Реклама

<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Интервью руководителя депутатской группы "Российские регионы", Олега Морозова Светлане Сорокиной в программе "Герой дня"(НТВ), 17.05.2000.

 

Сорокина: Сегодня Государственная Дума утвердила нового премьер-министра, которым стал Михаил Касьянов. И откликаясь на это событие, один из бывших премьеров сказал сегодня буквально следующее: "Работающий президент, работающее правительство, это ж песня может получиться". Ну, какая песня может получиться, мы еще не знаем, а вот "хор" депутатов Государственной Думы звучал сегодня очень стройно. Надеюсь, мой вольный пересказ сегодняшних событий в Госдуме не обидел моего сегодняшнего собеседника, это руководитель депутатской группы "Российские регионы" в Государственной Думе, Олег Морозов.
Я к чему все говорю? Сегодня два события: в Государственной Думе выбрали Касьянова, а в Совет Федерации утвердил нового генпрокурора. И там, и там все прошло довольно складно и легко. И там, и там звучали пояснения типа: "Это доверие президенту, в первую очередь". Но вот вопрос. Почему такая несамостоятельность, или это желание дистанцироваться от той ответственности, которую на себя берет, в данном случае, президент?

 

Морозов: Ну, я бы поостерегся использовать термин "несамостоятельность", скорее всего, нужно размышлять об утверждении Касьянова в связи с тем, что только что прошла инаугурация нового президента. Президент начинает свою президентскую деятельность. И начинает он ее с первой акции: он предлагает Думе кандидатуру премьера. И у Думы, в этом случае, должны быть супер весомые основания для того, что бы отказать в этом президенту. То есть, нужен набор аргументов, что бы сказать: "Несмотря на то, что президента избрали подавляющим большинством в первом туре, несмотря на то, что он имеет право начать какую-то свою дорогу, мы против этого возражаем, мы не согласны с выбором избирателей и поэтому отказываем". Ну, Касьянов должен был сделать что-то просто выдающееся, для того, что бы его сегодня не утвердили.

 

Сорокина: Этот кредит доверия, который сегодня подтвержден дважды, насколько он велик и насколько долго он будет длиться, как вы полагаете?

 

Морозов: Я не буду говорить за Совет Федерации, поскольку там, наверное, трудно говорить о каком-то кредите доверия, связано с конкретными акциями. А вот применительно к Думе - здесь достаточно все ясно. Первое испытание, серьезно, которое будет проходить правительство, это, видимо, осень нынешнего года, то есть тогда, когда правительство придет с бюджетом. И к этому времени уже какую-то дистанцию пройдет и сам президент, а совершенно очевидно, что президент и правительство сегодня - это одно и то же, примерно. Я как-то пошутил, что правительство имени Владимира Путина. Не в обиду будет сказано Михаилу Касьянову и правительству, но Дума есть Дума. И я думаю, что осенью разговор с правительством и с Касьяновым, да и с президентом, будет уже другой. По крайней мере, появятся уже реальные основания спросить за это, за это и за это. Высказать какие-то свои претензии по той программе, которая, конечно, воплотится в бюджете, с которой придет в Государственную Думу правительство.

 

Сорокина: Теперь о программе. Я внимательнейшим образом слушала сегодня трансляцию сегодняшнего заседания Государственной Думы, и обратила внимание на следующее: программы, как таковой, представлено не было. Вы выступили с предложением, что вообще было бы неплохо поправку в закон о правительстве внести, о том, что человек, претендующий на этот высокий пост должен представить все-таки программу действий. Как вы полагаете, во-первых, согласятся ли депутаты принять такую поправку к закону о правительстве, и второе, почему никого не смутило отсутствие программы?

 

Морозов: Начну со второго. Отсутствие программы не смутило потому, что мы уже всех премьеров, которых мы уже утверждали в Государственной Думе, утверждали вот в этом режиме. Просто сейчас все поняли, что что-то мы не совсем правильно подходим к этой процедуре. Причем, особенно это важно, когда новое правительство при уже действующем президенте приходит, когда нужно и по старой программе сказать, что же делало правительство, и с нового спросить: "ты с чем к нам идешь?". Но дело в том, что действительно, ни в конституции, ни где такого требования не заложено. Поэтому Дума вынуждена, разговаривая с кандидатом, опираться на любые другие обстоятельства, принимая это решение, нежели на реальную программу. Поэтому мотивация бывает самая разная. Ну, нынешнюю мотивацию очень правильно определили, сегодня это связано с тем, что Дума оказала доверие действующему президенту. Пожалуйста, формируйте программу и приходите. Но, вообще говоря, это не совсем верно, потому что депутат должен понимать за что, собственно, он голосует. Отвечая на ваш первый вопрос, я считаю, что мое предложение очень разумно. Я надеюсь, что оно будет поддержано Государственной Думой.

 

Сорокина: То есть, вы всерьез собираетесь предложить эту поправку?

 

Морозов: Конечно. Идея очень проста. Вносится кандидатура премьера и до того, как он появляется в Государственной Думе представляется письменный доклад, скажем, потому что программа - это громко сказано. Доклад, где обозначены некие важные параметры. Ну, например, что будет с экономикой в течение года, на какие цифры мы выйдем, что будет, скажем, с пенсией, какие законы предполагает правительство внести в Государственную Думу. Иначе, как я сегодня уже сказал, мы окажемся в плену некоей политической вкусовщины. Кто-то встает и говорит: "А знаете, Касьянов неудачно ответил на вопрос, который мы ему задали на фракции. Ну, волновался человек и неудачно ответил на вопрос, не может же это быть основанием для того, что бы сказать "Да" премьеру или "Нет" премьеру. И потом, премьер - это высокое должностное лицо, но есть еще и правительство. И программа, это не только программа премьера, это и программа правительства, и президента. И хоть какие-то вехи этой программы Дума должна иметь, прежде чем она будет голосовать за премьера. Но это, в каком-то смысле, беда и Думы, в том числе, что мы не обратили на это внимания раньше.

 

Сорокина: Да и вот теперь самое важное. Когда выступали руководители депутатских групп, фракций, звучали всевозможные замечания, я бы сказала, такие наказы депутатские. Наказы новому премьеру, диаметрально противоположные. Одни говорили о земле одно, другие говорили противоположное. Одни говорили, что государственное регулирование в сфере экономики должно усиливаться, другие говорили, что рыночные механизмы и ничего кроме. Ну и эта вот пресловутая программа экономическая Грефа. Одни говорили: "Катастрофа", другие, что нужно ее исполнять. Касьянов, по-моему, единственный в зале не читал программу Грефа, во всяком случае, он так и заявил. Вот вас не смутило, что он, в отличие от вас, не знаком с программой? А второе, какой же будет эта программа экономическая правительства?

 

Морозов: Я отчасти уверен, что Касьянов слукавил, когда говорил, что он не знаком с программой Грефа. Скорее всего, он этой фразой пытался, как бы дать понять, что программа еще формируется, в ней еще не расставлены все точки над и. И поэтому, брать на себя ответственность за программу Грефа или за программу какого-то другого разработчика он не хочет. Я так прочитал его фразу. А что касается разных наказов и разных требований, которые предъявляются правительству, так что же вы хотите? В Думе четыреста пятьдесят депутатов, в Думе девять фракций, они по-разному смотрят на мир и на то, что должно делать правительство. А задача соискателя так построить свои взаимоотношения с депутатами во время обсуждения, что бы и те, кто, скажем, просит одного, и те, кто просит другого, были так или иначе удовлетворены. По-моему, Касьянов достаточно ловко прошел между этими буронами политическими и получил, соответственно, доверие.

 

Сорокина: Но если дальше смотреть на процесс, то какая-то программа должна быть? Вот обещают, вроде, к началу июня, или к какому-то другому близкому сроку.

 

Морозов: А вот тут как раз и начинается то, о чем вы спрашивали меня. Тут и начинается реальная политическая жизнь. Если сегодня тридцать, или сколько-то, членов КПРФ проголосовало за Касьянова. Если предположить, как он обещал, что в начале лета он представит эту программу, экономическую программу в Государственной Думе, и там левая фракция не увидит того, чего они хотят увидеть, то, я думаю, что интонация разговора с правительством в Думе будет меняться. И наоборот, я допускаю, что "Яблоко", которое сегодня выступило против Касьянова, или часть СПС может напротив увидеть в этой программе то, что их удовлетворит, и они будут мигрировать в сторону поддержки правительства.

 

Сорокина: Но, вы же уже не будете в целом уже обсуждать: одобрять или не одобрять эту программу. Вы будете устраивать какие-то сложности в процессе законодательного утверждения тех или иных положений.

 

Морозов: Ну почему же. Если мы представим, что будет представлена такая программа, которая будет просто категорически не устроит большинство депутатов Думы, у нас есть механизм, он прописан в конституции, просто выразить недоверие этому правительству, несмотря на малый срок его пребывания в Белом Доме.

 

Сорокина: А у правительства есть механизм организовать большинство в Думе.

 

Морозов: И да, и нет. Это все будет зависеть от того, что там написано.

 

Сорокина: Что касается этой программы Грефа. Вы с ней знакомы?

 

Морозов: Да.

 

Сорокина: Она что из себя представляет всерьез? У вас она вызывает сильное отторжение или нет?

 

Морозов: Вы знаете, я вообще к таким инициативным программам, которые не приобрели никакого официального статуса, всегда отношусь совершенно спокойно, как читаешь детектив. Так и здесь. Я вообще не сторонник как-то серьезно, и в этом смысле солидарен с Касьяновым, сейчас начать обсуждать эту программу. Никто не сказал: "Именно с этой программой мы пойдем дальше". Потому что, если с этой программой - тогда давайте всерьез. Первый, второй пункт, там, земля, как вы говорите, приватизация, национализация и так далее. Там, кстати, прописаны очень интересные моменты, связанные с механизмом национализации, что могло бы понравиться левым, которые выступают зато, что этот механизм должен появиться в России. Но понимаете, нет сейчас предмета для разговора.

 

Сорокина: Понятно, не будем бояться заранее.

 

Морозов: Конечно. Вот придет Касьянов в июне, как будет называться эта программа, или скажет Путин: "Я буду опираться в своей экономической политике на программу, разработанную Германа Грефом", тогда будет о чем говорить.

 

Сорокина: Хорошо. Ближайшие планы Госдумы до каникул. Что вы ожидаете из серьезного, большого, проблемного обсудить и принять?

 

Морозов: Я думаю, будет два таких пакета законов, которые, уверяю вас, сделают жизнь Государственной Думы очень бурной. Это, во-первых, пакет налоговых законов. И, если сегодня вы слышали выступление Касьянова, он сегодня обозначил некоторые позиции, которые в сумме сводятся к тому, что надо налоги снижать, в том числе и подоходный налог. И там есть ряд других, довольно серьезных нововведений, которые вызовут совершенно разную реакцию в Государственной Думе. В том числе, я хочу обратить ваше внимание, среди тех фракций и депутатских групп, которые принято относить к проправительственным, не все так просто. Это те проблемы, которые касаются дорожного фонда, единого социального налога, а это означает, что пенсионный фонд не будет целевым образом напрямую получать денежные средства. Ну, и единая шкала подоходного налога для граждан, предполагается 13%, довольно таки радикально. Тоже может вызвать вопрос, а сможем ли мы тогда, через этот налог, резко сниженный, наполнить федеральный бюджет, ведь оттуда идут пенсии, зарплаты бюджетникам и так далее. И второй пакет, о котором все говорят, но которого еще никто не видел. Это предполагаемый пакет законов и поправок, который будет касаться федеративного устройства. Это принцип формирования Совета Федерации. Или тот закон, который сегодня прошел в первом чтении, что бы отобрать у субъектов федерации право согласовывать отставку начальников ГУВД, то есть, министр сам может снять, без согласования с главой федерации. Это тоже, я вас уверяю, своего рода политическая бомба.

 

Сорокина: Этот пакет, вы, кстати говоря, ожидаете от президента непосредственно получить или откуда?

 

Морозов: Я не могу сейчас вам однозначно сказать, как это будет выглядеть. Потому что здесь можно очень легко обойти президента, то есть, сделать вид, что он здесь не причем. Найдется пять депутатов, которые подпишут эту бумагу, и мы с вами не будем достоверно знать, что это вышло из недр администрации президента. Но, вообще, все знают, что в администрации президента, в правительстве, видимо, какими-то группами экспертов готовится целый ряд поправок в действующее законодательство, которые касаются этой проблемы, взаимоотношение центра и субъекта федерации, как распределить полномочия, сколько их будет у федерального центра, сколько у субъекта федерации. И все знают, идею Путину о том, что федеральный центр должен усилить свои позиции, свое присутствие в субъектах федерации. Но, еще раз повторяю, для депутатов эти решения будут очень не простыми.

 

Сорокина: Как вы ожидаете, вот в этом пакете по второй части могут быть какие-то законопроекты, которые будут касаться принципов формирования верхней палаты парламента?

 

Морозов: Почти уверен на сто процентов, что такие инициативы будут. И даже знаю разные варианты, которые сегодня гуляют в головах разработчиков, отдельных депутатов и в администрации правительства, и в правительстве. Суть их очень проста: отказаться от внешнего принципа формирования Совета Федерации, и перейти к принципу представительства, но в лице глав субъектов федерации, а по одному представителю от субъекта федерации от законодательной и исполнительной власти. В этом есть какие-то свои резоны, но в этом есть и масса вопросов, которые нужно внимательно изучить, прежде чем дать окончательный ответ.

 

Сорокина: А общее настроение ваших коллег? Скорее пересмотрят принцип формирования, или скорее откажутся это делать?

 

Морозов: В любом случае этот закон попадет, если, скажем, Дума его примет, в Совет Федерации. И я сразу могу дать вам сто процентный прогноз. Закон о формировании Совета Федерации обязательно должен пройти стадию утверждения или не утверждения в Совете Федерации.

 

Сорокина: А я вчера говорила с Николаем Васильевичем Федоровым, насколько я поняла, это может быть просто утверждено президентом?

 

Морозов: Нет. Это может быть только в одном случае, если Совет Федерации сознательно откажется рассматривать этот закон, пройдут сроки, четырнадцать дней, которые отводятся на то, что бы этот закон был рассмотрен, и тогда он прямо попадает президенту. Но, я не могу допустить мысли, что наши уважаемые сенаторы пропустят такой закон мимо себя.

 

Сорокина: Ну, пока определенно ничего сказать невозможно, и по настроениям депутатским тоже не очень понятно, как они отнесутся к такому изменению?

 

Морозов: Будут серьезные дискуссии.

 

Сорокина: Спасибо, Олег Викторович. Напоминаю, что разговаривали мы с Олегом Морозовым, руководителем депутатской группы "Российское регионы".


<<< на главную # <<< на страницу сезона # Светлана Сорокина: передачи, интервью, публикации # карта сайта

Hosted by uCoz