Реклама
Ассортимент товаров фотограф услуги Казань

на главную # страница программы # январь, февраль, март 2004 # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта


«Основной инстинкт» 2004.02.13.

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ
(название по анонсу – «Аншлаг автогражданки»).
Выпуск был записан 5 февраля 2004, но из-за теракта в московском метро 6 февраля снят с эфира и показан лишь спустя неделю. А 6 февраля ОИ не было вовсе - подготовленный экстренный выпуск по следам теракта в метро руководство 1-го канала выпускать в эфир побоялось.

Прошедшие парламентские выборы не избавили нас с вами от принятия очень не популярного закона об автогражданке. На днях депутаты должны заслушать представителя правительства о планах по пересмотру страховых тарифов.

Светлана: Здравствуйте. В эфире программа "Основной инстинкт". Прошедшие в конце прошлого года парламентские выборы не избавили нас с вами от принятия очень не популярного закона об автогражданке. Не случайно в самом начале своей работы Государственная дума уже нового состава вынуждена была вернуться к разговору об этом законе. Уж очень он оказался сырой, как показала практика. И, может быть, автовладельцам на этот раз повезет, ведь впереди теперь президентские выборы, а сам президент сказал, что автогражданка должна стать более доступной для граждан России. Итак, сегодняшнюю программу я назвала "Правила движения" и сейчас представлю вам людей, сидящих в первом ряду. Итак, Николай Михайлович Харитонов, депутат Государственной думы, а теперь и зарегистрированный кандидат в президенты. Здравствуйте, Николай Михайлович.

Харитонов: Здравствуйте.

Светлана: Сидите, сидите. Депутат Государственной думы Виктор Похмелкин. Виктор Валерьевич, не удалось отстоять права водителей? Дали в обиду?

Похмелкин: К сожалению, водители тем, что не пошли на выборы и проголосовали за те партии, которые навязали сегодня автогражданку, сами дали себя в обиду.

Светлана: Понятно. Далее депутат Государственной думы, тоже вам хорошо знакомый Алексей Митрофанов. Полковник милиции, начальник отдела методического обеспечения административной профилактики и дознания Главного управления ГИБДД МВД Российской Федерации Владимир Кузин, здравствуйте.

Кузин: Здравствуйте.

Светлана: Заместитель министра финансов Российской Федерации Михаил Моторин. Здравствуйте, Михаил Альбертович. Генеральный директор страховой компании - куда же без страховщиков, - Сергей Саркисов. Здравствуйте, Сергей Эдуардович. Актер, кинорежиссер, а главное, автомобилист со стажем Иван Дыховичный. И, наконец, автовладелец, который уже даже имеет опыт судебного разбирательства по интересующему нас вопросу, Алексей Королев. Здравствуйте, Алексей Геннадьевич. Прежде чем мы начнем наш разговор, я хочу попросить вас всех проголосовать. Несмотря на то, что, наверное, не каждый из вас сегодня за рулем, все-таки, думаю, какое-то представление о сути нашего разговора, об автогражданке, вы все же имеете. Итак, пожалуйста, вот сейчас, в начале разговора скажите мне, как вы лично считаете, закон об автогражданке в его нынешнем виде скорее полезен нашим автовладельцем или вредит им? Если считаете, что полезен, то левая кнопка, если все-таки считаете, что скорее вредит, то правая. Пожалуйста, голосуйте, и мы не медленно узнаем результаты. А я пока хочу напомнить вам, что у нас в стране около 33 миллионов автомашин, соответственно, десятки миллионов водителей, и, разумеется, за те месяцы, что уже входит в практику этот закон, каждый имеет свое мнение на этот счет. И каждый автовладелец уже выявил, что именно ему в жизни мешает, а не помогает. А что-то, может быть, и помогает. Я для того, чтобы не затягивать вступление, напомню всем вам, о чем, собственно, пойдет речь. И поэтом мы сейчас с вами посмотрим сюжет. Но перед этим результаты голосования. Итак, кто считает, что польза? Ух, ты! Польза - 55% собравшихся в зале гостей. А 45% считает, что вред. Так, а как проголосовал первый ряд? Итак - пополам поделились, да? Алексей Митрофанов, соответственно, сотрудник ГАИ, сотрудник Минфина и страховщик, что и требовалось доказать, все считают, что сплошная польза. Остальные считают, что это скорее все-таки вред. Итак, о чем же мы будем говорить и что выявили первые месяцы работы закона об обязательном автостраховании. Сюжет, который подготовил мой коллега Алексей Сонин. Пожалуйста.

Корр.: Шесть лет назад, когда в результате несчастного случая Игорь стал инвалидом, он думал, что жизнь кончена. Травма оказалась очень серьезной - ни больницы, ни реабилитационный центр изменить ничего не смогли. Приговор врачей - инвалидное кресло. Это значит потеря работы, привычного круга общения и, как итог - мучительное одиночество. Спасла Игоря машина - сейчас это не просто его ноги, это возможность чувствовать себя нормальным человеком. Игорь помнит, как известие о том, сколько ему нужно заплатить за страховой полис, повергло его в шок.

Корр.: Игорь, во сколько тебе обошелся полис гражданской ответственности?

Игорь Анохин, автовладелец, инвалид 1-й группы.: Значит, под четыре тысячи - три восемьсот.

Корр.: Это оказалась ощутимая трата?

Анохин: Для меня да. Потому что пенсия... это, практически, две мои пенсии. И если, в общем-то, не помощь родственников и друзей, то вряд ли бы я, наверное, потянул бы вообще.

Корр.: Об аварийном случае Игорь старается даже не думать. Со здоровыми ногами трудно выстоять все очереди в ГИБДД - наплыв на административные группы огромный. Без титров: Я трачу рабочее время, соответственно у меня это не рабочий день, он мне не оплачивается. Я теряю тысячу рублей в день вот сегодня. Без титров: Сначала группа разбора, две недели. Значит, затем неделя в страховой компании, тоже запись. И еще экспертиза будет назначена - я так думаю, еще недели две. Ну, в общей сложности там 2-3 месяца он лежит.

Корр.: Страховые компании все понимают. Но принципиально действуют строго по закону - без необходимых документов никаких выплат. Все суммы оговорены в законе и точка.

Андрей Шавелев, Руководитель пресс-службы Российского Союза Автостраховщиков: Какой полис, такая и выплата. У нас максимальная выплата 400 тысяч рублей по закону. Из них 160 тысяч приходится на железо, как мы его называем, да? То есть вот на мелкие автопроисшествия, и 240 тысяч по жизни и здоровью. В Германии, в качестве примера, максимальная выплата - 2 миллиона евро за дорожно-транспортное происшествие, но там и сумма страховки в тысячу евро. Готовы мы сегодня платить такие деньги?

Корр.: На самом деле подводных камней в обязательном страховании очень много. И если в вас взрезалась застрахованная машина, это вовсе не означает, что вы спокойно, без дополнительных трат почините свое авто. Первыми недоработки закона, который так торопились принять, ощутили на себе сотрудники ГИБДД. Из-за обязательного присутствия сотрудника при оформлении самой маленькой аварии, пробки на дорогах стали привычным явлением. Нагрузка на каждого инспектора ДПС возросла в 6 раз. МВД выступило с предложением - создать упрощенную схему регистрации незначительных ДТП, без присутствия инспектора. О том, что нагрузка возросла и на страховые компании, и на автовладельцев, как-то забыли. Никто не вспомнил ни про пенсионеров, ни про инвалидов. А ведь для многих полис обязательного страхования оказался неподъемным. И их машины стоят на приколе. Игорь пока не знает, как будет платить следующую страховку. От машины он не откажется ни за что.

Светлана: Общая схема того, с чем столкнулись в применении этого закона. Скажите, пожалуйста, может быть это в первую очередь к депутатам мое обращение, почему сейчас вот, в среду, Госдума была вынуждена снова говорить об этом законе. Почему?

Харитонов: А этот вопрос, он и не снимался с повестки дня. И я уверен, многие политические партии практически этот вопрос не оставляли без внимания в период избирательной кампании. Под давлением, в данном случае под давлением фракции КПРФ это произошло. Вот мой коллега Похмелкин, он неустанно практически боролся, чтобы этот изначально закон не принимался. Под давлением вернулись. Но это не значит, что начали решать этот закон, начали улучшать этот закон. Вы же помните, как мучительно... и сколько было обращений по закону о гражданстве.

Светлана: Хорошо. Пожалуйста, Виктор.

Похмелкин: Я хочу напомнить, что в октябре прошлого года Дума приняла в первом чтении закон о приостановлении действия автогражданки. В конце ноября были подготовлены поправки, как их называют - бархатные, компромиссные, - которые устраивали, в общем, и страховщиков, если, конечно, говорить о реальном интересе, а не о корысти, и автовладельцев. Суть их такова - штрафы все-таки перенести, не так жестко не действовать. Разорвать связь между техосмотром и обязательным страхованием - это совершенно разные вещи. Дать льготы пенсионерам и инвалидам и обратиться к правительству с требованием о снижении тарифа как минимум в два раза. Анализ статистики показывает, что это вполне возможно.

Светлана: Почему не прошло?

Похмелкин: Струсили те депутаты, которые голосовали в первом чтении и не сделали это во втором. Но закон остался. И поэтому Дума вынуждена сейчас - волей - неволей, нравится это кому-то или нет, - судьбу этого закона решить. Его поставили на март, хотя, на мой взгляд, прежний комитет его подготовил уже, это можно делать было раньше, но в марте придется его рассматривать.

Светлана: Хорошо. Скажите мне, пожалуйста, очень коротко, вот я обращусь, наверное, ко всем сейчас, к каждому из вас. В существующем положении вещей, что вас лично - как сотрудника ГАИ, как сотрудника Минфина, как страховщика, как водителя, - что лично не устраивает? Категорически, что вас не устраивает?

Кузин: Нас не устраивает сложившееся положение вещей, к сожалению. Вот то, что мы предупреждали о том, что возможен наплыв таких, тех латентных правонарушений, которые были вскрыты, когда рассчитывались водители на месте. Мы знали об этом и говорили, что при расчете такого тарифа те 500 тысяч, которые были зафиксированы в 2001 году, они возрастут примерно в 2-3 раза при страховании. Потому что гражданин будет законным образом получать эту страховку. Ему не нужно другими методами получать эти деньги. Поэтому, естественно, вот то положение вещей, когда граждане ждут сотрудников ГИБДД, поэтому нагрузка резко увеличивается на сотрудника, который оформляет, и соответственно, в административных группах, где рассматривают. Поэтому здесь бы нужно...

Светлана: Почему вы оказались не готовы к этому? К вам процент идет полисов?

Кузин: Боже упаси. Впервые об этом слышу.

Светлана: Как? Разве нет? Один процент, я читала, идет от оформления полиса. Ничего нет?

Кузин: Никаких нет.

Саркисов: На самом деле один процент идет на фонд безопасности движения, это на превентивные мероприятия по предупреждению ДТП. Это не касается госавтоинспекции.

Светлана: Не касается. А почему же тогда не учли?

Саркисов: К сожалению, хотя, наверное, это следовало бы учитывать.

Светлана: А почему не учли? Ведь говорили сотрудники ГАИ?

Саркисов: Так записано в законе и в постановлении правительства. Я бы хотел прокомментировать немножко то, о чем вы говорите, что не устраивает в законе, что устраивает. Во-первых, я категорически не согласен с тем, что закон принимался впопыхах. Этому закону 10 лет. Его 10 лет мусолили в Думе и пытались отменять, откладывать и так далее.

Светлана: У нас, знаете ли, и 10 лет бывает впопыхах.

Саркисов: Ну... не бывает. Закон хорошо проработан и реально работает уже сегодня. Идеальных законов не бывает, поэтому есть проблемы и с этим законом. Я согласен, что требуется система упрощенного оформления ДТП и подготовки документов. Более того, как это и случилось во всем мире, я уверен, что, и мы к этому придем, будет просто обмен полисами и запись... подпись на неком специальном бланке, который выдается автовладельцам. Но главное, что, я считаю, мешает нам сейчас работать - и ГИБДД, и страховщикам, и, наверное, Минфину, - это то, что этот закон не оставляют в покое и все время его муссируют. Поэтому мы имели наплыв и очереди в декабре и январе, когда люди могли спокойно в течение полугода застраховаться, из-за того, что там началась политическая кампания и спекуляция на этом законе. Почему никто не говорит о высоких таможенных пошлинах ввозных на автомобили, почему никто не говорит о том, что бензин у нас дорожает постоянно. А вот страховка, которая является на самом деле не страховкой автолюбителя, она для пешехода нужна, понимаете? Против недобросовестного или пьяного автолюбителя. Мы почему-то об этом не говорим и на этом пытаемся сэкономить.

Светлана: Так, пожалуйста. Вам, наверное, слово.

Моторин: Во-первых, всех это волнует в связи с тем, что закон реально начал действовать. На 1 января этого года уже заключено, получено страховых полисов 13 миллионов. За январь еще примерно три миллиона. Дальше мы ожидаем, что к концу первого квартала этого года будет застраховано 20 миллионов автомобилей. Можно будет констатировать, что 80% автомобилей будет застраховано к концу первого квартала.

Светлана: Извините, я перебью на секундочку. А какой это показатель? Вот я тоже заключила, получила полис об обязательном автостраховании. В общем... злилась безумно, когда заключала его. Потому что у меня еще действовало мое добровольное страхование, с которым там разобраться без пол-литра невозможно. Как чтобы учли эти деньги? Я сделала это только потому, что я не одна вожу машину, и человек, который еще водит машину, говорит: а вот меня будут страховать, что с этим делать? Я готова была ругаться на каждом посту, доказывая, что у меня есть мое добровольное страхование.

Моторин: Правильно. У меня тоже было добровольное страхование гражданской ответственности на автомобиль, я его переоформил точно так же на обязательное страхование, и это было сделано в страховой компании...

Светлана: Это делают не везде.

Моторин: Это делают. Значит, если это страховая компания не сделала, это означает, что она просто к вам неуважительно относится, как к своему клиенту. Те компании, которые уважительно относятся к своим клиентам, они спокойно переоформляют добровольное в обязательное и засчитывают те суммы, которые были уплачены по добровольному страхованию. Теперь о проблемах. Главная проблема, которая сейчас появилась, это проблема урегулирования убытков. Главное, чтобы сегодня страховые компании, государственные органы сработали таким образом, чтобы не было проблем уже у тех миллионов автовладельцев, которые застраховали свою гражданскую ответственность. И чтобы деньги, которые должны получить пострадавшие лица в автоавариях, получали их своевременно, в полном объеме и без всякой волокиты. Вот эти проблемы действительно нужно решать. Кстати, я должен отметить, что обязательное присутствие представителя ГИБДД на месте аварии не предусмотрено и сейчас правилами страхования. Сейчас можно оформить без представителя ГАИ и затем только...

Светлана: Если нет противоречий.

Моторин: И затем только в дальнейшем отметить в ближайшем отделении ГАИ это оформление. Но это только в том случае, когда небольшая авария, и, самое главное, когда оба автовладельца согласны с обстоятельствами произошедшей аварии.

Светлана: Но я прекрасно знаю, как у нас все-таки на всякий случай хочется вызвать на место. Потому что потом придешь в страховую компанию, а тебе скажут: а вот не было на месте. Знаете, все бывает. Так, одну секундочку. Я хотела, наконец, дать слово автовладельцам-практикам.

Дыховичный: Пострадавшим.

Светлана: Да-да, пожалуйста.

Дыховичный: Вы знаете, я, как всякий нормальный и цивилизованный человек, двумя руками за этот закон, если бы он был, как бы грамотно исполнен, как мне кажется, и работал бы правильно. Потому что, может быть, теоретически там все было принято правильно, но практически мы живем в каких-то разных, как мне кажется, мирах. И я просто столкнулся с этим реально на улице, не стану сейчас вас утомлять рассказом о том... Собственно, я думаю, что здесь прав оказался сотрудник ГАИ как раз, потому что реально на них навалилось... Я вот первый раз в жизни защищаю сейчас ГАИ, это такая странная у меня миссия сейчас будет, потому что количество работы нереальное. Я 4 часа ждал приезда в центре города машины и понимал, что, действительно, у него было 18 вызовов, что нереальное такое. Мало того, действительно, человек, который в меня въехал, он был виноват. У него всего месяц, как получил права, он совершенно спокойно смотрел на меня, понимая, что я в таком беззащитном положении, что мне, для того, чтобы получить с него деньги... Раньше вы понимаете, как бы я получил с него деньги - он бы просто сказал: ну давайте решим вопрос и разъедемся. К сожалению, в нашей стране работает совершенно по-другому вся система. И хотелось бы, чтобы как бы мы были в курсе дела все, что мы живем в этой... вот в таком контексте. А получается, что мы вроде... вы цивилизованные люди и говорите цивилизованные слова, а мы не цивилизованные люди, вот ездим, и вот сталкиваемся с такой, нечеловеческой ситуацией. Я так и не получил эти деньги, хочу вам сказать. Естественно, потому что это нереально.

Светлана: Не хватило сил и нервов дойти до конца цепочки?

Дыховичный: Да нет. Вы же знаете, что такое наша работа. Мне нужно было потратить, я понял, 4 или 5 дней на это - это не реально. Я, конечно, смирился, потому что это была ну не такая большая сумма - для меня. Я не говорю о том, конечно, что в нашей стране людей, хотя они все владельцы автосредств, но ведь эти автосредства разные. Они не способны, наверное, платить эти деньги, которые им сегодня обозначены. И поэтому они так просят, так сказать, смягчений. Но вы знаете, вот последнее, что я скажу - я живу давно и на автомобиле езжу очень давно, и у меня все время ощущение - не только за счет автомобиля, - что все время кому-то что-то должен. И за меня спросить точно не с кого. Понимаете? Это какая-то вот норма жизни. На Западе нигде этого нет. Нигде. Действительно, обмен полисами, вы разъезжаетесь, никаких вопросов нет, голова у вас болит. Конечно, это цивилизованный мир. Но сначала мы вводим, а потом начинаем разбираться. Это, конечно, гениальная...

Светлана: Но, между прочим, это многие... А, между прочим, многие восприняли эту автогражданку как, наверное, Иван со мной согласится, как очередной налог на тех, кто проявил некоторую имущественную состоятельность. Вот автомобиль есть, так на него еще вот возложили эту обязанность. Что, Алексей, вы хотели сказать?

Митрофанов: Я считаю, что вот тут все что-то говорили, но... непонятное, да? Но, например, забыли про то, что наш уважаемый представитель ГАИ назвал латентными случаями. Вы что забыли, как много лет были неформальные разборки? Не ждали милиционера. Неудобно ждать милиционера. Но разбирались неформально. Говорили: давай ключи, где живешь, и пробивали, что это за человек. Если человек слабый и не может за себя постоять, то забирали у него и квартиру, забирали из вещей что-то, приезжали прямо домой. Все это было.

Светлана: А что, сейчас мы избавлены от этого?

Митрофанов: Конечно.

Светлана: Ну конечно, ага.

(смех в студии)

Митрофанов: Подождите, но это путь в этом направлении. Поэтому и ждут милиционера. Вы говорите: давайте как на Западе, приедет кто... В России, если приедет тщедушная девушка страховой агент, мы ей не верим. Мент пришел - ну, все-таки какое-то уважение. Он в погонах, он может, так сказать, посадить, в конце концов, с ним осторожнее надо, так сказать. Вот. Это психология России. Подождите. Давайте еще пару лет так, а потом будем обмениваться культурно страховыми полисами.

Светлана: Кто уцелеет - обменяемся.

Митрофанов: Вот. Понимаете? Потому что... Другое дело, что ГАИ должно, может быть, увеличить количество сотрудников в этой связи, отработать. Потом это проблема большого города. Мы все всегда считаем на Москву. Такой проблемы нет там, по 4 часа ожидать, может быть, в небольшом городе. В Москве, действитееееельно, есть такая проблема - огромный город. Пусть здесь Лужков и Московское ГУВД занимается этой проблемой. Это особая проблема. Но это надо делать. Потому что такое 500 тысяч латентных случаев? За ними были убийства, были разборки, были всякие неформальные ситуации. Но при всем уважении к господину Похмелкину, ну не сможет же он сказать, что это путь к увеличению этих неформальностей. Не так это.

Похмелкин: Но и не к уменьшению.

Митрофанов: Почему? К уменьшению! Ну почему нет?

Похмелкин: При таких выплатах, Алексей, при таких выплатах...

Митрофанов: А почему выплаты? У меня формальная ситуация, у меня ничего не могут отобрать. Ждем милиционера - он разбирается. Ждем страховую компанию.

Светлана: А почему не разобраться за те 4 часа, что ждем милиционера?

Митрофанов: Это моя позиция. Если человек будет давить на меня в этой ситуации, то я имею возможность уже защититься формально. А раньше не мог. Раньше было - "Нуче, как будем выходить из ситуации? Что там будем? Ну, давай там то, се...". Все-таки это путь к разрешению этих ситуаций.

Светлана: А почему вы считаете, что это все равно не путь?

Похмелкин: Да потому что суммы выплат смехотворно мала. Вот по добровольному страхованию, вы страховались, да, Светлана? - 10 тысяч долларов можно получить. Здесь - 4 тысячи долларов, причем это в совокупности. Это и...

- Вот так у нас в Думе считают.

Похмелкин: ...жизнь и здоровье. Хорошо, в рублях...

Светлана: Можно в рублях, ради бога, просто...

- Члены сената или конгресса...

Похмелкин: В рублях, хорошо. 160 тысяч рублей максимум по железу. Вот тут, кстати, прозвучала цифра, и 240 тысяч - ущерб здоровью. Поэтому то, о чем говорил Алексей Валентинович, речь шла о крупном ущербе, из-за чего убивают. Когда, извините, так сказать...

Митрофанов: Да и по мелкому забирают. Вы что не знали бригады, которые работают...

Похмелкин: Сегодня сумма ущерба, настолько мала при таких больших тарифах, что все равно надо будет идти в суд. Но еще одно обстоятельство. Я хочу, чтобы сразу мы его обсудили. Даже этот несовершенный закон нарушается, причем нарушается всеми теми, кто его исполняет. Смотрите, по закону 80% в структуре тарифа должно идти на выплаты. По постановлению правительства – 77%. Что сегодня получается? Есть статистика уже за полгода. При этом по закону каждые полгода правительство может пересматривать тарифы. Значит, по полугодовой статистике можно принимать уже определенные решения. Так вот, по той статистике, которая сегодня есть, только 4,8% полученных сумм всех страховых премий идет на выплаты. Все очевидно. 77%, а здесь 4,8% - уже можно было менять тариф, уже можно как-то реагировать на эту ситуацию.

Светлана: Если верить господину Похмелкину, то простая арифметика доказывает, что здесь какие-то суперприбыли получают страховые компании.

Похмелкин: Нет, я насчет прибыли ничего не сказал.

Светлана: Нет, да? Но...

Похмелкин: Я говорю, что не выполняется закон с точки зрения структуры тарифа. Сегодня совершенно очевидно, что не 77% идет на выплаты в той структуре, которая есть. Вот это очевидно, по-моему, всем. Я так понял, что...

Светлана: Как я поняла, у вас... Куда идут деньги? Или у вас другая статистика?

Саркисов: У нас, во-первых, совершенно другая статистика. Во-вторых, у нас есть статистика, которая подтверждается не полугодом работы закона. При том, при всем, что этот закон начинал работать постепенно, как мы знаем. Сначала только часть населения и так далее. У нас по статистике каждый 6-й водитель попадает в ДТП. Это статистика десятилетий. Плюс есть статистика, которая наработана, так сказать, и в крупных городах и в средних городах. Мы о реальном результате деятельности сможем говорить только через год после деятельности закона в целом. Может быть, действительно, по каким-то категориям автомобилей завышенный тариф. Но, может быть, по многим и заниженный тариф. Понимаете? То есть это на самом деле первый год работы закона. И во всем мире на самом деле там от 10 до 15 лет уходило на то, чтобы выходили на правильный, адекватный и взвешенный тариф. А потом просто тарифы отпустили. Вот в Литве, например, тариф... можно за доллар купить страховой полис.

Светлана: Но все-таки, какой процент идет на выплаты?

Саркисов: На выплаты идет по нашей статистике сегодня, мы 10% рынка почти, 9% рынка контролируем, у нас уходит 70% собранной премии на выплаты.

Светлана: Да?

- Дайте, я поспорю.

Светлана: Сейчас, секундочку. Еще Минфин.

Моторин: Во-первых, господин Похмелкин сказал, что очень маленькие суммы для выплаты. Я хотел бы обратить внимание, что исходя из тех данных, сложившихся уже урегулированных убытков средняя выплата по железу составляет 20 тысяч рублей. То есть это означает, что большую часть случаев эти лимиты ответственности покрывают в полном объеме. Не покрывают только в том случае, если вы разбили "Мерседес" на 30 тысяч долларов - это, действительно, не покрывает.

Светлана: И тогда в суд, да?

Моторин: Тогда виновник несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством...

Светлана: И тогда вся та же история.

Моторин: Вся та же.

Светлана: Алексей Валентинович.

Митрофанов: Вот послушайте. Вся Россия не мыслит категориями 30 тысяч долларов. Вы все с московскими своими делами. Вам 5 тысяч долларов - это мало. Вам давай 10, 20!... Нормально это - 5 тысяч долларов в целом для страны.

- Выше стоимости "Жигулей".

Митрофанов: Да, выше стоимости. А вы все начинаете... а если вы ударите... а если мы "Майбах" ударим, да, так сказать, да? А если "Майбах" ударим?

Светлана: Алексей Валентинович, дайте договорить.

Моторин: Теперь по выплатам. Никогда нельзя сравнивать суммы, которые собирает страховая компания в момент, когда заключается договор, с теми выплатами, которые происходят в этом же месяце. Понятно, что мы должны оценивать выплаты в целом за год. И поэтому та цифра, которую вы назвали, она сложилась, прежде всего, потому, что Государственная дума долго очень обсуждала вопрос отмены закона или приостановления, и в результате основные, половина из тех заключенных договоров были заключены в декабре. Поэтому на самом деле они просто еще не начали действовать. О выплатах можно будет говорить в январе-феврале следующего только года. Потому что тогда основная масса договоров будет действовать в течение всего периода времени своего действия.

Светлана: А там уже и пообвыкнемся.

Моторин: По нашим оценкам вместе с РСА, уровень выплат в 77% будет, достигнут к маю-июню этого года.

Светлана: Понятно. Пожалуйста, Николай Михайлович.

Харитонов: Значит, в этой ситуации надо говорить в первую очередь для чего, для кого и кому выгоден был изначально этот закон. Этот закон в первую очередь выгоден тем, кто его пролоббировал, и страховым компаниям. Я приведу конкретные цифры. У нас 30 миллионов имеют автомобили.

Светлана: 33 миллиона. А, 30 миллионов граждан.

Харитонов: Нам эти расчеты представляло правительство, когда мы принимали закон. Затем, когда в начале говорили, что в первом чтении, с каждого автомобиля в среднем 600-700 рублей - всех устроит. Потом, когда ко 2-му чтению принесли расчеты, примерно по 3 тысячи с небольшим. Получается, что страховые компании при всем при том, а я авторитетно заявляю, это типа "Властелины", Мавроди, финансовой пирамиды - у них сегодня в руках будет, если всех застрахуют, 3 миллиарда долларов. С учетом, у нас примерно 30 тысяч аварий происходит за год, если даже по максимуму они все отдадут, полтора миллиарда чистоганом у них остается. В первую очередь выгодно кому...

- У нас коммунисты прекрасно считают чужие деньги.

Харитонов: У нас сегодня иностранного железа за прошлый год, иностранных автомобилей заехало в Россию... минутку, минутку - это представлял ваш брат из правительства. Расчеты.

- Я это представлял.

Харитонов: 400 тысяч автомобилей заехало иностранного производства только в прошлом году. Это выгодно страховым компаниям и кому они несут так называемые откаты, кто продавил этот закон через Государственную думу. Вот перед всем народом и признайтесь. Он народу не выгоден.

Светлана: Так-так-так, секундочку, подождите. Обвинение прозвучало.

Моторин: Теперь по конкретным цифрам. Я должен сказать следующее. Первое. Средний тариф, который сложился по тем 13 миллионам договоров, на уровне 1922 рубля. То есть даже меньше базового тарифа, потому что есть, как вы знаете, как повышающие, так и понижающие коэффициенты. То есть в среднем, 2 тысячи. А застраховано автомобилей будет, как мы оцениваем, примерно 20 миллионов. И я уже сказал, что это от реальной цифры, 80% от реальной цифры реальных автомобилей, которые есть в стране. Это отличный показатель. Значит, если мы умножаем эти 20 миллионов автомобилей на 2 тысячи, это 40 миллиардов - то, что получат страховые компании. Теперь ущербы. Вот ГАИ представляло специальный доклад по поводу ущербов, которые у нас происходят. Так вот, общий ущерб, который в результате дорожно-транспортных происшествий, составляет 280 миллиардов рублей. В том числе 60 миллиардов рублей по железу, и 180 миллиардов - жизни и здоровью. Вот такие суммы нужно будет покрывать в дальнейшем. И поэтому, если говорить о том, сколько денег войдет в компанию и сколько выйдет из компании, то эти суммы будут примерно одинаковы. В законе, и это вы прекрасно должны знать, есть строгие ограничения. Не больше 20% на ведение дела и не более 5% - прибыль страховых компаний. Причем эта прибыль, я вас уверяю, она будет только в первый год-два-три. Все страны...

Светлана: Такое ощущение, что они себе в убыток будут работать.

Моторин: Кстати, большинство стран, которые вводили эту систему страхования, в конце концов, приходили к убыточности. Я не говорю, что это плохо для страховых компаний. Страховые компании зарабатывают на другом. К ним приходит клиент, они его страхуют не только обязательному автострахованию, но и страхуют сам автомобиль и другие виды страхования. Поэтому они зарабатывают на другом.

Светлана: Понятно, что...

- А вы спросите его.

Светлана: Да, пожалуйста. Человек судился даже уже, имеет опыт, да.

Королёв: Значит, половина из того, что говорят представители правительства, это ложь. И, к сожалению, господин Митрофанов тоже не прав в данном случае. Надо понимать наше законодательство. Если приезжает на ДТП гибэдэдэшник, ну, гаишник уважаемый, и устанавливает подставу, то это умысел одной из стороны, в случае умысла страховку не получает никто - ни одна, ни вторая. Поэтому если приезжают сотрудники ГИБДД и говорят, что это умысел, то есть подстава, то наезд продолжится. Это недостатки даже не данного закона, а это недостатки гражданского кодекса. Это первое. Второе. По поводу лжи правительства. Значит, в двух судебных заседаниях правительство не предоставило ни одного документа по расчету. Ваши представители напрямую 21 января сказали, что у вас нет ни одного документа, ни по выплатам, ни по страховкам, ни по аварийности, никаких цифр вообще нет. Они также сказали, что среднюю цифру, которую вы собирали, это было 10 дней назад, 1300 рублей с машины. У вас - 1900. Кто из вас говорит правду, кто нет? Я говорю, вы собираете 2 тысячи. Они говорят: нет, извините.

- Я бы хотел сказать...

Моторин: Я называю официальные цифры, которые сейчас сложились.

Королёв: Вот официальные, они моим и цифрам, которые говорят депутаты.

Харитонов: Вот голос народа! Вот голос народа трудового!

Королёв: Вы конкретно, если учесть 215 тысяч ДТП. Выплаты по железу составят примерно одну шестую от выплат по здоровью людям. Примерно. Но на все про все потребуется не больше 15 миллиардов рублей. Вы по минимальным прикидкам без повышающих коэффициентов, у кого были аварии, вы в этом году соберете 40 миллиардов. Вы уже перебираете. Если этого недостаточно, я говорю, что на Украине 9-й год ОСАГО. Они собирают...

- Там застраховано не больше 10% населения.

Королёв: 20%, опять передергиваете. Они собирают 400-500 рублей с машины, и конкретно на 9-й год жизни они выплатили по ОСАГО 27% от собранных средств. Им 500 рублей в 4 раза больше хватает, чем выплаты. Мы перебираем по базовому тарифу в 4 раза больше, и, соответственно, платим в 4 раза Украины больше. То есть получается, вы будете платить в 16 раз меньше, чем соберете. Я когда говорил в суде о своей точке зрения...

Моторин: Я должен встречно вам сказать. Я назвал цифры, которые вы можете проверить, и это цифры не Минфина, не страховых компаний, это цифры ГАИ.

Королёв: Я бы проверил с удовольствием, все дело в...

Моторин: 60 миллиардов по железу и 180 миллиардов - ущерб по жизни и здоровью.

Королёв: В ущерб по жизни и здоровью не надо, пожалуйста, включать расходы в школьное образование, расходы на воспитание ребенка и так далее. Оплачивается только то, что положено гражданским кодексом. Если человек, извините, погибает, только расходы на похороны. При этом если он не кормилец...

Моторин: 35 тысяч погибших, 315 тысяч раненых на те суммы, которые положены по выплатам.

Королёв: Правильно. Вот именно эти цифры берутся в нормальные расчеты. 70 тысяч каждому пострадавшему из 215 тысяч. Учитывая, что средняя зарплата России где-нибудь в глубинке от этих 70 тысяч очень далеко. Так вот все выплаты по пострадавшим... 215 тысяч помножаем на 70 тысяч - коллеги, это всего-навсего...

Саркисов: Вы так играете цифрами... Откуда вы их берете, скажите?

Королёв: Страховая компания, покажите хотя бы одну выплату...

Саркисов: У вас одни автомобиль, я понимаю, вы один ездите. Откуда у вас цифры...

Королёв: Я прошу вас показать хотя бы одну выплату физическому лицу, превышающую 70 тысяч рублей.

Саркисов: Приезжайте к нам в оплатный центр и посмотрите. Мы выплачиваем 400 убытков в день.

Светлана: Так, секундочку... У меня вопрос. Вы свой иск выиграли? Одну секунду, подождите.

Королёв: Я иск проиграл...

Светлана: Вы проиграли.

Королёв: Еще находятся три. Но самая большая проблема в том, что правительство не предоставляет ни одного документа. И когда господин Похмелкин говорил, что оно не дало документы и Государственную думу, я эту точку зрения поддерживаю. Документов нет, обоснования тарифов нет.

Светлана: Дальше что будете делать? Вы проиграли.

Королёв: Нет. Если Верховный суд судит без документов, что в данном процессе просто запрещено категорически, то, судя по всему, с самим процессом будет разбираться суд в Страсбурге. Потому что это заведомо неправосудное решение. Нет, не надо над этим смеяться. Вы можете принести любые ваши расчеты, любые. И суд скажет - расчеты формально положены, Королев их вправе оспорить, вправе не оспорить. Вы даже расчеты не кладете. От вас...

Светлана: Все понятно. Тщательнее к судебным разбирательствам, пожалуйста. Одну секундочку, остановитесь уже, все, остановитесь, пожалуйста.

Моторин: Вы умножьте 200 тысяч на 70 и уже получите 15 миллиардов только по жизни, и, причем пострадавших, еще 35 тысяч погибших, это по 160 тысяч, считайте...

Светлана: Так, мы всех уже запутали цифрами. Пожалуйста.

Саркисов: Значит, без цифр. Вот уважаемый пострадавший, да, не знаю от чего и от кого, говорит о том, что ему не дали цифр. Ну, это смешно, сейчас требовать... Марафонец начал бег на 42 километре. После 2-го километра требовать его результат конечный. Дайте ему добежать до конца, а потом требуйте цифры. Мы вам дадим все цифры.

Светлана: Так тогда поздно будет, пробежит уже.

Саркисов: Да? Так, а зачем тогда дистанцию устанавливать?

Похмелкин: В соответствии с законом все цифры, связанные с автогражданкой, должны ежегодно публиковаться. Поэтому, вот видите, год истек...

Саркисов: Они публикуются, кстати, на сайте их смотрите...

Похмелкин: Нет, минуточку. Вы-то здесь причем? Уважаемое правительство, когда вы опубликуете цифры-то для всеобщего сведения?

Моторин: Как только страховые компании предоставят отчеты, они должны будут представить отчеты к концу февраля, они будут обобщены и представлены.

Похмелкин: То есть закон уже не выполняется. Потому что год истек, а они...

Светлана: Ага, мы обязательно проверим.

Похмелкин: ...вот отсюда и разногласия.

Моторин: Вы считаете, что 2 января уже есть цифры?

Похмелкин: Не в этом дело.

Харитонов: Ни одна страховая компания в ущерб себе работать не будет!

- Совершенно правильно.

- Согласен.

Светлана: Так, одну секундочку. Пожалуйста, Алексей Валентинович.

Митрофанов: Я думаю, что мы здесь путаем, и все участники дискуссии, две вещи. Нужен ли закон вообще и размер тарифов.

Светлана: По-моему не спорит никто, что нужен. Мы говорим о качестве закона.

Митрофанов: Нет, вот спорят. Вот Николай Михайлович говорил, не нужен закон.

Харитонов: Я объясню почему...

Светлана: Качество закона.

Митрофанов: Вы послушайте. Тариф - это другая тема. Тарифы устанавливает правительство, и я тоже считаю, что он завышен, и это можно спорить. Потому что 70 долларов в среднем за машину - многовато. Но что закон нужен - это нужно обязательно. Вы не спорите, что нужен закон такой?

Королёв: Глобально нет, безусловно. Но вопрос как всегда...

Митрофанов: То есть, нужен закон, скажите это слово. Закон нужен, тариф...

Королёв: Вопрос в реализации закона.

Митрофанов: Вот. Правильно.

Харитонов: Когда принимался закон в нулевом варианте, в отличие от многих членов ЛДПР, он постоянно на заседании бывает, - так же, Алексей, постоянно ты бываешь?

Митрофанов: Да, бываю.

Харитонов: В отличие от многих.

Митрофанов: Да.

Харитонов: Членов ЛДПР.

Митрофанов: Нет, все, наверное, не проходят.

Харитонов: Когда мы выступали, говорили: в этой социально-экономической ситуации закон был скороспелым, преждевременным... Хоть представитель госкомпании и говорит страховой, что этот закон 10 лет в муках где-то он ходил, рождался... Мы вели разговор - фракция КПРФ, агропромышленная депутатская группа, - когда закон этот обсуждался, - он стремительно, быстренько его накатили под занавес 3-й Государственной думы. Мы говорили: должно быть и добровольное и обязательное страхование. Чтобы у человека был выбор. Но здесь стремительно подсчитали все. Пусть не говорит Моторин, что они просчитали. Я уверен, прежде чем зайти, вы посчитали, как выйти из этой ситуации. И сами себе в убыток никто не будет.

Митрофанов: Вот ваша проблема: вы не поняли, что в России не бывает или добровольно или обязательно. Обязательно - это обязательно. Это обязательно для всех. Либо добровольно... Значит это уже добровольно, понимаете? Если добровольно.

Харитонов: Сегодня у нас средняя зарплата, здесь вот товарищ, пострадавший от всего и вся сказал, а я вам скажу, в народно-хозяйственном комплексе средняя зарплата 4.400 в месяц. В деревне -1850 рублей.

- Мой полис стоит 800 рублей.

Харитонов: Можно сегодня застраховать автомобиль?

Светлана: Довольно много от 1800-то - будьте нате!

- Ну а что, несколько раз в год, если машина, если бензин покупают...

Светлана: Обратите внимание, даже депутаты критикуют, а их машины застраховало государство.

Харитонов: Я сам свою машину еще не страховал?

Светлана: Нет, не страховало?

Харитонов: Не страховало еще.

Светлана: Сами страхуете?

Митрофанов: Знакомые страховые компании.

- Депутат обязан выполнять закон...

Похмелкин: Два слова можно? Вот логика интересная. Давайте по году, говорит, посчитаем. И потом, значит, если даже выяснится, что неправильно тариф установлен - на следующий год, может быть, в лучшем случае, снизим. Деньги возвращать не будут, по закону не надо. Так вот я думаю, и мы это, конечно, сделаем обязательно - мы организуем массовые иски к страховым компаниям, потому что тариф посчитан неправильно. Это установка закона - 77% будьте добры. И если меньше, в конце концов, то значит, закон нарушен, значит, нарушены права граждан. Вот вы что еще получите - массовые иски по этому поводу.

Светлана: Вот скажите мне, пожалуйста, может быть и вы, Иван. Вот как вы считаете, какая должна быть эта самая...

Дыховичный: Вы знаете, я человек честный и понимаю, что я зарабатываю все-таки приличные деньги, да? Но я все-таки ближе к народу, мне кажется, чем многие, которые комментируют этот закон. Понимаете, я не езжу с такими номерами как у вас, я соблюдаю все правила...

Светлана: Ну не спорьте, кто из вас ближе к народу, ну что вы! Пожалуйста.

Дыховичный: Приятный диспут у нас получился. Я думаю, что люди достаточно ясного... когда они пишут письма. Они формулируют ту сумму. Конечно, она может быть ниже, чем как бы компетентные люди могут сказать: нет, это слишком мало. Но надо найти какой-то компромисс здесь. Это, безусловно, так, потому что количество людей, которые на это обижены... Только невероятная терпимость нашего народа, скажу так, это выдерживает.

Светлана: Послушайте, ну вот пример действительно. Если это в два раза выше, чем пенсия у инвалида, как вообще это можно? Почему нет категорий все-таки граждан? Почему нет этих самых льгот?

Моторин: Во-первых, по инвалидам льгота есть. Она установлена самим законом - 50% должно доплачиваться за счет федерального бюджета. Инвалид, получивший автомобиль с ручным управлением, если речь идет об этом, а это был конкретный пример, который приведен...

Светлана: И он платил 3800.

Моторин: Ему государство обязано по закону, на это предусмотрено 300 миллионов рублей в федеральном бюджете на этот год, ему будут компенсированы 50%.

Светлана: Для этого он должен набегаться, извините, на свой коляске. Это должно быть автоматом, когда он оформляет полис, извините. Разве нет? Для человека-колясочника?

Моторин: Вопрос процедуры, он действительно очень важен. Он очень важен и при получении льгот, и при оформлении выплат и так далее. И это вот тот вопрос, который действительно должен совершенствоваться. И он будет совершенствоваться в процессе. Должен обратить внимание на следующее. Ведь сейчас страховые компании только учатся, как заключать договора, как урегулировать убытки, как оценивать ущербы и так далее.

Светлана: Хорошо. Скажите мне, пожалуйста, считаете ли вы, что действие закона в его нынешнем виде необходимо приостановить? Левая кнопка – "да", правая кнопка – "нет", этого делать не надо. Пожалуйста, голосуем. Итак, кто считает, что это так, надо приостановить - 52%. А 48% считают, что и так сойдет. Будет действовать. Итак, скажите мне, пожалуйста, что бы вы, не дожидаясь статистических данных за год, сделали немедленно с этим законом?

Похмелкин: Тарифы должна утверждать Дума, а потом Совет Федерации. Федеральным законом, на глазах у всей страны, публично, как это делается в отношении налогов. Нас выбирают для того, чтобы мы принимали решения.

Светлана: Так, к сотруднику ГАИ.

Кузин: Изменения в закон необходимо вносить. И то, о чем говорили господа депутаты, я полностью с ними согласен. Но многие вопросы можно урегулировать на уровне подзаконных нормативных актов. Правила дорожного движения установлены правительством Российской Федерации, правила обязательного страхования тоже утверждены правительством Российской Федерации, именно вот эти вопросы, которые упрощают процедуру оформления, упрощают процедуру страховых выплат.

Светлана: Так, понятно. Иван.

Дыховичный: Я считаю, что нужно сначала упростить всю процедуру получения. Она должна быть логичной. Понимаете, сначала надо все-таки... не сначала надо ноги отрезать, а потом считать, сколько их, понимаете? Как в том анекдоте. А сначала надо все наладить. А мне все время рассказывают, что надо жить в России долго очень, чтобы, понимаете, закон стал работать, чтобы страховку стали правильно выплачивать. Вот мы как бы всю жизнь это слушаем все, и нормально.

Светлана: И все время подопытные.

Дыховичный: Ну да.

Светлана: Да. Пожалуйста. Наверное, к вам.

Моторин: Первое, что действительно нужно сделать, это упростить процедуру. И здесь уже ГАИ свои предложения представило, они будут, вероятно, приняты в ближайшее время. А второе, что нужно сделать, это дифференцировать тарифы. Дифференцировать тарифы в зависимости от режима пользования автомобилем. Потому что если человек пользуется каждый день автомобилем, то риски, которые он несет при пользовании этим автомобилем, они как раз соответствуют тем цифрам, которые сейчас Дума говорит, что нужно утвердить. Я здесь, кстати, должен отметить. Когда говорят о том, что давайте, сделаем тариф 600 рублей. Умножьте эти 600 рублей на 10 лет, получаете - сколько? Шесть тысяч. Средняя выплата сколько? 20 тысяч уже сложилась, и она растет. Это показывает, что, собственно говоря, для того, чтобы обеспечить 20-тысячную выплату, если вы раз в 10 лет попали в аварию и стали ее виновником, необходимо 2 тысячи рублей, что, собственно говоря, и сложилось по реальным выплатам, по реальным средним страховым премиям. Поэтому необходимо, конечно, смотреть на ту статистику. Если страховые компании будут собирать больше, чем они будут выплачивать - естественно, тарифы будут снижаться, и мы вместе с вами это будем рассматривать. И последнее. Естественно, что при этом тарифы в любом случае, как бы они ни утверждались, они должны основываться на реальной статистике. Реальна статистика, на самом деле, появится через 2-3 года. Система обязательного страхования вступает в свой кризис через 2-3 года. Это показывали все восточно-европейские страны, которые прошли эту систему. И поэтому главное не только в том, чтобы тарифы соответствовали реальным выплатам, но и самое главное в том, чтобы защитить интересы тех застрахованных лиц, которые могут не получить соответствующего, так скажем, обеспечения со стороны страховой компании, если эта страховая компания разорится. Можно занизить тарифы, но через 2-3 года половина страховых компаний разорится и не будет вообще никакой системы страхования и страховой защиты.

Светлана: Понятно. Мы сумбурно поговорили об автогражданке. Уже, по-моему, слово это знакомо всем и каждому. На самом деле, как ни крути, все равно закон принят. Наверное, его нужно дорабатывать, но придется исполнять, потому что это закон, который принят. Никто не спорит, что это наше будущее. Впереди у нас, действительно, закон о страховании жилья и другого имущества. Наступает золотой век страховщика. И к этому надо привыкать. Это была программа "Основной инстинкт". Спасибо. До свидания.

источник

на главную # страница программы # январь, февраль, март 2004 # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Hosted by uCoz