Реклама
цифровая печать широкоформатная

<<< на главную # власть vs тв - эпизоды # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. Дополнительный раздел # карта сайта

НОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КИСЕЛЁВА

Его этико-эстетический принцип -- интеллигентность без снобизма и ханжества.

НГ № 61 (2615), 29 марта 2002. Людмила Романова, Наталия Ростова.

 

Пять часов потребовалось представителям Федеральной конкурсной комиссии на то, чтобы определить, кто станет новым хозяином "шестой кнопки". Как и предсказывала "НГ", лицензию на право вещания на этой частоте получила команда Евгения Киселева при поддержке консорциума, в который пока входят 10 предпринимателей и 2 политических тяжеловеса в лице главы Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского и руководителя Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова. Решение было единогласным, и министру печати Михаилу Лесину не пришлось использовать свое право решающего голоса. Теперь конкурс позади, команда Киселева отметила победу, и сейчас главным становится вопрос: какое телевидение мы увидим на "шестой кнопке"? В распоряжении "НГ" оказалась концепция телевещания, с которой команда Евгения Киселева одержала победу на конкурсе и намерена начать свой выход в эфир уже в конце апреля. Сегодня мы публикуем этот документ.

 

РАЗВЁРНУТАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЕЩАНИЯ

 

Вещание "Национальной телевизионной сети — ТЕЛЕ 6", если ему суждено состояться, будет ориентировано по преимуществу на так называемый средний класс, быстро формирующийся в России, на его думающую, социально активную часть.

 

У этой аудитории свои отчетливо осознаваемые интересы и не вполне традиционная для России ментальность. Выражаясь метафорически, это ментальность Штольца, а не Обломова, Лопахина, а не Раневской. Эта аудитория жизненно заинтересована в демократическом, светском и подлинно правовом государстве, в становлении и развитии норм и институтов гражданского общества. Не одиозная триада графа Уварова: "Православие, самодержавие, народность", а просвещенный патриотизм, чуждый ксенофобии, конформизму и раболепию, — вот основа идеологии нарождающегося среднего класса.

 

Наш потенциальный зритель не инфантилен, это взрослый, отвечающий за себя человек. Его не нужно воспитывать, опекать, поучать, оберегать от "вредных влияний" и прочее. Ему нужна объективная, нетенденциозная информация, ее внятный анализ, ее интерпретация с предельно разных позиций. Он ценит "сократическую" ("истина рождается в споре") функцию телевидения, диалогичность как принцип, но отвергает монологизм, пропаганду, манипулирование, превращение ТВ в инструмент политтехнологий, в средство лоббирования чьих-либо частных или групповых интересов.

 

Наконец, наша потенциальная аудитория — это люди, не являющиеся телеманами; они умеют пользоваться различными каналами, средствами приобщения к миру информации и культуры, ориентируясь на преимущественные особенности каждого из каналов. Поэтому они предпочитают на ТВ те жанры, виды, типы программ, которые наиболее органичны на телеэкране, являются воплощением специфики эфирного телевидения — и как индустриальной, "поточной" области творчества, и как органически массового и неизбежно коммерциализированного канала, — а не суррогата элитарных творений духа.

 

Интеллигентность, но без снобизма и ханжества — вот наш этико-эстетический принцип. Заранее готовы заявить и о том, что не будем конкурировать с кем-либо на огромных и многолюдных маргинальных пространствах общества.

 

Мы хорошо понимаем, что обрисованная целевая аудитория пока что не доминирует в структуре российского населения. Даже в столице и крупных центрах (судя по анализу предпочтений) она составляет лишь его, населения, пятую-четвертую часть. Но если страна будет выздоравливать, если ее не настигнет очередная социальная катастрофа, эта аудитория будет быстро расти. Социальный заказ этой аудитории — и только ее заказ — намерена выполнять "Национальная телевизионная сеть — ТЕЛЕ 6".

 

Таковы социологические и общеметодологические посылки концепции обновляемого канала, а ее конкретным концентрированным воплощением является наша программная сетка. В общих чертах она достаточно хорошо известна и практически доказала свою эффективность (с сентября по декабрь 2001 года мы занимали вторую-третью строчку в московских рейтингах и четвертую в национальной выборке; и это при старте даже не с нулевой, а с минусовой отметки в мае и при сравнительно небольших затратах). Поэтому в основе своей сетка "третьей версии" ТВ-6 останется той же, что была у нас в сентябре-ноябре минувшего года, но в качестве, в наполнении ряда программ, в некоторых блоках, линейках претерпит заметные изменения.

 

Воспроизведем основные, принципиальные характеристики доработанной сетки. Они таковы:

 

— утренний канал - набор постоянных рубрик: новости, спорт, погода, обзор прессы, красивая оздоровительная линейка (физкульт-шоу), мультибудильник, повтор вечерней линейки "Тушите свет" в утренней модификации, криминальные новости, реплика публициста. Из-за быстрой ротации утренней аудитории предполагается двух-трехкратный повтор части рубрик;

— строгие новостные линейки. В перспективе - со специализацией некоторых из них: превращение одной из дневных линеек в "офисную", а линейки в 19.00 — в "новости двух столиц" (по мере восстановления региональной сети и готовности сетевых партнеров замещать этот выпуск аналогичным местным);

— дневные слоты между информационными выпусками заполняются повторами праймовых вечерних проектов, линейкой лучших отечественных фильмов, одной мыльной оперой, по мере возможности — не дешевой, линейкой познавательного документального сериала, спортивной линейкой "Дистанция" и одной оригинальной дневной линейкой в жанре тотального шоу (пример из недавнего прошлого — "За стеклом") или несложной ежедневной игрой с элементами ток-шоу;

— первый слот между вечерними новостными выпусками заполняется и новыми проектами С.Сорокиной, К.Набутова, Б.Вермана и Э.Жандарева, Э.Успенского, В.Шендеровича, и итоговой программой Е.Киселева (то есть звездами телевизионного эфира) или отечественным сериалом (в том числе — в перспективе — производства собственной продюсерской студии);

— второй слот прайма заполняется зарубежным сериалом достойного качества с чередованием через месяц-два с новыми запусками тотального шоу (этот формат будет постоянно версифицироваться, интеллектуализироваться, превращаться в модель тех или иных общественных отношений, коллизий, социальных утопий, антиутопий и т.д.) или с оригинальными документальными циклами (примеры для иллюстрации: "Страсти по Нобелю", "Здесь был СССР", "Новейшая история" и т.п.). Документализм останется стилеобразующей доминантной чертой облика ТВ-6;

— далее: информационно-аналитическая программа "Грани" с В.Кара-Мурзой и — в перспективе — ночной канал, формат которого будет зависеть от возможностей финансирования;

— вечером в пятницу, субботу и воскресенье сетка будет иной. Ее опорные элементы: вечерние шоу и ночной кинопоказ - по возможности рубрицированные, выстроенные в жанровые, тематические, авторские, "звездные" и т.п. циклы (это важно, чтобы придать нашим кинопоказам некую дополнительную специфически телевизионную ценность, поскольку участвовать в конкуренции денежных мешков, показывая по два блокбастера в вечер, мы, конечно, не можем), два социальных шоу ("Забытый полк" и жанрово сходная недетская программа о детях), культурно-исторические циклы "Дачники" и "Интересное кино", два музыкальных проекта ("Соловьиная ночь" и "Земля — воздух") и — в перспективе — одна-две игры, не похожие на идущие по другим каналам, типологически новые. Трансляции спортивных соревнований — в меру наших ограниченных на сегодняшний день возможностей.

 

Таков неполный перечень основных программ. В работе, в стадии пилотов находятся и некоторые другие, которые, как мы надеемся, помогут нам решить две задачи, пока не нашедшие удовлетворительного решения на ТВ: сделать высокорейтинговую программу о проблемах мировоззренческого уровня и характера (ее прообраз — экологическая программа "Опасный мир", которая должна трансформироваться в программу о глобальных вызовах XXI века) и программу о реальной жизни России не только в ее горячих точках и зонах стихийных бедствий. Реальной — за пределами МКАД — России на центральных каналах сегодня нет, "мы живем, под собою не чуя страны" — хорошо, что пока еще не в мандельштамовском смысле.

 

И последнее. Необходимо, как нам представляется, коротко рассказать и о том, чего на канале определенно не будет. Необходимо, поскольку форма и образ канала создаются не только его содержательным наполнением, но и самоограничениями, этическими и эстетическими табу. Не будет бытового стриптиза духа, публичной стирки исподнего (не путать с брутальной веселостью, пусть даже на грани фола: это, ежели не при детях, не страшно). Не будет агрессивной попсовой пошлости и юмора ниже пояса (хотя мы понимаем: "пипл хавает", чем ближе к полу — тем рейтинговей). Не будет сплошного замыливания дневного эфира, не будет "слезовыжималок", выдаваемых почему-то за социально значимые программы. Не будет трансляций богослужений, поскольку на телеэкране храмовое соборное действо превращается в кич.

 

Впрочем, все это следует из преамбулы нашей концепции. Гарантий же того, что обозначенные планы осуществимы, что канал будет обладать "лица необщим выражением" и иметь достойный рейтинг, служит команда профессионалов, создавшая некогдa лучший телеканал страны — НТВ, сумевшая всего за полгода превратить маргинальный Шестой канал в один из лидирующих, бывшая первооткрывателем многих форматов, жанров, принципов конструирования эфира на отечественном ТВ и, несмотря ни на что, сохранившая творческий потенциал и душевные силы, чтобы сделать новое телевидение.

 

О НОВЫХ ПРОГРАММАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ.

 

Так называемые реалити-шоу — новейшее направление в области телевидения. В отличие от интеллектуальных игр на деньги, где форматы разные, но впечатления у зрителей остаются абсолютно одинаковые, реалити-шоу предоставляют бесконечное разнообразие возможностей. Стоит посмотреть хотя бы — насколько разными получились "За стеклом-1, -2" и "Последний герой".

 

ТВ-6 первым разработал собственный формат реального шоу. "За стеклом" стал одним из самых рейтинговых проектов 2001 года. Учитывая ошибки и недоработки первого "За стеклом", было создано новое реальное шоу "Последний бифштекс", где герои старше, а их задача — не просто выиграть главный приз, но и создать собственный бизнес.

 

За пределами России уже выходит около 30 различных вариаций подобных проектов. В каждом из них заложена оригинальная идея. В каждом собственный принцип отбора участников. Среди форматов есть и некоммерческие. То есть те, куда люди приходят не заработать деньги или получить квартиру, а просто чтобы пообщаться с новыми людьми и показать себя. Но, как показывает практика, такие форматы пользуются популярностью только у молодежи, зрителям же старшего возраста реальные шоу с внушительным главным призом интереснее.

 

Теоретически любое шоу может нести в себе какую-либо позитивную идею. Как "Последний бифштекс" демонстрировал, что любой желающий при наличии определенных качеств характера может создать свое дело, так американское шоу "Combat Missions", в котором принимают участие бывшие спецназовцы, показывает, что в стране есть еще герои, способные защитить страну и сограждан.

 

С экономической точки зрения реалити-шоу — один из самых рентабельных телевизионных проектов. Во-первых, практически все реалити-шоу, которые когда-либо демонстрировались в мире, пользовались огромным успехом у зрителей и, соответственно, были высокорейтинговыми. Во-вторых, реальные шоу заключают в себе неограниченные возможности для "продакт плэйсмент" — размещения скрытой рекламы товаров и эфире. В-третьих, большую выгоду способны принести прямая реклама и спонсорство, а рекламодатели неизменно приходят за высокими рейтингами.

 

Еще одним направлением развития телеканала станет собственное производство сериалов и создание новых телевизионных фильмов (преимущественно — экранизаций качественных бестселлеров отечественного книжного рынка). Как показывает практика, сериалы российского производства — наиболее высокорейтинговый и рекламоемкий продукт. Еще одним преимуществом собственного кинопроизводства является его экономичность (многоразовое использование, возможность переуступки прав другим каналам и продажи прав на видеорелиз).


<<< на главную # власть vs тв - эпизоды # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации. Дополнительный раздел # карта сайта

Hosted by uCoz