Реклама
Насчет УБРиР Екатеринбург отзывы только недавно читал по интернету - все спокойно было.

<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Интервью руководителя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Шохина Светлане Сорокиной в программе "Герой дня" (НТВ), 19.06.2000.

 

Сорокина: По объективным причинам мы с вами последние несколько дней не говорили об экономике. Между тем, экономическая мысль не знает отдыха и передышек. И вот, сегодня в Москве состоялась такая конференция инвесторов, видимо еще не совсем напуганных, самых стойких. И конференция эта называлась "Политика, экономика, власть". Один из самых активных участников этой конференции, выступавший на ней, это председатель думского комитета по банкам Александр Шохин.
Честно говоря, смотрела ленту сообщений с конференции и видела там выступления ваши, Гайдара, других экономистов, но не видела никого из иностранцев. Они что, тихо так сидели и внимали? Были ли они вообще?

Шохин: Иностранцы были, более ста представителей инвестиционных фондов присутствовали на конференции. Здесь, видимо, уместно сказать что такое инвестиционная конференция. Как правило, это инвестиционные фонды, которые готовы инвестировать в ту или иную страну, которые хотят послушать: а что же в стране происходит, пора вкладывать или нет. И вовсе не предполагается выступление иностранных докладчиков, они просто задают вопросы, и проясняют ситуацию. А представители властей, правительства, Думы, Центрального банка должны рассказать, что они собираются делать. Действительно сотня с лишним инвесторов сегодня присутствовали. Не все, естественно, были представлены первыми лицами, но люди ответственные за работу с иностранной клиентурой принимали участие.

Сорокина: Александр Николаевич, как я поняла, тон был оптимистичный у выступавших, ну, такой, все-таки оптимистичный. Не знаю, это диктует сама конференция или это действительно такое убеждение тех, кто говорил, но насколько это убедительно для тех, кто приехал, для этой сотни представителей, и насколько на их настроение повлияли последние наши политические события или это не значимо?

Шохин: Вы знаете, сегодня, когда я выступал на конференции, я и вчера, кстати, во время официальной церемонии, официального обеда делал небольшой доклад, я сказал, что есть объективная картина, это законы, принятые Государственной Думой и парламентом в целом, это программа правительства, в основном, конечно, инвесторы ориентируются на эти документы. Но есть то, что можно назвать не инвестиционным, а психологическим климатом. Инвестор часто принимает решение под влиянием субъективных факторов. И картинка объективно может быть хорошей, красивой, и в нее даже поверят, но одно неправильное движение может смазать все. И, честно говоря, и вчера, и сегодня приходилось выслушивать вопросы: "А то известное событие с известным медиа-магнатом, это некая закономерность или случайность? Это элемент борьбы с экономической преступностью или это технология выстраивания власти?" и так далее. К сожалению, на все эти вопросы участники сегодняшней конференции с российской стороны ответов не могли дать объективно? и хотелось, что бы президент в ближайшее время поставил все точки над «и» в этом вопросе.

Сорокина: Теперь по конкретике. Вот насколько можно верить тем высказываниям, что Россия вполне может обойтись без внешних заимствований? Вот сегодня не однажды это звучало. Сейчас немножечко расшифрую. Значит ли это, что и по выплате огромных наших внешних задолженностей, процентов по ним мы тоже можем обойтись без внешних заимствований?

Шохин: Действительно, сложилась в 2000 году ситуация, о которой даже нельзя было мечтать год назад, складывается положительное сальдо бюджета, баланса, и торгового баланса, экспортируем мы гораздо больше, чем ввозим. Более чем 40 миллиардов положительное сальдо торгового баланса.

Сорокина: А мы толково используем эту ситуацию?

Шохин: Вот мы ее начинаем сейчас использовать и в частности налоговая реформа, которая проводится в условиях благоприятной мировой конъюнктуры, конъюнктуры связанной с высокими ценами на нефть и ценами на газ, которые как правило следуют за ценами на нефть, самое грамотное решение здесь - снизить налоги. Я считаю, что принципиальное решение власти приняли правильное. Именно в ситуации, когда у нас есть возможность компенсировать возможное падение поступлений дохода в казну из-за резкого снижения ставок, вот эту ситуацию использовать для революционной налоговой реформы.

Сорокина: Успеть бы только. Что касается вот этих выплат внешних?

Шохин: Я думаю, что представители правительства не лукавят и действительно есть возможность обслуживать внешний долг, включая даже долг по оригинальным графикам платежей, не прибегая к новым внешним заимствованиям, не прибегая к кредитам международных финансовых организаций. Сейчас даже другая проблема стоит: Центральный банк пополняя резервы свои, а за полгода этого года на восемь миллиардов долларов увеличились золотовалютные резервы центрального банка, он вынужден имитировать рубли. И стоит проблема, которую специалисты называют "стерилизацией денежной массы". И, конечно, можно было бы эти деньги потратить, повысив зарплаты, пенсию, увеличив другие расходы, но это приведет к инфляции. Здесь нужно, безусловно, балансировать. И, кстати сказать, лучший способ стерилизации этой денежной масс - платить по долгам. И, в частности, настал такой момент, когда и Минфин в состоянии платить по своим долгам перед Центральным банком. Другое дело, что в этой ситуации трудно вести переговоры с кредиторами. У нас буквально сейчас начинается процесс переговоров с Парижским клубом, официальных кредиторов. Мы хотели бы послабления в области платежей официальным кредиторам, частично даже списания долга, но вот мешает как раз эта благоприятная ситуация и дай бог, если правительству удастся повторить успех февраля этого года, когда мы договорились о частичном списании долгов Лондонскому клубу.

Сорокина: В пятницу была встреча, кстати говоря, премьер-министра и ведущих банкиров, и вы тоже принимали участие в этой встрече, Геращенко тоже там был, насколько известно. И говорилось как раз об этой проблеме, что не должно быть ни искусственного завышения, ни искусственного занижения курса рубля. Но, при этом ваше высказывание, вы сказали, что фактически должен быть введен режим валютного управления, без его объявления. Что это будет значить на практике, и каким будет курс рубля?

Шохин: Вообще-то, по моей просьбе, я попросил председателя правительства и председателя ЦБ публично, в присутствии 25 ведущих банкиров ответить на вопрос: какая будет политика обменного курса. Что бы не толковал ни рынок, ни граждане, будет ли рубль девальвироваться, что бы помочь отечественным производителям, либо он будет укрепляться, что бы удешевить обслуживание внешнего года. И председатель правительства, и председатель ЦБ сделали такое полуофициальное заявление, которое стало тут же достоянием гласности, что нынешний курс адекватен ситуации и власти, правительство и ЦБ, будут работать в рамках, ну может быть, отклонения от этого нынешнего курса, но незначительных отклонений. Колебаний резких не будет. И я в этой связи высказал гипотезу, что фактически, не должен быть введен, а фактически введен режим валютного управления или достаточно узкого коридора. Но ни в коем случае объявлять эту политику не надо, потому что не дай бог эта конъюнктура изменится и нам придется выходить из коридорной системы, а это будет воспринято как кризис. Сейчас мы должны исходить из того, что курс будет относительно стабильным и никаких валютных спекуляций и игры на понижение или на повышение не может быть. И стало быть нужно думать о другом. О том, как кредитовать реальный сектор без избыточной надежды, что, напечатав деньги можно решить проблемы нашей промышленности. А выпуская новые долгосрочные финансовые инструменты, помогая банкам реструктурироваться, защищая права кредиторов, не допуская оттока активов у заемщиков и так далее. Это более кропотливая работа, но ею нужно заниматься, безусловно, уже сейчас.

Сорокина: Александр Николаевич, означает ли это, что даже цифры 32 к концу года можем не достичь, как заложено было в бюджете?

Шохин: Ну, я думаю, что не достигнем.

Сорокина: Александр Николаевич, еще хотела спросить, можно ли в этих условиях, когда у нас есть какой-то запас денег, увеличить суммы для АРКО, агентство по реструктуризации, потому что они очень просят об этом, им не хватает средств, или это какая то другая статья и здесь нельзя вливать деньги?

Шохин: Безусловно, нужно думать о реструктуризации банковской системы, в том числе и путем бюджетной поддержки агентства по реструктуризации кредитных организаций. Думаю, что в бюджете на следующий год мы найдем возможность увеличить объем средств, который направляется на цели реструктуризации.

Сорокина: Еще связанный с этим вопрос, раз уж заговорили об АРКО, это то, что касается гарантий вкладов банковских. Вот по этому поводу. Почему требуется внести какой-то отдельный документ, что это должен быть за документ, как Дума должна его одобрить, когда он может вступить в силу?

Шохин: Дело в том, что нынешний закон о банках и банковской деятельности дает одну только гарантию по вкладам: банки, в которых государство имеет более 50% и могут рассчитывать на государственные гарантии по вкладам. Фактически у нас один банк, который пользуется этой гарантией, это Сбербанк. Есть и другие банки с государственным участием, но у них нет розничной сети, они с населением не работают, а поэтому не пользуются этой гарантией. Вот в пятницу на встрече премьера и председателя ЦБ с банкирами встал вопрос о том, что бы создать универсальную систему гарантирования вкладов, ну, во-первых, для того, что бы действительно резко повысилось доверие к банковской системе. А во вторых, что бы банки конкурировали за деньги населения, предоставляя им лучшие услуги, предоставляя, может быть, большие проценты по депозитам и так далее.

Сорокина: А сейчас должен быть законопроект какой-то по этому поводу?

Шохин: Да, будет приниматься закон, наш комитет работает над этим законопроектом, но до сих пор нам не удавалось выяснить позицию президента и правительства. Похоже, что сейчас правительство и президент сформируют свою точку зрения, и было бы желательно, что бы они внесли эту точку зрения в виде законопроекта. Дума мешкать здесь не будет, и мы быстро примем соответствующий закон.

Сорокина: Что касается точки зрения президента и правительства на многие экономические вопросы, они должны быть выяснены в ходе представления краткосрочной экономической программы на 18 месяцев, той, что Греф сейчас разрабатывает по заказу. Вот вопрос здесь такой. Почему потребовалось сделать этот проект краткосрочный, на восемнадцать месяцев отдельно? А во-вторых, здесь Думы-то какое участие, просто ознакомят вас или вы можете поучаствовать?

Шохин: Государственная Дума никогда не участвовала в одобрении этих документов, но 18-месячная программа это, по сути дела, бюджет на 2001 годи и оценка хода выполнения бюджета на этот год. И поскольку бюджет на следующий год в августе по бюджетному кодексу уже должен быть представлен в Государственную Думу, а в конце сентября он начнет уже обсуждаться и первая декада октября, это традиционное принятие бюджета в первом чтении, либо его отклонение с целью создания согласительной комиссии, то именно на этот период придутся дебаты по обсуждению экономической программы правительства. И я думаю, что какая бы замечательная программа ни была, но если она не успеет получить своего отражения в проекте бюджета, ее постигнет участь замечательных предшествующих программ: обсудили, одобрили и положили в долгий ящик.

Сорокина: Не могу не спросить такой вопрос, очень серьезный, земельного кодекса. Я обратила внимание на оптимизм ваших высказываний по этому поводу, вы даже сказали, что вполне возможно, что до конца весенней сессии будет внесен, и даже как-то концептуально одобрен такой документ. Мне не понятно, почему вы так оптимистично смотрите на этот процесс, неужели в Государственной Думе нынешней поборников частной собственности на землю больше, чем противников?

Шохин: Вы знаете, действительно не так просто было принять земельный кодекс. В декабре 97 года Круглый стол у президента создал некий согласительный механизм и только сейчас согласительная эта технология завершается и может быть представлен согласованный этот документ. Я последний год считал. Что идеальный вариант, это разделить земельный кодекс на два закона, на законы разных уровней, федеральный основа земельного законодательства, где провозглашаются права частной собственности на землю и региональные законы, которые через ратификацию этого федерального закона вводит право частной собственности в том или ином регионе, в зависимости от традиций, продвинутости в области реформ и так далее. И это было бы лучшим выходом из положения. Потому что по моим оценкам две дюжины регионов пошли бы на такую ратификацию. Остальные могли бы переходные механизмы закладывать. Но, во-первых, даже в федеральном таком законе нужно вводить ограничение на право частной собственности на землю, на целевое ее использование, на доступ иностранцев и так далее. Но, в то же время, я думаю, с учетом этих ограничений президент мог бы внести свою версию земельного кодекса и свою версию соответствующей главы гражданского кодекса, она у нас не работает, пропуск у нас в гражданском кодексе есть, с тем, что бы попытаться уже со следующего года ввести этот механизм. У нас сейчас намечается дискуссия интересная с правительством, Дума оказалась более решительной по поводу пенсионной реформы. Правительство предлагает пару лет еще подумать и отсрочку на два года сделать.

Сорокина: А Дума говорит: не надо.

Шохин: Закон мы уже приняли. Сейчас нужно принять закон о порядке его введения в действие. И вот здесь есть консервативное решение правительства и решительная позиция Думы. Небывалая ситуация. На мой взгляд правительству сейчас нужно иногда присматриваться к Думе и ее способности принимать правильные законы.

Сорокина: Получается, что сейчас у вас есть надежда, что сейчас есть шанс пройти закону о частной собственности на землю?

Шохин: Думаю, что есть. И единственная загвоздка в том, успеет ли президентская сторона вбросить его в рамках весенней сессии. Если нет, то, я думаю, что Государственная Дума наступит на горло собственной песне и продлит работу до 1 августа или, даже, до 1 сентября.

Сорокина: Ого!

Шохин: Интересы страны превыше всего!

Сорокина: Посмотрим, посмотрим. Кстати говоря, не могу не спросить последнее. То, что касается проектов по укреплению федеральной власти, Совет Федерации, губернаторы, местное управление. Как сейчас настроение у Государственной Думы, в связи с последними событиями, будут ли какие-то коррективы внесены?

Шохин: Я думаю, коррективы нужны. И, как мне кажется, и президент не рассчитывает на то, что они в чистом виде должны быть приняты. То есть он сам вполне готов к тому, что бы корректировать эти законы. Я думаю, что предложения по корректировке этих законов, которые содержатся предложениях "Союза правых сил", "Яблока", они очень разумны. Но очень важно, что бы Совет Федерации, вот здесь я не соглашусь с некоторыми губернаторами, которые хотят, что бы сенатор был их порученцем, если он неправильно себя ведет, то его будет можно отзывать, назначать нового. В равной степени хотелось бы, что бы Совет Федерации, созданный по принципу регионального представительства отрывался от интересов региона. И поэтому действительно нужна некая технология воздействия на Совет Федерации со стороны регионов.

Сорокина: Благодарю вас, Александр Николаевич. Напоминаю, что говорили мы с Александром Шохиным, руководителем думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Говорили мы об экономической ситуации, которая складывается к концу думской весенней сессией.


<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Hosted by uCoz