторами и сказал, еще раз к руководителям регионов обратился: отхватить еще от федерального центра, полномочия имеются в виду. Чего Вы хотели отхватить для Чувашии, как президент?
Фёдоров: Порой бывает трудно комментировать очень сочные высказывания Бориса Николаевича, также как и первый этап его подхода к этому вопросу: берите столько суверенитета, сколько можете проглотить или еще как-то было сказано. Но на самом деле, мне думается, в данной ситуации вряд ли кинулся руководитель регионов осуществлять это предложение президента Российской Федерации. Основная проблема не в полномочиях, а в том, чтобы более справедливо определить бюджетные взаимоотношения между федеральным центром и регионами. Сегодня все это ведь делится, что собирается в России 50х50 примерно, хотя 90% социально-экономических проблем, промышленности...все это на месте. И проблем на самом деле или неэффективного использования федерального бюджета, или разворовывание федерального бюджета, если поговорить с предпринимателями, я думаю, в любом регионе, почему плохо платите налоги, почему еще что-то по этой теме, они отвечают, мы не имеем достаточных гарантий убежденности, что все это идет на благо людей. Сделайте так, чтобы перестали разворовывать. Можно вспомнить эти уполномоченные банки, пирамиды государственные, ведь на самом деле, нравится, не нравится очень серьезной была проблема разворовывания бюджета. И в контексте этого, я понимаю, мы будем активно работать для того чтобы изменить соотношение удельного веса бюджетов: сколько будет федеральный бюджет, сколько в региональные бюджеты. Я бы воздал должное Борису Николаевичу вопрос о федеративном обустройстве, потому что он на самом деле очень последовательный и грамотный, и мудрый, мне кажется, сторонник проведения и расширения полномочий субъектов Российской Федерации. Я тоже, как сегодня многие клянутся, уважаю Евгения Максимовича Примакова, но скажем его предложение о том, чтобы назначать губернаторов с согласия местных органов власти, по представлению Президента, вот эти вещи Борис Ниолаевич Ельцин, конечно, абсолютно не приемлет, и здесь он на голову выше в своих представлениях о том, как надо строить государство российское и как надо строить федеративное государство своего коллеги по правительству Евгения Максимовича Примакова.
Светлана: О, как закрутили фразу! В связи с возможным присоединением Югославии к союзу Белорусь-Россия. Меня вот что интересует. Шаймиев сказал, ваш коллега по Совету Федерации, что может быть придется пересмотреть статус субъектов Федерации, в случае такого развития ситуации. Как вы считаете, не есть ли такое объединение с Югославией действительно серьезная угроза внутреннему федеративному состоянию России?
Фёдоров: Знаете, вообще-то я редко хвалю Бориса Николаевича. В данном случае могу отметить и мудрость, и взвешенность его подхода к проблеме Югославии и к союзу Беларусь-Россия. Он на встрече с нами, с президентами республик сказал: об этом сегодня и речи не может быть, где угодно можно обсуждать теоретически, в аудиториях, но в практической плоскости это не может стоять, потому что это слишком опасно, непродуманно. Если мы хотим развалить союз Россия-Белоруссия, то тогда нужно инициировать еще дополнительный контакт с Югославией. Если мы хотим заниматься государственным строительством совершенно некомпетентно, значит, в своих последствиях разрушать все, можно заниматься Югославией. В этой связи Ельцин сказал, что окончательное решение вопроса даже о Союзе Россия-Белорусь это решение может быть принято только после одобрения субъектов Российской Федерации. Вот это действительно мудрый подход! Только так можно строить крепкое объединенное союзное государство, но никак не путем каких-то сепаратных переговоров, договоренностей между президентами, даже думцами.
Светлана: Благодарю Вас, Николай Васильевич! Время наше истекло. Вы слушали Президента Чувашской Республики Николая Федорова, бывшего министра юстиции Российской Федерации. Всего доброго!