Аудио: анонс - 00:25, 73 kB
1: 24:20, 4 278 kB, Сочи и Олимпиада; социальный аспект бюджета; трансферты; выборы и партии;
2: 27:09, 4 471 kB, дороги; налоги; банковские кредиты; внешний долг; акцизные марки; контроль за расходами.
Светлана: Здравствуйте. В эфире программа «В круге света». У микрофона Светлана Сорокина. Мой сегодняшний собеседник только что вернулся из Сочи, но отдохнувшим не выглядит, потому что даже в Сочи ездил по дело и всего, по-моему, на один день. А сегодня, в субботу, опять на работе в доме правительства. Я представляю вам вице-премьера российского правительства Александра Жукова. Здравствуйте, Александр Дмитриевич.
Жуков: Добрый день.
Светлана: Я посмотрела, что вы вчера аж из костюма темного не вылезали по жаре в Сочи.
Жуков: Да, но такая доля у чиновника, к сожалению.
Светлана: А вот губернатор Ткачев был легко одет. Это уже другая видимо, категория чиновника, да?
Жуков: Может быть.
Светлана: Ну вот знаете, у меня и в Интернете на этот счет вопросы есть. Неужели вы действительно считаете, что Сочи может выиграть в этом конкурсе и стать местом проведения олимпиады в 14-м году?
Жуков: Я действительно так считаю. А сейчас уже так считаю не только я, но и Международный олимпийский комитет.
Светлана: Но мы всего лишь в тройку вошли претендентов.
Жуков: Да, вообще-то было 7 претендентов, 7 городов заявились в прошлом году. Кстати, Сочи был последним городом, кто в самый последний момент подал эту заявку, потому что действительно у нас бытует такое представление, что Сочи - летний курорт, и только так мы его воспринимаем. Хотя на самом деле буквально в получасе езды от пляжей горы, где можно проводить любые соревнования.
Светлана: Но там же еще начать и кончить. Нужно кучу всего строить, спортивных сооружений. Что мы реально успеем предъявить комиссии?
Жуков: В этом и недостаток большой в Сочи, с другой стороны - очень большое преимущество. Потому что олимпийский комитет понимает, что на карте мира может появиться новая точка, причем очень серьезный центр развития зимних видов спорта. И кстати, в России, к сожалению, после распада Советского Союза таких точек не осталось, они все ушли в страны СНГ. У нас фактически на сегодняшний день нет ни одного серьезного центра подготовки олимпийцев. Но кроме этого Сочи и должен стать курортом для массового зимнего отдыха россиян. И для этого есть все абсолютно условия. И после того, как мы подали свою заявку, она достаточно подробная, и ясно сказано, какие объекты будут построены по всем олимпийским видам спорта, как будут устроены олимпийские деревни, какие гостиницы будут построены, дороги, аэропорт, энергетическая система. То есть это очень серьезная комплексная программа, которая на предварительной заявке, можно сказать, победила.
Светлана: А деньги? Это же колоссальные деньги.
Жуков: Да, это очень большие деньги. Для того, чтобы реализовать идею, сделать Сочи действительно горно-климатическим курортом и провести там олимпийские игры, правительство приняло там специальную федеральную целевую программу. Это инвестиции более 300 миллиардов рублей частично из бюджета, частично за счет частных инвесторов. За счет бюджета, естественно, будет финансироваться вся инфраструктура, а за счет частного бизнеса - это, конечно, строительство гостиниц, некоторых спортивных сооружений, горнолыжных трасс и т.д., то, что в дальнейшем будет окупаться. Но в целом это, конечно, проект, не только связанный с тем, что мы хотим провести олимпийские игры, хотя такая мечта у нас есть, и вообще странно, что в России, ведущей в мире, наверное, стране, по зимним видам спорта, ни разу не было зимних олимпийских игр. Это тоже, кстати, прекрасно понимают в олимпийском комитете, это тоже наше большое преимущество. Так вот, кроме олимпиады, это прежде всего, конечно, огромный экономический эффект в случае, если проект будет реализован. А экономический эффект от развития Сочи как туристического центра по итогам тех инвестиций, которые будут сделаны, количество туристов должно в 3 раза возрасти.
Светлана: А скажите, пожалуйста, Александр Дмитриевич, когда будет принято решение окончательное?
Жуков: Окончательное решение будет принято летом следующего года. В Гватемале будет сессия Международного олимпийского комитета, где уже из трех оставшихся городов.
Светлана: А кто еще претенденты?
Жуков: Наши главные конкуренты сейчас - это Зальцбург (австрийский город) и Пинчанг - это южнокорейский город.
Светлана: Но вот вопрос, даже если в будущем году не будет в нашу пользу принято решение, все равно будет продолжаться это строительство?
Жуков: Да, программа в двух вариантах сделана. Если будет олимпиада, то конечно, значительно больше спортивных объектов надо построить, если нет, то где-то половина примерно от того, что в случае олимпиады.
Светлана: Совершенно понятно, почему в правительстве именно вам дали наблюдать за этим процессом. По-моему, вы у нас один из самых спортивных членов правительства, во всяком случае, в футбол много лет играете, не знаю, какие еще виды спорта вами освоены.
Жуков: Вообще-то я президент Российской шахматной федерации.
Светлана: А, да-да. вы же еще шахматную федерацию возглавляете. Но в футбол, вот я знаю, вы играете. И сейчас идут увлекательнейшие соревнования в Германии. Я, которая не интересуется в принципе спортом и футболом, смотрю даже в ночи эти матчи, ужасно интересно. Вопрос. У меня нет команды, за которую я болею. Я просто смотрю сами матчи, мне нравится, интересно, драматургия. А у вас есть команда, за которую вы болеете?
Жуков: Вот если говорить о футболе в целом, то Чемпионат мира по футболу - это всегда для болельщиков футбола такое событие, которое невозможно пропустить. Я стараюсь почти все матчи смотреть до глубокой ночи. Мне некоторые команды нравятся. Конечно, я болею за наших.
Светлана: За Украину в данном случае, да?
Жуков: Ну, за Украину отчасти, может быть, за других команд. Украина, и нравится мне еще, как Аргентина играет в этом чемпионате, ну и немцы очень неплохо выглядят. Но в принципе, конечно, хочется смотреть красивый футбол, и это самое главное.
Светлана: И не так важно, за кого болеть. Но согласна. Кстати говоря, если говорить об Украине, еще ничего не понятно с заявлениями Тимошенко о пересмотре газовых соглашений?
Жуков: Ну пока тут ясности полной нет. Надо посмотреть, что конкретно она хочет (Тимошенко, украинская сторона) и после этого вести переговоры.
Светлана: Пока не беретесь серьезно?
Жуков: Пока я не берусь анализировать серьезно это заявление.
Светлана: Скажите мне, пожалуйста, Александр Дмитриевич, вот вы, напомню нашим радиослушателям, что вы курируете экономический блок, из таких серьезных событий последних буквально дней это было обсуждение бюджета 2007 в правительстве. И как было отмечено всеми, такое самое тихое спокойное обсуждение бюджета за все последнее время.
Жуков: Конечно, 2007-й год - год, когда очень сильно вырастают социальные расходы. Это особенность бюджета следующего года. Вы знаете о том, что мы в этом году начали реализовывать несколько национальных проектов. Это в первую очередь расходы на образование дополнительные, расходы на здравоохранение, на жилищное строительство, на развитие агропромышленного комплекса. Эти все проекты будут продолжены в 2007-м году, причем ассигнования, например на здравоохранение, вырастут почти на 70 % по сравнению с этим годом. Плюс к этим проектам добавляется еще один социальный проект - это решение демографической проблемы. И уже сейчас мы предусматриваем на 3 года дополнительные средства в бюджетах в общей сумме где-то примерно 100 миллиардов рублей, по 30 с лишним миллиардов каждый год будет выделяться на решение демографических проблем.
Светлана: Это в первую очередь что? Это в первую очередь пособия для тех, кто детей заводит?
Жуков: Здесь комплекс мероприятий, которые будут реализованы. Во-первых, это увеличение размера пособий по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет до 1,5 тысяч на первого ребенка и на второго и последующего до 3 тысяч рублей.
Светлана: В месяц?
Жуков: Да.
Светлана: До достижения какого возраста?
Жуков: До 1,5 лет. Это существенное увеличение по сравнению с тем, что сейчас. Второе, конечно, может быть даже главное - это предоставление базового материнского капитала при рождении второго ребенка - 250 тысяч рублей.
Светлана: Вот у многих ощущение, что это чуть ли не на руки выдается, но это ведь сертификат для конкретных целей, да?
Жуков: Здесь пока окончательно, как техника предоставления этого базового материнского капитала не определена. Это возможно и в виде права на приобретение квартиры, взносов при ипотеке, возможно, что это сертификат на обучение ребенка и т.д.
Светлана: То есть это не живые деньги, это некое вложение просто во что-то?
Жуков: Да.
Светлана: А вот скажите, пожалуйста, здесь действительно возникает масса вопросов. А если это речь идет об асоциальной семье, где и предыдущие дети в плохом состоянии, но рожают следующих и потом получают вот этот базовый капитал. И что? Как здесь адресность будет соблюдаться? Кому надо, а кому не надо? Или не соблюсти этот подход?
Жуков: Здесь это правило должно быть универсальным, оно должно касаться абсолютно всех. Другое дело, что демографический проект предусматривает, кстати, и помощь детям, которые находятся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, то есть предусматривается полная диспансеризация, улучшение всей этой системы. Кстати и для тех подростков, которые находятся в местах исполнения наказании, там тоже будет существенное улучшение их жизни. Кроме того, предусматривается, что будет увеличена стоимость родового сертификата. Сейчас с этого года мы ввели эти родовые сертификаты. В период беременности женщин выдаются деньги. Будет увеличена стоимость до 3 тысяч рублей. Это в дородовой период, а в период родов - до 7 тысяч рублей. Очень серьезная мера. Фактически женщины приходят с этим сертификатом, выбирая себе любой родильный дом, какой она хочет. И уже в этом году эта мера дает серьезные плюсы. Дальше предусматривается компенсация затрат родителей на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка на сумму, равную 20 % (имеются в виду в первую очередь детские сады), для второго - 50 %, для третьего - 70 % от среднего размера оплаты, которая берется с родителей за дошкольное учреждение. Вот, что касается детей, которые лишились попечения родителей в силу неправильного отношения к ним со стороны родителей и переданным на воспитание в семью другую. Единовременное пособие будет увеличено до 8 тысяч рублей на каждого ребенка. И будут увеличены ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна на сумму не менее 4 тысяч.
Светлана: Это опекунство как раз имеется в виду, да?
Жуков: Да.
Светлана: Александр Дмитриевич, я пока не забыла, спрошу. Мне кажется, одна из самых серьезных проблем, если иметь в виду именно воспитание государством детей, оказавшихся без попечения родителей, если иметь в виду выпускников тех же детских домов, то практически не работают государственные программы по адаптации выпускников детских домов. Этим чуть-чуть начинают заниматься некоторые благотворительные организации. А ведь колоссальная проблема, потому что люди, выходящие из детских домов, не приспособлены ни к чему из них колоссальное количество тут же уходит в места заключения, высок процент самоубийств. Они асоциальны. Вот есть ли какие-то программы адаптации огромного количества детей-сирот?
Жуков: Мы существенно больше сейчас финансируем развитие профессионально-технических училищ, то есть таких заведений, в которых они могут продолжить свое обучение научиться какой-то профессии, дальше найти себя в жизни. Это конечно серьезная проблема.
Светлана: Ой, как все это тяжело и сложно! Понятно, то есть еще вы не до конца определились вот с этим базовым материнским капиталом, каким образом его применять?
Жуков: Собственно говоря, ближайшие 3 года эти деньги не будут начисляться. Вот все остальные мероприятия, которые я перечислил, они уже с 2007-го года будут реализовываться. И как раз под них на трехлетку выделены те деньги, о которых я сказал.
Светлана: А вот этот капитал - это через 3 года?
Жуков: Это через 3 года, да. За это время мы должны четко определиться, каким образом он будет реализован. Так вот, возвращаясь к бюджету, хочу сказать, что кроме такой его достаточно очевидной социальной направленности, связанной с реализацией всех этих социальных программ, кроме того, что будет продолжено повышение заработной платы бюджетникам, мы предполагаем, что в 2007-м году с 1-го сентября еще на 15 % будет повышена заработная плата работников бюджетной сферы.
Светлана: В 2007-м с сентября?
Жуков: Да. На 15 %. Кроме того, в 2007-м году с 1-го января - на 10 %, а с 1-го ноября - еще на 15 % будет повышено денежное довольствие военнослужащим и приравненным к ним лицам.
Светлана: А пенсии?
Жуков: По пенсиям. Здесь у нас два направления. Во-первых, увеличение размера пенсий в 2007-м году более, чем на 20 %. Это для всех категорий. В общей сложности - на 20 %. При том, что мы планируем, прогнозируем инфляцию не более 8 %, получится, что…
Светлана: Я сейчас получится 9 % выдержать в этом году?
Жуков: В этом году, я думаю, что получится, а 8 мы прогнозируем на следующий год - на 2007-й. А пенсии предлагается увеличить на 20 %. То есть это на 12 % реальной просто пенсии. Кроме того в следующем году и в 2008-м мы должны реализовать задачи, поставленные президентом в послании, который говорит, что вообще в России ни одна пенсия не должна быть ниже прожиточного уровня пенсионера. Это означает, что мы должны так называемые социальные пенсии существенно увеличить также в следующем году, довести их до прожиточного минимума. Стипендии студентам будут увеличены с 1-го сентября 2007-го года в 1,5 раза. То есть с этого учебного года, который начнется в сентябре следующего года. То есть все эти меры социальной политики, естественно, дают существенное увеличение расходов бюджета на следующий год. Они в целом (расходы бюджета) вырастут с 4,3 триллиона до 5,3, то есть на триллион рублей увеличатся расходы бюджета.
Светлана: А какая цена на нефть заложена в будущем бюджете?
Жуков: У нас прогноз такой на последующие годы по цене на нефть. Если вы этом году мы прогнозируем, что средняя цена на нефть 62 доллара за баррель, мы предполагаем, что она будет снижаться в последующие годы, но не очень быстрыми темпами. В 2007-м 58 прогнозируем, потом - 53, 2009-й - 48 долларов за баррель. Это означает, что тот самый стабилизационный фонд будет накапливаться, но более низкими темпами, чем это происходит сейчас. Но на расходах бюджета и на проведении всех тех социальных мер, это никак не сказывается.
Светлана: Так а вы 58 долларов за баррель заложили в бюджет... такую стоимость?
Жуков: Да. Исходя из такой стоимости, рассчитывали на сегодняшний день бюджет.
Светлана: Понятно. Я посмотрела, что в принципе сохраняется вот эта история трансфертов бедным регионам. Потому что у нас действительно огромная разница в уровне жизни и в экономическом положении в самых разных регионах, где-то читала, что аж до 15 раз бывает расхождение уровня жизни. Так вот, есть трансферты бедным регионам. Но есть и понимание того, что трансферты в каком-то смысле тормозят и экономическое развитие этих регионов, и трудовую миграцию, и саму способность региональных властей что-то предпринимать и делать. Вот это вот развращающее действие трансфертов нельзя не учитывать. Как вы вообще относитесь к сегодняшним этим межбюджетным отношениям и к системе трансфертов?
Жуков: Вы знаете, это очень сложная, тяжелая проблема для России и, кстати, не только для России - для многих стран с федеративным устройством. С одной стороны, мы обязаны обеспечить более-менее одинаковые стандарты жизни на всей территории нашей страны, и не может быть такого, чтобы в одном регионе врач получал в 10 раз меньше другого из-за того, что в этом регионе нет полезных ископаемых или нет крупных предприятий, которые дают в налоговую доходную базу для бюджета этого региона. Поэтому мы, конечно, обязаны перераспределять средства и помогать тем регионам, которые в силу объективных причин не могут обеспечить достаточный социальный уровень жизни людям, которые там живут. И так делают все страны. По-другому здесь невозможно. Другой вопрос, что получается, что тех, кто лучше работает, те регионы, мы наказываем, отнимаем у них больше средств, а тех, кто плохо работает, они за счет других регионов живут. Это мы прекрасно понимаем. И сейчас происходят достаточно серьезные изменения в этой политике поддержки регионов. Мы начинаем не просто констатировать тот факт, что у кого-то не хватает денег, мы смотрим динамику - а как, собственно говоря, они идут. Да, у них может не хватать, но они постепенно улучшают положение, создают больше рабочих место у себя, развивают малый бизнес и т.д. Вот тем, кто предпринимает все усилия для того, чтобы постепенно вылезать из этой ямы, мы будем давать дополнительную премию.
Светлана: Как премия именно, да?
Жуков: Да. То есть будут введены специальные коэффициенты, которые, наоборот, увеличат им поддержку. А те, кто действуют совершенно другим образом, ничего у себя не делают, надеются только на то, что им будут дополнительно давать деньги, им такой премии не будет, может быть даже наоборот, будут дестимулирующие меры. Вот и эта идея заложена в бюджетном послании президента, мы ее будем реализовывать. И сейчас разработана система оценки эффективности использования бюджетных средств и на федеральном уровне для министерств. Официальная система показателей разработана, и такая же система сделана для регионов. Мы, используя эту систему показателей, будем оценивать деятельность регионов и принимать решения о дополнительной поддержке или не-поддержке.
Светлана: А каким образом на бюджет 2007-го года повлияют выборы наши, то, что мы втягиваемся уже плотно в выборы, начинается работа в этом отношении. Кстати говоря, президент не случайно попросил и будущий бюджет уже побыстрее начать делать, потому что выборы будут отвлекать. Вот чего будет стоить - в широком смысле - будущая выборная ситуация?
Жуков: Что касается бюджета 2007-го года, то пока еще выборы не оказывают такого серьезного воздействия, хотя в любом случае, конечно, бюджет, который попадает в думу, потом в Совет Федерации, на него сильное воздействия оказывают и регионы, и депутаты, которые представляют те или иные регионы, и каждый забоится о своем, пытается профинансировать какие-то программы, объекты, касающиеся своего региона.
Светлана: О чем можно будет потом рассказать избирателям.
Жуков: Да. Это все есть, но сейчас, на мой взгляд, процесс существенно упорядочился по сравнению с прошлыми годами, когда просто каждый депутат хотел вставить своей объект туда. Сейчас все-таки с усилением роли партий это все принимает более цивилизованные формы. Я думаю, что мы, в отличие от прошлых лет, начиная с прошлого года, в этом году тоже начинаем консультации с думскими фракциями задолго до того, как бюджет утверждается в правительстве, имеем возможность учесть... объяснить, во-первых, те приоритеты, которые закладывает правительство, убедить депутатов в том, что это правильно, и что они будут это поддерживать и с другой стороны, учесть их пожелания, но пожелания, не касающиеся каких-то таких точечных локальных интересов, а интересов страны в целом. Поэтому думаю, что в этом году нам удастся...
Светлана: А вот собственно на выборы - большие средства в бюджете будут заложены?
Жуков: Собственно на выборы они достаточно стандартные. Это деньги, связанные с финансированием работы центральной избирательной комиссии, окружных комиссий. Но сейчас, вы же знаете, мы постарались в один день проводить как можно больше выборов, чтобы сократить расходы на их проведение. Потому что если все время в разные дни, да еще часто получается, что региональные выборы не состоятся из-за неявки достаточного количества людей на выборы, а сейчас мы этого стараемся избегать, таким образом экономим на проведении.
Светлана: А вот отстроенная вертикаль власти, отсутствие выборов губернаторов - это существенно экономит средства?
Жуков: Конечно. На выборы губернаторов очень много денег тратилось.
Светлана: Может, и мэров тоже все-таки, как многие говорят?
Жуков: Я думаю, что нам совершенно не нужно отменять выборы местного самоуправления, мэров городов. Это власть, которая работает на месте, люди должны знать, с кого они спрашивают, кого они выбирают на месте, поэтому я думаю, это было бы совершенно неправильно отменять выборы глав муниципальных…
Светлана: А к отмене мажоритарки вы нормально отнеслись? Вы же в своё время именно как депутат единоличный шли на выборы неоднократно.
Жуков: Вопрос достаточно непростой. То, что мы стремимся создать полноценную партийную систему, это правильно. Это путь, по которому все страны мира идут, и парламент должен быть партийным.
Светлана: Опять кособоко получается. Но не однопартийным, согласитесь.
Жуков: Не однопартийным, конечно.
Светлана: А у нас пока абсолютно декоративное присутствие остальных на фоне большого дела.
Жуков: Вы знаете, это вопрос политических партий. Они должны активно работать и стараться, чтобы они были заметны. Но то, что парламент будет четко структурирован и не будет блокироваться по ситуации, как раньше было, когда депутат (я не хочу здесь плохо говорить о депутатах, сам много лет был), но по обстоятельствам присоединяется к тому или иному решению, на мой взгляд, это все-таки не совсем правильно. Партия должна иметь четкую программу, заявленную линию - и ее придерживаться. И если депутат является членом партии, он должен участвовать в выработке этого решения внутри партии, а потом уже этого решения придерживаться. Это абсолютно нормальная система. Что касается выборов 2008-го года, конечно же, осенью 2007-го все будут заняты предвыборной кампанией. В этом смысле президент абсолютно правильно сказал, что бюджет нужно принимать раньше, потому что все разъедутся по регионам, будут агитировать каждый за свою партию уже в данном случае. А дело может встать, поэтому постараемся, конечно, как можно быстрее в следующем году представить бюджет в Государственную думу и постараться его провести до начала предвыборной кампании.
Светлана: Напоминаю, что разговариваем мы с Александром Жуковым, вице-премьером российского правительства, курирующим экономический блок, а также, по-моему, законотворческую координацию. И сразу послед новостей середины часа мы продолжим.
Новости
Светлана: Итак, это программа «В круге света». Мы продолжаем наш разговор с вице-премьером российского правительства Александром Дмитриевичем Жуковым. Были какие-то претензии у Фрадкова, у других членов правительства, у Медведева, кто там ратовал за что?
Жуков: Я могу сказать, что пока на этом этапе, на сегодняшнем - это только первое чтение бюджета в правительстве, мы его еще окончательно его не утвердили. Через месяц Министерство финансов будет его дорабатывать. И есть еще целый ряд нерешенных вопросов. В частности, это расходы на инвестиции. Вообще-то и в бюджете следующего года, и трех последующих лет мы существенно увеличим расходы не только социальные, но и расходы на инвестиции, потому что хотим ускорить темпы экономического роста. О чем в первую очередь идет речь? Об увеличении расходов на развитие инфраструктуры. Уже принято решение о существенном увеличении дотаций на строительство дорог. Здесь 35 миллиардов рублей дополнительно будет дано регионам на помощь в строительстве региональных дорог, будут реализовываться программы, связанные с привлечением частных инвестиций, строительством платных дорог.
Светлана: Я знаю, что вы ратуете за платные дороги.
Жуков: Конечно. Это во всем мире очень существенная возможность привлечь деньги частных инвесторов. В Китае, например, огромная сеть дорог была построена за счет честных инвестиций. И сейчас у нас есть уже несколько вполне реальных проектов, связанных со строительством дороги Москва - Санкт-Петербург, и по Минскому шоссе, и мы хотим завершить наконец строительство дороги Чита - Хабаровск. Это фактически последний кусок, который связывает Москву и Владивосток, дорога через всю страну. Существенно будут увеличены государственные дотации на развитие электроэнергетики, дотации железной дороге. Мы должны уходить от перекрестного субсидирования так называемого, когда за счет грузовых перевозок дотируются и продолжают оставаться абсолютно убыточными пассажирские перевозки в первую очередь в поездах дальнего следования. Сделать это можно, конечно, за счет увеличения стоимости билетов и переложить это на граждан, но это, на мой взгляд, совершенно неправильный путь. Поэтому мы будем давать дотации железной дороге на пассажирские перевозки, и таким образом сдерживать увеличение роста стоимости билетов.
Светлана: Для многих и сейчас по сравнению с доходами это огромные деньги, конечно.
Жуков: Для того чтобы улучшить экономику железной дороги, дать возможность строительства новых железных дорог, модернизировать ту сеть, которая есть, электрификацию сделать там, где ее еще нет, будут выделяться средства из бюджета. Дальше предполагается, и пока этого нет в бюджете, но нужно найти эти деньги на так называемый венчурный фонд. У нас очень много хороших научных разработок, но внедрение научных разработок - это вещь рискованная во всем мире. А для этого государство создает так называемые венчурные фонды, когда за счет государственных средств даются стартовые деньги на реализацию какого-то научного открытия. И в этом случае частный бизнес с удовольствием идет в такой проект, а так он не готов рисковать своими деньгами. Сейчас мы доделываем программу развития нанотехнологий - тоже это надо будет учесть при доработке бюджета. Это и космическая программа, на которую существенно увеличивается финансирование, программа глобальной навигационной системы ГЛОНАС, которая позволит нам внедрить то, что мы на Западе видим, что можно определить в каждый момент времени, в какой точке ты находишься, в том числе автомобиль, например, и т.д. То есть еще не все решено в бюджете, связанное с точками экономического роста, я думаю, через месяц мы сможем это всё решить.
Светлана: То есть госрасходов огромное количество? И вопрос. Наверняка нужно все равно увеличить как-то собираемость налогов тех же, поступления в бюджет должны расти. Много сейчас говорится о том, что вроде бы снова плоская шкала налогообложения для физических лиц может быть отменена и введена снова прогрессивная, это правда?
Жуков: Здесь средства массовой информации ссылались на высказывание в Санкт-Петербурге во время форума Грефа и Кудрина. На самом деле они... я был там, они ничего подобного не говорили и введение плоской шкалы, этой 13-процентной как раз за последние годы привело к тому, что подоходный налог, который собирается, его сборы растут темпами, значительно более высокими, чем все остальные налоги. Фактически из тени начала выходить заработная плата, люди готовы платить этот налог, поэтому результаты, которые мы получили, очень положительные, и отказываться от этого в ближайшее время мы не собираемся.
Светлана: А со временем?
Жуков: Посмотрим, как будут развиваться события. Но я хочу сказать, что в других странах как раз люди стремятся к тому же: уйти от прогрессивной шкалы и прийти к плоской. И в этом смысле Россия приводится как пример удачно проведенной налоговой реформы. Зачем же нам идти в обратном направлении?
Светлана: То есть в этом правительстве на ближайшее время планов по возвращению к прогрессивной шкале нет, не существует?
Жуков: Нет.
Светлана: Ну, замечательно. Еще о чём хотела спросить, кстати, вы Кудрина упомянули, такой маленький шаг в сторону. В тех же средствах массовой информации активно обсуждается, что он в начале июля вызван на допрос в Мосгорпрокуратуру - свидетелем по поводу разглашения гостайны одним из его сотрудников. Что-то по этому поводу можете сказать?
Жуков: Нашим министрам и чиновникам приходится принимать участие в огромном количестве судебных разбирательств, когда кто-то судится против правительства или вот по таким делам. Здесь нет ничего какого-то необычного и сверхъестественного.
Светлана: Скажите, а у вас есть служба какой-то собственной безопасности? Потому что обладание информацией на государственном уровне - это большие деньги, и некоторые недобросовестные сотрудники, которые не так уж много получают в стенах госучреждений, запросто могут и делают это, приторговывают этой информацией. Вот есть какие-то средства борьбы с этим процессом?
Жуков: Первое средство борьбы - это кодекс чести чиновника, у нас есть закон о государственной гражданской службе. Очевидно, что чиновник не может и не должен использовать инсайдерскую информацию в собственных интересах, это уголовно наказуемое деяние. И конечно, за этим следят и органы госбезопасности, и Федеральная служба безопасности. Но конечно, в первую очередь это дело чести и морали самого чиновника.
Светлана: Скажите, пожалуйста, Александр Дмитриевич, а уровень коррупции, как вы считаете, в том же правительстве сейчас на каком уровне, извините за тавтологию?
Жуков: В целом уровень коррупции в России по-прежнему остаётся очень высоким. Это на всех уровнях. Но я бы даже сказал, он значительно выше на более низких уровнях, чем в правительстве.
Светлана: И еще очень коротко, если можно. Опять же по мнению некоторых наблюдателей вот это решение совета директоров ЦБРФ (Центрального банка) о снижении ставки рефинансирования на полпроцента до 11,5 (самый низкий уровень с 92-го года) - вроде как хорошее дело. Практически кредитование банков, понижают ставку для кредитования банков. И почему-то возникла тема, что это очень невыгодно рядовым вкладчикам, которых тоже банки понизят ставки по их вкладам. Это так или нет, как вы считаете?
Жуков: Снижение ставки рефинансирования Центрального банка, то есть стоимость денег для банков, которые могут взять эти средства у Центрального банка - это следствие снижения темпов инфляции. И вообще каждому человеку в стране выгодно, если цены растут медленнее, и очевидно, что это все остальные недостатки перекрывает. Это любой человек в стране чувствует. И понятно, что если банки могут более дешевые средства привлекать и эти средства давать и, кстати сказать, не только предприятиям на развитие, но и людям, у нас сейчас очень сильно развивается кредитование граждан, в том числе потребительский кредит, ипотечное кредитование, если люди могут дешевле брать эти кредиты, то это очень хорошо. Что касается тех денег, которые лежат не депозитах, то как они были положены, так люди по ним и будут получать проценты, по новым конечно. Может быть некоторое снижение, но это, как я уже говорил, общий результат процесса снижения роста цен в России.
Светлана: Будет ли дальше проводиться политика укрепления рубля, или он сейчас на том уровне, что лучше дальше не укреплять? Вот это отношение доллар - рубль, евро… что здесь?
Жуков: Мы такой политики укрепления рубля не проводим. Рубль укрепляется в силу того, что наш экспорт, наша выручка от экспорта намного больше импорта. Валюта приходит в страну из-за высоких цен не нефть, на газ, на металлы, и в силу этого рубль укрепляется. Мы, конечно, стремимся не допустить очень сильного укрепления курса рубля, потому что это подрывает конкурентоспособность наших предприятий. Но в то же время здесь Центральный банк проводит достаточно гибкую политику, и здесь нельзя говорить о том, что мы проводим укрепление рубля. Хотя по нашим оценкам, по прогнозу на следующие три года, отношение рубля к курсу доллара будет находиться от 26 до 27 рублей за доллар - в этом интервале будет колебаться рубль по отношению к доллару, здесь не будет существенных изменений.
Светлана: Александр Дмитриевич, а как вы относитесь к депутатской инициативе вообще изъять из обращения слово «доллар» и «евро»?
Жуков: Ну, знаете, эта инициатива связана с тем, чтобы укрепить...
Светлана: Любовь к родному рублю.
Жуков: ... авторитет рубля, способствовать его внедрению как мировой валюты и т.д. В этом смысле наши стремления правительстве и депутатов совпадают. Мы тоже хотим, чтобы рубль…
Светлана: Звучал гордо.
Жуков: Не просто звучал гордо, а стал в полном смысле свободно конвертируемой валютой. Мы сейчас уже все ограничения отменили и предпринимаем целый ряд действий для того, чтобы он реально стал востребованной в мире валютой. Например, мы начинаем торговлю на бирже нефтью, золотом в России. То есть если иностранец захочет купить нефть или золото в России, он должен купить рубли, и в этом смысле рубль становится таким же, как и доллар или фунт стерлингов, когда эти товары торгуются за границей. Но для того, чтобы сделать рубль вот такой по-настоящему свободно конвертируемой, уважаемой в мире валютой, запретом произнесения каких-то слов сделать невозможно. Это делается экономическими методами, с ростом, укреплением нашей экономики в целом этот процесс идет. А запрещать говорить эти слова применительно к нашей экономике, мне кажется, это не совсем правильно, потому что если мы говорим и сравниваем нашу экономику с экономиками других стран, мы же не можем делать это в рублях. Внутренний валовой продукт Соединенных Штатов Америки или, предположим, цена на нефть в Лондоне.
Светлана: Или, например, наш долг Парижскому клубу.
Жуков: Наш долг Парижскому клубу, наш объем золотовалютных резервов. Они на то и валютные резервы, что они в валюте. И целый ряд сравнений международных экономических, без которых не обойтись. Здесь не должно быть экстремизма. Нигде в мире таких запретов нет, и в разумных пределах экономистами и политиками такие сравнения должны делаться, и наказывать за это, на мой взгляд, просто неправильно.
Светлана: Я как раз упомянула о долге Парижскому клубу, который сейчас активно погашается, учитывая возможности, имеющиеся в России и о досрочном погашении. И вот сейчас появилась информация о том, что даже предложена премия в 1 миллиард, по-моему, примерно долларов как премия за досрочные погашения. И многие накинулись на предмет, а выгодно ли нам это, если мы еще и премиальные выплачиваем за досрочное погашение. Вот ваше отношение?
Жуков: Начнем с того, что это никакая не премия. Наш долг, просто чтобы вы себе представляли, что такое долг Парижскому клубу - это деньги, которые брало в долг советское правительство, когда не хватало денег на закупку продовольствия, оборудования и т.д. Поскольку без этих долгов обойтись было нельзя, нам в то время иностранные кредиторы выкручивали руки и давали деньги в долг под очень высокие проценты.
Светлана: Кстати, тогда тоже было связано с обрушением цен на нефть. И после этого понеслись эти долги для того, чтобы как-то прожить.
Жуков: Да, у нас были огромные расходы бюджета, дефицитный бюджет. И мы на долговой игле сидели. И поэтому те условия, на которых давались эти деньги, крайне невыгодны для России. Некоторые под 10% брали, под восемь, семь процентов. Сейчас, скажем, Россия может брать эти деньги на намного более выгодных условиях. Поэтому продолжать платить такие высокие проценты за эти долги на протяжении 20 последующих лет даже если мы сейчас не отдали бы этот долг, а платили бы по оригинальному графику, мы еще 7,7 миллиарда долларов на эти 21,3, которые мы сейчас собираемся отдавать, должны были бы еще 7,7 миллиарда долларов только процентов заплатить. Причем, вот смотрите, даже в 2007-м году 1,3 миллиарда долларов только процентов по этому долгу, а в следующем году (8-м) еще миллиард, потом еще миллиард. За только три следующих года около 4 миллиардов долларов процентов на этот долг.
Светлана: Но тогда возникает вопрос, тому же Парижскому клубу невыгодно, чтобы мы раньше покрыли, да?
Жуков: Сейчас, минуточку. Речь идет не о какой не о премии. У нас часть вот этого 21-миллиардного долга Парижскому клубу - это деньги, взятые на более-менее нормальных рыночных условиях, вот мы их выплачиваем по номиналу без какой-либо надбавки. Другая часть долга, примерно половина - это деньги, взятые под очень высокие фиксированные проценты. Они, эти долги, имеют свою рыночную стоимость. Вот известно, сколько этот долг стоит на рынке. Он стоит больше 100%, потому что по нему очень высокие проценты выплачиваются. Вот мы за него платим рыночную стоимость, столько, сколько он стоит. Естественно, что наши кредиторы на меньшее не согласны. Говорят, не хотите, платите высокие проценты - пожалуйста, но по номиналу мы не согласны.
Светлана: Им действительно не выгодно. Они могут гораздо больше в течение нескольких лет получить.
Жуков: Но нам удалось добиться, Министерству финансов, в ходе этих переговоров, что еще 15% от этой вот стоимости с фиксированными процентами будет также платиться по номиналу. Это выгодно для России. А в целом же в результате этой операции во-первых, мы действительно по основному долгу на миллиард больше платим, не 21,3, а 22,3, при этом экономя процентов 7,7 миллиарда, а так называемая приведенная стоимость... Но ведь если мы не платим сейчас эти деньги, мы их размешаем на депозитах, предположим те 22 миллиарда и на них получаем проценты. Но проценты, которые мы можем получить, они меньше, чем те проценты, которые мы должны заплатить. Так вот выгода для страны по экономии по приведенной стоимости больше 2 миллиардов долларов в целом. По-моему, 2,4 или 2,6 миллиарда долларов мы в целом от этой операции выигрываем. Поэтому, на мой взгляд, это абсолютно…
Светлана: Эти премиальные оправданы. Но скажите мне, пожалуйста, уже приняли эти условия в Парижском клубе или нет?
Жуков: Пока есть только предварительная договоренность. Мы рассмотрели этот вопрос на правительстве, правительство в принципе одобрило такой подход. Теперь вопрос переговорщиков добиться еще более выгодных условий с каждой конкретной стороной, потому что Парижский клуб, туда входит большое количество стран, и с каждой надо договориться. Долг выражен каждой страной в своей отдельной валюте. Это сложнейшая формула вычисления этой приведенной стоимости долга, рыночной стоимости долга. Здесь в течение месяца…
Светлана: Преклоняюсь перед экономистами: столько всего в голове, столько всего переваривают и пере... Но у меня такое ощущение, может потому что вы всю жизнь этим занимаетесь, мне кажется, вы прямо с удовольствием купаетесь во всех этих цифрах, дебетах, кредитах, приведенных и т.д. Не надоело заниматься экономикой?
Жуков: У каждого человека своя профессия. Если он этим занимается с отвращением, то лучше этим не заниматься.
Светлана: Александр Дмитриевич, есть еще одна больная тема, или так скажем: не больная - скандальная. Это ближайшее размещение «Роснефтью» в Англии своих акций. И известны претензии «ЮКОСа», который считает, что «Юганскнефтегаз» был неправедно отобран у компании, и призывают они англичан, соответствующие финансовые управления отреагировать адекватно на попытку размещения акций «Роснефти». Скажите, пожалуйста, вот как вы себе представляете, возможным там осложнения для «Роснефти» и для России?
Жуков: Есть на этот счет судебное разбирательство в судах, поэтому это решения судов, какие они будут. «Роснефть» собирается эти все суды выиграть, и здесь проблем никаких не видит.
Светлана: То есть вы считаете, что размещение акций пройдет без проблем, или возможны демарши?
Жуков: Само по себе размещение акций - оно с этим как связано?
Светлана: Протесты…
Жуков: Но решения-то принимают инвесторы. Инвесторы с учетом всех рисков: и экономических, и политических - оценивая стоимость той или иной компании при первичном размещении, новой эмиссии акций, они покупают их, и цена на них определяется с учетом всех рисков, которые есть. Поэтому уверяю вас, что инвесторы лучше, чем кто бы то ни было, просчитывают эти риски.
Светлана: Александр Дмитриевич, еще одна такая тема серьезная - это вот эта перемаркировка алкоголя, которая, вроде как сроки перенесли на декабрь теперь для того, чтобы весь алкоголь был перемаркирован, но с другой стороны, это колоссальная работа, как всегда, не успели напечатать во время эти самые акцизные марки, сколько у нас алкоголя в стране, даже трудно себе представить. И многие считают, что и новые перенесенные сроки не реальны. Сейчас даже многие торговые точки, пытаясь избавиться от имеющегося на данный момент алкоголя, даже снижают цены, пытаются распродать побыстрее. Почему опять штурмовщина такая?
Жуков: Первое, что я хотел сказать, никакие сроки не перенесены.
Светлана: На 26-е декабря, по-моему.
Жуков: Начиная с 1-го июля в нашей стране будет ходить алкоголь только с новыми акцизными марками. И об этом известно уже с прошлого года. И для импортеров алкоголя срок был - 1-е апреля, когда они уже имели возможность приобрести новые марки, наклеивать их и т.д. Да, действительно, реально там многие до мая не могли получить в достаточном количестве марки. Сейчас все обеспечены новыми акцизными марками: и российские производители алкоголя, и иностранные. Поэтому действительно есть некоторые проблемы, связанные с тем, что не все успели реализовать алкоголь со старыми акцизными марками. Здесь для импортеров предложен порядок перемаркировки этой продукции. Да, не всегда, наверное, удастся, если это торговля или из ресторанов перемаркировать, отвезти импортеру эту продукцию. Здесь есть определенная проблема... тем не менее они, на мой взгляд, не носят такого глобального характера. А что касается самой идеи пермаркировки, у нас огромное количество алкоголя было со старыми акцизными марками, контрабандного, контрафактного, отвратительного качества. Огромное количество отравлений людей этим некачественным алкоголем. Новая система и новая акцизные марки предусматривают, что можно проследить историю каждой бутылки от момента ее производства, где она произведена, из какого спирта она произведена, как она попала на прилавок. Эта система дает возможность существенно улучшить контроль за производством, распространением алкоголя.
Светлана: Скажите мне, пожалуйста, вот еще, кстати говоря, забыла спросить, а правда ли, что правительство выступает за возвращение механизмов контроля за расходами физических лиц?
Жуков: Сейчас правительство представило в Государственную думу проект закона, который... так называемая амнистия налоговая для физических лиц. Хотя это не амнистия, это по сути просто возможность для людей без указания источников доходов их задекларировать за все предыдущие годы, заплатить 13%, поскольку, ну, чего греха таить, очевидно, что многие не платили налоги, им сейчас дается возможность, по существу, легализовать эти деньги, заплатив 13%.
Светлана: Это когда, кстати говоря, начнет действовать?
Жуков: Как... как закон будет принят.
Светлана: А когда вы ожидаете принятия закона по амнистии?
Жуков: В первом чтении уже сейчас на весенней сессии, осенью, а думаю, что…
Светлана: То есть вполне возможно, что с 1-го января уже будет налоговая амнистия действовать, да?
Жуков: Да. Дав такую возможность людям фактически легализовать эти доходы, мы вправе в дальнейшем спросить человека, у которого заработная плата очень низкая, а расходы огромные, особенно если он государственный чиновник, спросить, а откуда, собственно говоря, вы взяли деньги для того, чтобы построить роскошный дом или на какие-то другие расходы.
Светлана: Но ведь вы помните, Александр Дмитриевич, что попытка такого финансового мониторинга она же была, и она не была успешной, ничего такого на-гора не выдали по этим наблюдениям.
Жуков: Она не была успешной по очень простой причине. Та налоговая система, которая у нас действовала: огромные налоги, ставки налогов - очевидно заплатить все было невозможно. И все прекрасно понимали, что люди уходят, не платят, в черную получают заработную плату и т.д. И как бы с этим государство мирилось в силу общей экономической ситуации.
Светлана: Ну и, типа, все такие?
Жуков: Я думаю, что эти времена прошли. Во-первых, мы очень снизили налоги, их можно платить, они ниже, чем в среднем в Европе, налоги, абсолютно разумные, резонные, это все признают, иностранцы в том числе. У нас сейчас значительно более четкие налоговые правила, поэтому нужно приходить к нормальной системе и легализовать все свои доходы и, как говорится, спать спокойно.
Светлана: Скажите, пожалуйста, а когда возможно введение снова наблюдения за расходами граждан?
Жуков: Посмотрим.
Светлана: Это уже после амнистии? Надо пережить какие-то результаты...
Жуков: Сначала, да, нужно посмотреть, как пройдет легализация, какое это даст экономический эффект, сколько людей пойдет на то, чтобы легализовать свои доходы, дальше будем смотреть.
Светлана: То есть это не ближайшего года перспектива, да? Самое последнее, что хотела спросить. Действительно, мы говорили, что 7-й, 8-й год - это уже выборные страсти. Перемены, новые, наверное, президент, другой парламент, и наверное, смена кабинета. Вот у меня-то, правда, ощущение, что такая, извините, рабочая лошадь, как вы, запросто может остаться и в будущем правительстве, но если все-таки будут перемены, и вы не останетесь по каким-то причинам в новом правительстве, вы как себе свою будущую жизнь представляете? Вам только что 50 лет исполнилось. Еще столько работать, столько действовать... Вы в думу можете вернуться, например?
Жуков: Конечно, а почему нет. Я, в общем-то, практически всю жизнь на государственной службе в том или ином качестве, много лет работал, и депутатом был, сейчас в правительстве. Не знаю, заниматься бизнесом у меня, честно говоря, большого желания нет. Думаю, скорее всего государственная служба.
Светлана: Благодарю вас. Мы разговаривали с Александром Жуковым, вице-премьером российского правительства. Это была программа «В круге света», встретимся через неделю. Спасибо, Александр Дмитриевич.